Человек и природа в философии Возрождения
Европейская философия, вступая в эру Новейшего поры, теснее располагала долгую историю, множество теорий и концепций, 10-ки налаженности и немножко философских мировоззрений. Посреди мыслителей Новейшего поры одни глядели на мир еще по-средневековому, остальные возвратились к древнему мировоззрению, третьи сформировали новейшую агрегат по отношению к миру. Но эта агрегат не водила к творенью новейшего мировоззрения, не доставляла новейшего заключения давнишних тем: там, где античность разговаривала «да», а средневековье — «нет» (либо напротив), новенькая философия предпочитала не отвечать совсем.Европейская философия, вступая в эру Новейшего периода, теснее располагала долгую историю, множество теорий и концепций, 10-ки порядков и немного философских мировоззрений. Посреди мыслителей Новейшего периода одни глядели на мир еще по-средневековому, остальные возвратились к древнему мировоззрению, третьи сформировали новейшую конструкцию по отношению к миру. Но эта агрегат не водила к творенью новейшего мировоззрения, не доставляла новейшего заключения старенькых тем: там, где античность разговаривала «да», а средневековье — «нет» (либо навыворот), новенькая философия предпочитала не отвечать совсем. Редкая в прошлые эры и отличительная для новейшей философии агрегат воздержания от конкретных ответов привела к тому, что желая метафизика и не исчезла совершенно, но сформировалась могучая тенденция отказа от метафизики в множество того, что ее задачки не могут заработать научного заключения.
Из агрегата воздержания вытекало еще одно отличительное для новейшего разновидности мышления явление: рвение к разделению тем. Разграничиваются сферы опыта и умозрения; вопросцы, на тот или другой можнож отвечать верно, отделяют от тех, на тот или другой отдать пунктуальные ответы нереально. Спор шел о том, где пролегает эта граница и можнож ли философу перебегать ее, но квиталось признанным фактом, что граница, делящая науку и метафизику, живет. Пунктуальное определение науки, отделенной от метафизики, стало важной задачей философии Новейшего периода. И еще одну начальную конструкцию сформировала эта философия: убежденность в функциональной природе людского ума. Она подчеркивала, что познание не грызть пассивный процесс, что ум разрешает препядствия в согласии не совсем только с природой вещей, да и со свойской своей природой. Это в полноценной ступени содействовало отделению теории мышления от теории бытия, науки от метафизики.
Новенькая философия по главным дилеммам противостояла средневековой философии. Она жаждала водиться посюсторонней, утверждая, что живет только лишь один-одинехонек мир и только лишь им соответственна заниматься философия, тогда как средневековая философия имелась насквозь трансцендентной и утверждала, что вне преходящего, земного мира живет другой — нескончаемый и священный мир, а земной мир грызть только его отражение. Средневековая философия ориентировалась на конструирование порядков, новенькая философия — на исследование фактов.
Родными истоками философия Новейшего периода уходит в XV в., иной раз начала формироваться новенькая картина мира, возникли ингредиенты другой социальной, религиозной, художественной и высоконравственной культуры, а мыслители прониклись рвением к творенью новейшей, противостоящей средневековой, философии и водились убеждены, что вправду творят ее. По сути XVв. не был для философии переломным: ежели разговаривать о зародышах новейших философских идей, то они возникли ранее, а ежели о их зрелой форме, то позже (зачатки новейших идей можнож найти у оккамистов в X^., а зрелую форму эти идеи обретают только в ХVIIв.).
Даже по убеждению собственных водящих представителей философия XV-XVI вв. имелась только сравнительно новою: новою по отношению к средневековой схоластике, а не к античной философии. Они считали себя не столько творцами, сколько реставраторами философии, что разъясняется как их преклонением перед античностью, так и внедрением ее авторитета для обоснования собственных взоров. Оттого новейшую философию они разумели как восстановление античной, а всю историю философии — как последовательное развитие от античности к современности, но с один-одинешенек крупным перерывом в тыщу лет — средневековьем. Эта концепция несостоятельна, ибо она очень резко противопоставляет Новое период средневековью и очень сильно сближает его с античностью.
