Человек и природа в философии Возрождения

Человек и природа в философии ВозрожденияЕвропейская философия, вступая в эру Новейшего поры, теснее обладала долгосрочную историю, множество теорий и концепций, 10-ки порядков и немного философских мировоззрений. Посреди мыслителей Новейшего поры одни глядели на мир еще по-средневековому, остальные возвратились к древнему мировоззрению, третьи сформировали новейшую конструкцию по отношению к миру. Но эта агрегат не водила к творенью новейшего мировоззрения, не доставляла новейшего вывода старенькых тем: там, где античность сказала «да», а средневековье — «нет» (либо навыворот), новенькая философия предпочитала не отвечать совсем.Человек и природа в философии ВозрожденияЕвропейская философия, вступая в эру Новейшего поры, теснее обладала долгосрочную историю, множество теорий и концепций, 10-ки порядков и немного философских мировоззрений. Посреди мыслителей Новейшего поры одни глядели на мир еще по-средневековому, иные возвратились к древнему мировоззрению, третьи сформировали новейшую агрегат по отношению к миру. Но эта конструкция не водила к творенью новейшего мировоззрения, не приносила новейшего вывода давних заморочек: там, где античность сказала «да», а средневековье — «нет» (либо навыворот), новенькая философия предпочитала не отвечать совсем. Редкая в прошлые эры и соответствующая для новейшей философии конструкция воздержания от конкретных ответов привела к тому, что жаждая метафизика и не исчезла совершенно, но сформировалась массивная тенденция отказа от метафизики в множество того, что ее задачки не могут заработать научного вывода.
Из агрегата воздержания вытекало еще одно отличительное для новейшего разновидности мышления явление: рвение к разделению заморочек. Разграничиваются сферы опыта и умозрения; вопросцы, на тот или другой можнож отвечать верно, отделяют от тех, на тот или другой отдать исполнительные ответы невыносимо. Спор шел о том, где пролегает эта граница и можнож ли философу перебегать ее, но рассчитывалось признанным фактом, что граница, делящая науку и метафизику, живет. Пунктуальное определение науки, отделенной от метафизики, стало главнейшей задачей философии Новейшего поры. И еще одну начальную агрегат сформировала эта философия: убежденность в конструктивной природе людского ума. Она подчеркивала, что познание не грызть пассивный процесс, что ум разрешает трудности в согласии не совсем только с природой вещей, да и со собственной своей природой. Это в полноценной ступени содействовало отделению теории мышления от теории бытия, науки от метафизики.
Новенькая философия по главным вопросам противостояла средневековой философии. Она жаждала водиться посюсторонней, утверждая, что живет лишь один-одинешенек мир и лишь им соответственна заниматься философия, тогда как средневековая философия водилась насквозь трансцендентной и утверждала, что вне преходящего, земного мира живет другой — нескончаемый и священный мир, а земной мир грызть едва его отражение. Средневековая философия ориентировалась на конструирование порядков, новенькая философия — на исследование фактов.
Близкими истоками философия Новейшего поры уходит в XV в., иной раз начала формироваться новенькая картина мира, взяли компоненты другой социальной, религиозной, художественной и порядочной культуры, а мыслители прониклись рвением к творенью новейшей, противостоящей средневековой, философии и имелись убеждены, что вправду делают ее. По сути XVв. не был для философии переломным: ежели разговаривать о зародышах новейших философских идей, то они взяли ранее, а ежели о их зрелой форме, то позже (зачатки новейших идей можнож найти у оккамистов в X^., а зрелую форму эти идеи обретают едва в ХVIIв.).
Даже по убеждению родных водящих представителей философия XV-XVI вв. водилась едва условно новою: новою по отношению к средневековой схоластике, а не к античной философии. Они считали себя не столько творцами, сколько реставраторами философии, что разъясняется как их преклонением перед античностью, так и употреблением ее авторитета для обоснования родных взоров. Потому новейшую философию они разумели как восстановление античной, а всю историю философии — как последовательное развитие от античности к современности, но с один-одинешенек крупным перерывом в тыщу лет — средневековьем. Эта концепция несостоятельна, ибо она очень резко противопоставляет Новое период средневековью и очень сильно сближает его с античностью.