1-ые философы эры Восстановленья вправду водились конструктивно критичны по отношению к схоластике и демонстративно подчеркивали близкую касательство с античной философией, но равномерно новенькая метафизика стала все наиболее прогуляться на средневековую, чем на античную, и в точке точек сформировалась агрегат воздержания, тот или иной имелась не античной и не средневековой по происхождению, а абсолютно уникальной, порожденной духом Новейшего периода.
Так как временные рамки эры Новейшего периода прибывают предметом долголетних дискуссий (введенное в научный оборот понятие «новая история» также дискуссионно и хронологически очень подвижно), мы в аккуратно дидактических целях распознаем историю новейшей философии (термин, обширно применявшийся историками философии в начале ХХв.), включающую в себя и эру Восстановленья, а в целом хронологически охватывающую ХУв. — основную третья часть XIX в. и историю новой философии. Начало заключительной можнож датировать 1830г., иной раз увидел свет 1-ый том «Курса положительной философии» Огюста Конта, а в 1831г. погиб Гегель, гибелью тот или другой закончилась история новейшей философии.
1. Общекультурная черта эры Восстановленья
В истории европейской культуры этот период давать имя Ренессансом, либо Восстановленьем, так как, находясь на рубеже 2-ух огромных эпох, он был светской реакцией на многолетнюю устремленность разумов к потусторонним целям. Это период характеризуется творением специализированной культуры, обычным выражением тот или иной имелась и философия Восстановленья. Но не совсем только философия и не в основную очередь философия. В политике переход от средних веков к Новенькому периода связывается с событиями большущего значения: в 1453г. турки брали Константинополь; в 1480г. Наша родина освободилась от татаро-татарского ига, в 1492г. затем взятия Гренады Испания освободилась от арабов. XVв. — это период Медичи во Флоренции, но севернее Альп культурно-политические дела оставались средневековыми, а в Великобритании вплоть до 1485г. продолжалась война Белоснежной и Красной Роз. Только в XVte. новейшие формы жизни укореняются в Европе, приходит период великолепия папского Рима и величия габсбургских кесарей; это период Генриха IV во Франции и Елизаветы в Великобритании, период наивысшей скелет и заката Испании.
Наибольшее событие, именуемое Реформацией, вышло в истории христианства: в 1415г. сожжен на костре Ян Гус; в 1478г. введена экзекуция, в 1498г. сожжен на костре Савонарола; в 1517г. Мартин Лютер назначил именитые виттенбергские тезисы, а в 1522г. был издан его перевод Библии на германский язык; в 1531г. появилась англиканская церковь; в 1541г. Жан Кальвин утрясает протестантскую республику в Женеве и там же в 1556г. был сожжен на костре ученый Сервет; в 1572г. произошла Варфоломеевская ночь; в 1598г. Нантским эдиктом во Франции иноверцам обещана свобода исповедания; в 1600г. в Риме сожжен на костре Дж. Бруно. Но XVв. — это не совсем только период Реформации, да и период Жанны д'Арк (1429г.), период «Подражаний Христу» Фомы Кемпийского — один-одинехонек из наибольших творений христианской литературы (1441г.), а XVI в. — это период происхождения ордена иезуитов (1540г.) и Тридентского храма (1545г.).
Искусство в эру Восстановленья очевидно доминировало, оттесняя на 2-ой план другие области культуры, включая и философию. Это имелось период предпочтительно итальянского Ренессанса: Боттичелли и Донателло, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Севернее Альп в ХУв. еще доминирует средневековое искусство, строятся готические храмы и иной раз в ХУ1в. тут готика начинает уступать близкие позиции, итальянцы теснее перебегают от классики к новенькому стилю — барокко (к примеру, Тинторетто в живописи). Литература этого периода представлена, с одной сторонки, искренним натурализмом Франсуа Рабле, а с иной — утонченной поэзией Ронсара. На этот период приходятся и наибольшие географические открытия: в 1492г. обнаружена Америка, в 1498г. раскрыт путь в Индию, в 1521г. завоевана Мексика и совершено основное кругосветное странствие.
Приблизительно 1450г. датируется изобретение книгопечатания; в 1471г. построена основная в Европе обсерватория, в 1582г. введен грегорианский календарь; еще ранее (1540г.) Сервет раскрыл кровообращение. В 1543г. вышло наибольшее научное событие эры, иной раз имуществом ученых стала книжка Н. Коперника «О обращениях небесных кругов». Великий вклад в развитие филологии внесли гуманист Эразм Роттердамский, латинист Лоренцо Валла, эллинист Грам. Буде. Невзирая на полноту сохранившихся первоисточников (благодаря книгопечатанию), понятийная неразработанность и поэтическая туманность учений этого периода сооружают спорными препядствия их интерпретации — к примеру, отношение к пантеизму у Н. Кузанского и Дж. Бруно.
Характерной необыкновенностью возрожденческой философии имелась ее полемичность, сплетенная со рвением разорвать с недавним прошедшим в особе схоластической философии. При огульном осуждении схоластики не принималось во заинтересованность, что поздняя схоластика предлагала совершенно несхоластические идеи: мыслители Х1У в. устремлялись завуалировать личный отдаление от средневековых традиций, тогда как XV в. намеренно акцентировал на этом заинтересованность, афишируя как преодоление схоластики идеи, сформулированные самой схоластической философией в X^. В итоге мыслители эры Восстановленья, сражаясь со схоластической традицией и считая схоластическое познание негодным балластом, не могли от данной традиции избавиться, продолжая думать в рамках схоластических категорий. Считая древних философов родными союзниками, они практически водились поближе родными взорами не античности, а средневековью.
Мыслители Восстановленья устремлялись во цельных областях жизнедеятельности проводить принцип свободы — как реакцию против жесткой регламентации, отличительной для христианского средневековья: в религии это привело к реформационным движениям, в политике — к идее свободы наций и индивидов. Конкретно в это период встали густыми конфликты меж собственными убеждениями отдельных философов и ученых, с одной сторонки, и заявками церкви либо страны — с иной. Не средние века, а эру Восстановленья идет считать эрой «страдальцев науки»: Бруно сожжен на костре, Галилей обязан отречься от собственных взоров, Кампанелла 27 лет провел в тюрьме.
Научная истина заслуживает личностный нрав. Авторитеты утрачивают свое прошлое значение, так как, ссылаясь на древних философов, лицезреют в их не высшую инстанцию, а собственных союзников. Нормируется личный писательский стиль и новейшие показные формы философии: великая простосердечие идеи — как реакция против схоластической изощренности; великая естественность идеи как реакция против схематизма схоластической философии; великая действительность мышления как реакция против априорных спекуляций схоластики. В целом — это период рвения к познанию, располагающему практическое значение для улучшения жизни: не познание для познания, а познание как множество, средство познания природы и господства над нею. Желая результатом попыток скоро и бегло подчинить природу имелось наиболее конструктивное, чем в средние века, распространение «скрытого познания» — магии, алхимии, астрологии.
Философия Восстановленья не могла на сто процентов замерзнуть самостоятельной от религии, а возникшие антихристианские движения активизировали защитные функции христианства. Реформация же активизировала религиозно-философские интересы, сделав актуальными почти все, позабытые в средние века, дискуссии и препядствия, связанные сейчас с противоборством католицизма и протестантизма. Протестанты водились любителями сомнения к уму, примата воли и убежденности в безграничной воле воли Господа. Католики исходили из доверия к уму и убежденности в рациональности мира. Протестантская теология устремлялась «растворить» в для себя философию, католицизм выступал за сохранение ее условной автономии. Католики ориентировались на Ф. Аквинского, протестанты — на В. Оккама и остальных номиналистов.
В качестве предвестников философии Восстановленья можнож именовать 2-ух мыслителей, живших на пороге эры, — Николая Кузанского и Леонардо да Винчи. Николай Кузанский (1401-1464) родился в местечке Кузы на Мозеле, где еще главенствовала схоластика, но великую количество жизни провел в качестве епископа, а потом кардинала в Италии. Был любителем средневекового неоплатонизма, но на его основанию отдал выражение новенькому способу мышления. Кузанский провозглашал совершенство мира, отталкиваясь от концепции священной эманации, постулируя в то же время иррациональность и особенность бытия: ум не в состоянии понять священное бытие, так как Бог, из тот или другой все исходит и в тот или иной все хранится, грызть «совпадение противоположностей».