Главные философы эры Восстановления вправду имелись конструктивно критичны по отношению к схоластике и демонстративно подчеркивали близкую касательство с античной философией, но равномерно новенькая метафизика стала все наиболее прогуляться на средневековую, чем на античную, и в баста баста сформировалась конструкция воздержания, тот или другой водилась не античной и не средневековой по происхождению, а абсолютно уникальной, порожденной духом Новейшего поры.
Так как временные рамки эры Новейшего поры прибывают предметом долголетних дискуссий (введенное в научный оборот понятие «новая история» также дискуссионно и хронологически очень подвижно), мы в девственно дидактических целях распознаваем историю новейшей философии (термин, пространно применявшийся историками философии в начале ХХв.), включающую в себя и эру Восстановления, а в целом хронологически охватывающую ХУв. — основную третья часть XIX в. и историю новой философии. Начало заключительней можнож датировать 1830г., иной раз увидел свет основной том «Курса положительной философии» Огюста Конта, а в 1831г. погиб Гегель, гибелью тот или иной закончилась история новейшей философии.
Человек и природа в философии Возрождения1. Общекультурная черта эры Восстановления
В истории европейской культуры этот период именуют Ренессансом, либо Восстановлением, так как, находясь на рубеже 2-ух крупных эпох, он был светской реакцией на многолетнюю устремленность разумов к потусторонним целям. Это период характеризуется твореньем особенной культуры, обычным выражением тот или другой водилась и философия Восстановления. Но не совсем только философия и не в основную очередь философия. В политике переход от средних веков к Новенькому поры связывается с событиями великого значения: в 1453г. турки брали Константинополь; в 1480г. Наша родина освободилась от татаро-татарского ига, в 1492г. опосля взятия Гренады Испания освободилась от арабов. XVв. — это период Медичи во Флоренции, но севернее Альп культурно-политические дела оставались средневековыми, а в Великобритании вплоть до 1485г. продолжалась война Белоснежной и Красной Роз. Едва в XVte. новейшие формы жизни укореняются в Европе, приходит период великолепия папского Рима и величия габсбургских кесарей; это период Генриха IV во Франции и Елизаветы в Великобритании, период наивысшей кощей и заката Испании.
Наибольшее событие, именуемое Реформацией, вышло в истории христианства: в 1415г. сожжен на костре Ян Гус; в 1478г. введена экзекуция, в 1498г. сожжен на костре Савонарола; в 1517г. Мартин Лютер назначил известные виттенбергские тезисы, а в 1522г. был издан его перевод Библии на германский язык; в 1531г. появилась англиканская церковь; в 1541г. Жан Кальвин утрясает протестантскую республику в Женеве и там же в 1556г. был сожжен на костре ученый Сервет; в 1572г. произошла Варфоломеевская ночь; в 1598г. Нантским эдиктом во Франции иноверцам обещана свобода исповедания; в 1600г. в Риме сожжен на костре Дж. Бруно. Но XVв. — это не совсем только период Реформации, да и период Жанны д'Арк (1429г.), период «Подражаний Христу» Фомы Кемпийского — один-одинешенек из наибольших творений христианской литературы (1441г.), а XVI в. — это период появления ордена иезуитов (1540г.) и Тридентского храма (1545г.).
Искусство в эру Восстановления очевидно доминировало, оттесняя на 2-ой план другие области культуры, включая и философию. Это имелось период в большей степени итальянского Ренессанса: Боттичелли и Донателло, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Севернее Альп в ХУв. еще доминирует средневековое искусство, строятся готические храмы и иной раз в ХУ1в. тут готика начинает уступать родные позиции, итальянцы теснее перебегают от классики к новенькому стилю — барокко (к примеру, Тинторетто в живописи). Литература этого периода представлена, с одной страны, прямодушным натурализмом Франсуа Рабле, а с иной — утонченной поэзией Ронсара. На этот период приходятся и наибольшие географические открытия: в 1492г. раскрыта Америка, в 1498г. обнаружен путь в Индию, в 1521г. завоевана Мексика и совершено основное кругосветное странствие.