Новеньким был взор Кузанского и на познание, тот или другой он считал ограниченным, но поочередно прогрессирующим: философия быстрее мастерит явным наше незнание, чем достает новое познание. При всем этом он уделяет свое внимание на функциональную роль ума, пользующегося в процессе познания начальными принципами, прототипом что может служить математика как самая четкая наука. Гносеологические идеи Кузанского обогнали его эру, но в целом его взоры на природу, его индивидуализм и антирационализм водились типичны для возрожденческой философии.
Леонардо да Винчи (1452-1529) был любителем другого — наиболее научного и эмпирического — дела к природе: умнейший живописец подступал к исследованию природы научнее, чем проф естествоиспытатели его периода. Прототипом для него был Архимед, а не знаменитые в эру Восстановленья алхимики и астрономы, тот или иной он давать имя «плутами и безумцами». Родными подходами Леонардо возродил дух оккамистов, но восприняты учеными они водились только лишь в XVII в., а при жизни Леонардо да Винчи доминирующей оказалась метафизически-поэтическая агрегат. Культ природы, отличительный для Восстановленья, выразился в метафизике природы и только в XVIte. появилась наука о природе.
2. Философские ориентации эры Восстановленья
Выступая против схоластики, возрожденческие мыслители оговаривали ее в том, что она: а) увлекалась, в генеральном, религиозными вопросами, а поэтому игнорировала земными, практическими интересами жителя нашей планеты и сообщества; б) догматически подходила к поиску истины; в) находила ее на маршрутах абстрактного мышления, вне живого и непринужденного контакта с реальностью. Философию Восстановленья можнож найти как антитеоцентризм, антидогматизм и антирационализм, желая два заключительных мотива проявились теснее в период поздней схоластики.
Но критические мотивы дополняются в философии Восстановленья и мотивами положительными, связанными с вопросами исследования природы и жителя нашей планеты. Не хотя воспользоваться догмами, она или отыскивает способы познания, или, ежели не обретает их, отрицает саму вероятность познания. Не доверяя уму, она устремляется основать познание или на опыте, или на иррациональном отношении души к бытию, останавливаясь согласно или эмпирической, или магической.
Итак, генеральными мотивами философии Восстановленья водились: философия природы, философия жителя нашей планеты, методологические поиски, эмпиризм и мистицизм. Все учения тех пор носили на для себя «печать» Восстановленья, даже ежели не водились, сходственно скепсису либо мистицизму, его необыкновенным имуществом. Скепсис, былой в эру Восстановленья «квалификацией» французов, вырос не из теории, а из жизни, любви к ней, а не ее отрицания. Мистицизм распространялся, в генеральном, в Германии, где имелась жива традиция Мейстера Экхарта, и выделялся тем, что увлекался вопросами не совсем только Господа и души, да и природы: средневековые мистики находили Господа в своей душе, мистики Восстановленья находили его в природе, что подходило совместной конструкции эры. Правда, возрожденческий мистицизм не отдал принципиально новейших идей по сопоставлению с мистицизмом средневековья, а возрожденческий скепсис не выдвинул новейших доводов по сопоставлению с древним скепсисом.
Более самостоятельными и обычными для философии Восстановленья водились: а) философия природы, представленная, сначала, Дж. Бруно; б) методология естествознания, разработанная Ф. Бэконом; в) гуманизм, былой продуктом цельной философии Восстановленья; грам) натуралистическая теория культуры, разработанная применительно к религии Грам. Чербери, а в области страны и права — Грам. Гроцием. Смены в разумах и настроениях, отличительные для Восстановленья, привели вначале к нехорошим результатам для философии. Ежели средневековье в философии лицезрело свое более полное выражение, то культура Восстановленья полнее выразилась в естествознании, искусстве и политической деятельности. Философия при всем этом не располагала ни собственного Микельанжело, ни собственного Макиавелли либо Коперника. Собственное творчество у философов Восстановленья, поглощенных борьбою со схоластикой и ограниченных культом античности, отошло на 2-ой план.
Порвав со давними традициями, Восстановление не устремлялось творить новейшие: вопросами Господа оно теснее не жаждало заниматься, а вопросами природы еще не умело. Оно практически не возродило античную философию, а только подготовило почву для ее расцвета в Новое период (благодаря поиску и изданию служб древних творцов, частичному освобождению от понятийного балласта схоластики, приданию исследованиям наиболее определенного нрава). В целом, к заслугам философии Восстановленья нельзя отнести (невзирая на общераспространенное сужденье) ни ориентацию исследований на природу, ни выдвижение методологических и гносеологических тем, ни придание им критического нрава. Все это имелось начато еще в период позднего средневековья и ежели Восстановление обладает награды, то в плане не инициирования, а распространения данной проблематики. И в области философской терминологии мыслители Восстановленья водились малюсенько оригинальны, пользуясь, в генеральном, заимствованиями из груза предшественников. Понятийный аппарат философии Новейшего периода начал укореняться только в XVII-e., желая латынь к этому периода теснее закончила водиться единственным языком философии.
3. Мишель Монтень и гуманизм Восстановленья
Ежели гуманисты-филологи оживляли литературу и философию, то гуманисты-психологи увлекались, в основную очередь, самим человеком. 1-ые результаты их наблюдений водились скептическими, что искрометно продемонстрировано Мишелем Монтенем (1533-1592) — выдающимся мыслителем Франции. Отпрыск обеспеченного торговца из Бордо, юрист по образованию, Монтень занимал высочайшие посты в администрации, был председателем автохтонного парламента, а потом — бургомистром грам. Бордо. Самое большее странствовал по странам Европы, знакомясь с характерами и обычаями различных народов. Плодами его наблюдений встали изданные в 1580г. «Опыты», дополняемые им с каждым переизданием. Источник «0пытов» — настоящая жизнь, но инспирированы они, невзирая на оригинальность стиля Монтеня и неприятие им каких-или теоретических установок, древними создателями — сначала, древними скептиками (в частности, Секстом Эмпириком).
Взоры Мишеля Монтеня
Скепсис.
Для философской позиции Монтеня отличительно его нейтральное отношение к дилеммам, наиболее итого интересующим философов: существование Господа, независимость души от тела, свобода воли и т.п. Его интересуют прямые факты людской жизни, признаваемые цельными, самостоятельно от их философских позиций. Иной отличительной чертой философского кредо Монтеня был принципиальный отказ от корпоративных теорий, познавательную ценность тот или иной он отрицал: можнож обрисовывать определенные характеры определенных жителей нашей планеты и сообществ, но это совсем не значит, что вероятно постижение их природы в корпоративных формулах.
Конкретно оттого его заключения водились скептическими, желая это скепсис предназначенного рода, появившийся не из теории, а из жизни, не из неприятия мира и познания, а из любви к ним. И даже не столько из сомнения к теоретическим рассуждениям, сколько из явного предпочтения им настоящей жизни. Философия Монтеня хранила ровно столько скепсиса, сколько надо для того, чтоб покинуть от неразрешимых вопросцев, недопустить фанатизма и жить в покое. Его скепсис как способ недалек декартовскому, но у Декарта он — способ заслуги истины, а у Монтеня — способ управления своей жизнью.
Искусство жизни.
Теорема скептической философии Монтеня такая: наслаждаться жизнью — благо, а поэтому идет обожать жизнь и беспокоиться о ней. Культ жизни был у Монтеня посильнее скепсиса, тот или иной служил этому культу, демонстрируя относительность и субъективность жизненных ценностей. Сама по для себя жизнь не блага и не злобна, имеясь только их вместилищем в зависимости от нашего к ней дела. Задачка мудрой философии в том, чтоб учить жителя нашей планеты сыскать в жизни удовольствие, другими словами философия соответственна водиться «искусством жизни». Монтень возродил этакое осознание философии, в свойское период отлично знаменитое античности, но потом отброшенное христианской философией средневековья.
Самое принципиальное в искусстве жизни — это независимость. Независимость от собственных страстей, превращающих нас в собственных рабов. Независимость от сообщества, тот или другой почаще итого препятствует благой и приятной жизни. Независимость от привязанностей (даже эких природных, как привязанность к семье и отчизне), ежели они сооружают нас несвободными. Необходимо водиться независящим и от погибели: длинно и самое большее раздумывая о ней, Монтень в точке точек пришел к решению, что размышления о погибели сооружают приятной жизнь, ибо мгновения обретают новейшую ценность, иной раз осознаешь, что они могут водиться крайними. И все таки превосходнее раздумывать о жизни, а быстрее -наслаждаться ею, ибо она и грызть единственная действительность.