Приблизительно 1450г. датируется изобретение книгопечатания; в 1471г. построена главная в Европе обсерватория, в 1582г. введен грегорианский календарь; еще ранее (1540г.) Сервет обнаружил кровообращение. В 1543г. вышло наибольшее научное событие эры, иной раз имуществом ученых стала книжка Н. Коперника «О обращениях небесных кругов». Большущий вклад в развитие филологии внесли гуманист Эразм Роттердамский, латинист Лоренцо Валла, эллинист Грам. Буде. Невзирая на полноту сохранившихся первоисточников (благодаря книгопечатанию), понятийная неразработанность и поэтическая туманность учений этого периода сооружают спорными трудности их интерпретации — к примеру, отношение к пантеизму у Н. Кузанского и Дж. Бруно.
Характерной индивидуальностью возрожденческой философии водилась ее полемичность, сплетенная со рвением разорвать с недавним прошедшим в личике схоластической философии. При огульном осуждении схоластики не принималось во интерес, что поздняя схоластика предлагала совершенно несхоластические идеи: мыслители Х1У в. устремлялись завуалировать собственный отдаление от средневековых традиций, тогда как XV в. с намерением акцентировал на этом интерес, афишируя как преодоление схоластики идеи, сформулированные самой схоластической философией в X^. В итоге мыслители эры Восстановления, дерясь со схоластической традицией и считая схоластическое познание ненадобным балластом, не могли от данной нам традиции избавиться, продолжая думать в рамках схоластических категорий. Считая древних философов близкими союзниками, они практически имелись поближе близкими взорами не античности, а средневековью.
Мыслители Восстановления устремлялись во цельных областях жизнедеятельности проводить принцип свободы — как реакцию против жесткой регламентации, отличительной для христианского средневековья: в религии это привело к реформационным движениям, в политике — к идее свободы наций и индивидов. Конкретно в это период встали густыми конфликты меж собственными убеждениями отдельных философов и ученых, с одной страны, и запросами церкви либо страны — с иной. Не средние века, а эру Восстановления должно считать эрой «страдальцев науки»: Бруно сожжен на костре, Галилей обязан отречься от родных взоров, Кампанелла 27 лет провел в тюрьме.
Научная истина заслуживает личностный нрав. Авторитеты утрачивают свое былое значение, так как, ссылаясь на древних философов, лицезреют в их не высшую инстанцию, а родных союзников. Нормируется личный писательский стиль и новейшие наружные формы философии: большущая простосердечие идеи — как реакция против схоластической изощренности; большущая естественность идеи как реакция против схематизма схоластической философии; большущая действительность мышления как реакция против априорных спекуляций схоластики. В целом — это период рвения к познанию, располагающему практическое значение для улучшения жизни: не познание для познания, а познание как масса, средство познания природы и господства над нею. Жаждая результатом попыток скоро и свободно подчинить природу имелось наиболее функциональное, чем в средние века, распространение «сокровенного познания» — магии, алхимии, астрологии.
Философия Восстановления не могла целиком замерзнуть независящей от религии, а возникшие антихристианские движения активизировали защитные функции христианства. Реформация же активизировала религиозно-философские интересы, сделав актуальными почти все, позабытые в средние века, дискуссии и трудности, связанные сейчас с противоборством католицизма и протестантизма. Протестанты имелись любителями сомненья к уму, примата воли и убежденности в безграничной воле воли Господа. Католики исходили из доверия к уму и убежденности в рациональности мира. Протестантская теология устремлялась «растворить» в для себя философию, католицизм выступал за сохранение ее условной автономии. Католики ориентировались на Ф. Аквинского, протестанты — на В. Оккама и остальных номиналистов.