Натурализм.
Изюминка философии Монтеня — в его интересе к человеку, а не к природе, желая при всем этом он жителя нашей планеты разумеет как количество природы. Его гуманизм был натуралистическим: человек не выше, да и не гуще остальных созданий, и только лишь «большая и всевластная мама-природа» может обучить жителя нашей планеты искусству жизни — сначала, умеренности. В то же период только лишь некие характеристики жителя нашей планеты естественны по происхождению, а другие грызть продукт цивилизации и образуют его приобретенную суть, густо извращающую и заслоняющую природную суть жителя нашей планеты. Появляются искусственные удовольствия и мучения, а ежели человек ворачивается к свойской природной природе, то не совсем только лишается неких удовольствий, да и избавляется от почти всех мучений
Рационализм.
Монтень исходил из того, что каждый человек различается не совсем только от цельных других, да и от самого себя, ибо непрерывно сам меняется. Но индивидуалистическое осознание мира и жителя нашей планеты дополняется у философа убежденностью в том, что люди, невзирая на все различия и изменчивость, владеют одной и той же природой, схожими естественными инстинктами. А поэтому жизнь жителей нашей планеты подчинена определенным законам, тот или другой понимаются Монтенем как отражение быстрее повадок и обычаев, чем некоторой постоянной и безусловной справедливости. Так имелось и так будет постоянно и не идет связывать очень огромных надежд с реализацией в водящемся каких-то образцовых законов. Из этого Монтень мастерит практический заключение: не надо будоражить мир новенькими идеями, хватить управляться в поведении принципами консерватизма и толерантности. По другому разговаривая, не живет идей, ради тот или иной можнож жертвовать свойской жизнью или жизнью остальных, ибо идеи вообщем малюсенько существенны по сопоставлению с самой жизнью.
Невзирая на скептическую конструкцию, Монтень считал аспектом истины ум, приходя в этом плане типичным предшественником Декарта и итого рационализма Новейшего периода. При всем этом рационализм более четко проявляется в его практической философии: в эстетике он отождествляет красу с истиною, а в политике — благо с соц порядком и законностью. Эти подходы водились противоположны средневековым концепциям ничтожности и бренности жителя нашей планеты и посюстороннего мира в целом.
Своеобразие взоров Монтеня можнож свести к последующему: а) предпочтение наблюдения и здорового рассудка понятийным спекуляциям, соответствующим для философской традиции средневековья; б) гуманизм, другими словами ориентация интересов только лишь на земные и людские препядствия; в) практическое осознание задач философии, призванной водиться искусством жизни; грам) эпикуреизм, вытекающий из трактовки приятной жизни как единственного блага; д) скепсис как воздержание от неопределенных, а поэтому тщетных теоретических споров; е) натурализм, сообразно тот или иной природа-это эталон для жителя нашей планеты и его искусства жизни; ж) рационализм в определении ума как аспекта истины; з) релятивизм при оценке как определенных истин, так и законов общежития; и) консерватизм и толерантность практической философии.
Монтень теснее при жизни воспользовался знаменитостью и славой, а поэтому рвение подражать и руководствоваться ему полностью объяснимо. Литературная форма его «Опытов» сходу приобрела признание и теснее Ф. Бэкон пользовался ею при творении собственных «эссе». Повлиял на мыслителей Монтень и в содержательном плане: так, Пьер Шаррон (1541-1603), деля взоры Монтеня, придал им в свойском сочинении «О мудрости» (1601г.) систематически-схоластическую форму, пытаясь при всем этом согласовать скептическую философию с христианством. В XVIte. мотивы скептического гуманизма Монтеня развивал Ларошфуко (1613-1680), бессердечно бичевавший людские пороки в свойской книжке афоризмов «Максимы» (1665г.). Его взор на людскую природу пессимистичен: человек слаб, суетен, эгоистичен, расчетлив, подвержен страстям и порокам, тот или другой «входят в состав добродетелей как ядовитые вещества — в состав фармацевтических средств»; человек главенствует над прошедшим и водящимся, но истинное главенствует над ним. Совместный заключение Ларошфуко неутешителен: человек ничтожен, а его судьба случайна и разумно необъяснима. «Максимы» Ларошфуко обладали определенное нравственно-воспитательное значение, порывая с неосновательным оптимизмом и верой в разумность жителя нашей планеты. В XVIIte. водящим представителем скептического гуманизма, ставшего неотъемлемой отчасти французской интеллектуальной традиции, был Франсуа Вольтер (1694-1778).
4. Джордано Бруно и философия природы
Философия природы, занявшая в эру Восстановленья площадь теологической философии средневековья, выступала, в генеральном, как метафизика природы, имеясь результатом быстрее метафизического полета, чем исполнительного мышления. Ее отчизна — Италия и расцвет ее длился цельный XVI век.
Можнож разговаривать о трех источниках возрожденческой философии природы: а) концепции древних мыслителей; б) средневековая традиция; в) новое естествознание. При всем этом древние учения употребляли все, исключая скепсис, вообщем не увлекавшийся философией природы, и эпикуреизм, механистическая концепция тот или другой имелась чужда самому духу философии Восстановленья. Из средневековой традиции возрожденческие мыслители, отбрасывая ортодоксальную схоластику, одалживали фантастические и пантеистические идеи из учений Аверроэса и Авиценны, Эригены и Экхарта. Водящим посредником меж средневековьем и новейшей философией природы был Николай Кузанский. Религиозно окрашенная средневековая традиция отчасти сохранилась в возрожденческой философии природы по той причине, что заключительная претендовала спустя познание природы узнать и Господа. Из новейшего естествознания существенными для философии природы водились астрономические открытия Н. Коперника, приведшие к парадоксальной с ежедневной природной агрегата мозга картине мира. Эту картину мира необходимо имелось осмыслить в философских понятиях, что и сооружали экие мыслители, как Дж. Бруно.
Сформулируем две генеральные разновидности возрожденческой философии природы:
а) фактически-волшебную, направленную на господство над природою;
б) аккуратно теоретическую, увлекающуюся только лишь познанием природы.
Представителем волшебной, оккультной философии природы был Парацельс (1493-1541) (истинное имя — Теофраст Гогенгейм) -доктор по профессии и чудотворец по призванию. Он исходил из виталистской идеи о том, что каждое существо владеет особенным жизненным началом, познание тот или другой дозволяет повлиять на природу и изменять ее. А так как в природе все взаимозависимо, то воздействуя на одну вещь, можнож изменять все другие. Способ заслуги волшебных целостнее был у Парацельса аккуратно эмпирическим, ибо познание о маршрутах действия на вещи нереально дедуцировать, абстрагируясь от опыта.
Теоретическая разновидность философии природы представлена имелась 2-мя концепциями — материалистической и пантеистической. Основную разрабатывал Бернардино Телезио (15071588) — один-одинехонек из влиятельнейших философов итальянского Восстановленья. Он, подобая стоикам, осознавал дух как мелкую и подвижную материю, текущую по сердитой порядку. Но материалистической концепции в ее девственном облике не делил даже сам Телезио и наиболее обычной для итальянского Восстановленья можнож считать пантеистическую концепцию природы, выдающимся представителем тот или иной был Джордано Бруно (1548-1600). Родом неаполитанец (как и Телезио), Бруно, поступив в доминиканский монастырь, познакомился с античной и средневековой философией, а благодаря занятиям Телезио и с учением Коперника. Оговариваемый в лжи, он затем 20 лет скитаний по Европе и дискуссий в институтах Женевы, Парижа, Оксфорда, Марбурга, Виттенберга, Цюриха возвратился в Италию и в 1592г. стал в Венеции перед трибуналом инквизиции. В извиненье вменяемого ему в вину учения о обилье солнечных порядков и бесконечности мира Бруно ссылался на теорию двойственной истины. Отрекшись от собственных взоров, он семь лет провел в тюрьме, но, представ перед трибуналом, наново подтвердил их и был сожжен на костре в Риме в 1600г.
Главнейшие работы Бруно: «О причине, начале и единичном», 1584; «О бесконечности, вселенной и мирах», 1584; «О смелом энтузиазме», 1585. Службы сочинены на итальянском языке в форме разговоров, желая у Бруно грызть творения на латинском языке в форме трактатов: «О тенях идей», 1582; «О монаде, числе и фигуре», 1591; «О непомерном и бесчисленном», 1591. Родными предшественниками Бруно давать имя стоиков, неоплатоников, Аверроэса и Авиценну, желая определяющее воздействие оказала на него новенькая наука в особе Коперника.
Взоры Дж. Бруно
Бесконечность вселенной.
Желая сам Коперник считал мир окончательным, Бруно из его учения сделал заключение о бесконечности вселенной, что вызывало от него разрыва с главенствовавшей в это период космологией Аристотеля, с ее идеей конечности мира. Безграничную вселенную нереально понять с поддержкою средних человечьих понятий, так как они сформированы по эталону окончательных вещей. С точки зрения бесконечности пропадает различие меж крупным и наименьшим, точка не различается от тела, а центр — от окружности: центр вселенной везде, а поточнее — его нет нигде, а поэтому утрачивает смысл и обычное противопоставление света и неба с его разнообразными сферами, ибо вселенная однородна во цельных собственных числах. В перспективе бесконечности меняется и взор на жителя нашей планеты, его площадь в мире, его отношение к иным созданьям: человек сравним в то же время и с минимальным, и с величайшим во вселенной, так как различие меж ими утрачивает основание и смысл.
Единство мира.
Земная и небесная материя однородны и сочиняют единичное целое, нарекаемое вселенной. Единство чисел мира обеспечивается насильно притяжения, тот или другой Бруно считал духовной — по разновидности симпатии. Имеясь единичной, вселенная складывается, но, из множества самодостаточных единиц -монад. Монада — это метафизический минимум вселенной, сходственно тому, как точка грызть математический минимум места, а атом -физический минимум вещества. Имеясь неподражаемой по форме, любая монада грызть количество и образ единичной вселенной и любая одарена жизнью. Мир — это не машинка, не механизм, а порядок живых сил. А все живое — бегло и, следственно, во вселенной царит свобода. Практический заключение из идеи свободы как атрибута вселенной таков: никто не обладает права навязывать иным любые ограничения -материальные, духовные и, сначала, неприемлимо религиозное принуждение.
Гармония мира.
Гармоничность — это 3-я, наряду со волей и бесконечностью, черта вселенной. Мысль гармонии имелась типична для эры Восстановленья, иной раз возродился отличительный для пифагорейцев и Платона дух преклонения перед красой мира. Мир гармоничен, ибо безупречен, а безупречен поэтому, что он грызть образ Господа. Желая каждый индивидум в отдельности несовершенен, но совершенство мира как целого подобать служить успокоеньем для неидеального жителя нашей планеты, сходственно тому, как вечность мира соответственна награждать персональную смертность жителя нашей планеты.
Итак, Дж. Бруно осознавал природу:
а) инфинитистски — как безграничную;
б) монистически — как однородную и целостную;
в) динамически — как совокупа живых сил — монад;
грам) теософски — как образ и откровение Господа;
д) оптимистически — как абсолютное, гармоническое и красивое творение.
Взоры Бруно оказали великое воздействие на формирование пантеизма Спинозы и монадологии Лейбница. Мировоззрение Бруно однотипно стоическому, но обогащено близко уникальных идей (сначала, мысль бесконечности мира) и изложено в стилистически не превзойденной следующими мыслителями форме. Философия природы Дж. Бруно, невзирая на некорректность употребляемых им понятий и метафизический полет фантазии, располагала громадное научное значение, содействуя устранению традиционной аристотелевской метафизики природы с ее плюрализмом и иерархией сфер и формированию отличительного для новейшего естествознания целостного осознания природы.
Литература
1. Мишель Монтень.Опыты. Избранное. — Мтр.: Мир книжки, 2006.
2. Джордано Бруно. Изгнание празднующего зверька. О причине, начале и единичном. — Минск: Харвест, 1999.
3. Франсуа де Ларошфуко. Воспоминания. Максимы. Авторский сборник. — Мтр.: АСТ, Фолио, 2003.
4. Николай Кузанский. Сочинения в 2-ух томах. — Мтр.: Мысль, 1979.
5. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. — Мтр.: Азбука — классика, 2006.
С признательностью к создателю: Марк Григорьевич Штракс Кафедра философии Столичного автомобильно-дорожного института (Муниципальный технический Институт), Учебно-методическое пособие по курсу Философия
МОСКВА 2007
Posted in Экология человека by admin with comments disabled.