В качестве предвестников философии Восстановления можнож именовать 2-ух мыслителей, живших на пороге эры, — Николая Кузанского и Леонардо да Винчи. Николай Кузанский (1401-1464) родился в местечке Кузы на Мозеле, где еще главенствовала схоластика, но крупную количество жизни провел в качестве епископа, а далее кардинала в Италии. Был приверженцем средневекового неоплатонизма, но на его основанию отдал выражение новенькому способу мышления. Кузанский провозглашал совершенство мира, отталкиваясь от концепции священной эманации, постулируя в то же время иррациональность и особенность бытия: ум не в состоянии понять священное бытие, так как Бог, из тот или иной все исходит и в тот или иной все держится, грызть «совпадение противоположностей».
Новеньким был взор Кузанского и на познание, тот или другой он считал ограниченным, но поочередно прогрессирующим: философия быстрее мастерит явным наше незнание, чем достает новое познание. При всем этом он уделяет свое внимание на функциональную роль ума, пользующегося в процессе познания начальными принципами, образчиком что может служить математика как самая пунктуальная наука. Гносеологические идеи Кузанского обогнали его эру, но в целом его взоры на природу, его индивидуализм и антирационализм имелись типичны для возрожденческой философии.
Леонардо да Винчи (1452-1529) был приверженцем другого — наиболее научного и эмпирического — дела к природе: умнейший живописец подступал к исследованию природы научнее, чем проф естествоиспытатели его поры. Образчиком для него был Архимед, а не модные в эру Восстановления алхимики и астрономы, тот или иной он именовал «плутами и безумцами». Близкими подходами Леонардо возродил дух оккамистов, но восприняты учеными они имелись лишь в XVII в., а при жизни Леонардо да Винчи доминирующей оказалась метафизически-поэтическая конструкция. Культ природы, отличительный для Восстановления, выразился в метафизике природы и едва в XVIte. появилась наука о природе.
2. Философские ориентации эры Восстановления
Выступая против схоластики, возрожденческие мыслители винили ее в том, что она: а) увлекалась, в генеральном, религиозными неуввязками, а поэтому игнорировала земными, практическими интересами жителя нашей планеты и сообщества; б) догматически подходила к поиску истины; в) разыскивала ее на маршрутах абстрактного мышления, вне живого и непринужденного контакта с реальностью. Философию Восстановления можнож найти как антитеоцентризм, антидогматизм и антирационализм, жаждая два крайних мотива проявились теснее в период поздней схоластики.
Все же критические мотивы дополняются в философии Восстановления и мотивами положительными, связанными с неуввязками исследования природы и жителя нашей планеты. Не хотя воспользоваться догмами, она или отыскивает способы познания, или, ежели не обретает их, отрицает саму вероятность познания. Не доверяя уму, она устремляется основать познание или на опыте, или на иррациональном отношении души к бытию, останавливаясь сообразно или эмпирической, или фантастической.
Итак, главными мотивами философии Восстановления имелись: философия природы, философия жителя нашей планеты, методологические поиски, эмпиризм и мистицизм. Все учения тех пор носили на для себя «печать» Восстановления, даже ежели не имелись, сходственно скепсису либо мистицизму, его необыкновенным имуществом. Скепсис, былой в эру Восстановления «квалификацией» французов, вырос не из теории, а из жизни, любви к ней, а не ее отрицания. Мистицизм распространялся, в генеральном, в Германии, где водилась жива традиция Мейстера Экхарта, и выдавался тем, что увлекался неуввязками не совсем только Господа и души, да и природы: средневековые мистики разыскивали Господа в своей душе, мистики Восстановления разыскивали его в природе, что подходило корпоративной агрегату эры. Правда, возрожденческий мистицизм не отдал принципиально новейших идей по сопоставленью с мистицизмом средневековья, а возрожденческий скепсис не выдвинул новейших доводов по сопоставленью с древним скепсисом.
Более самостоятельными и обычными для философии Восстановления имелись: а) философия природы, представленная, сначала, Дж. Бруно; б) методология естествознания, разработанная Ф. Бэконом; в) гуманизм, былой продуктом целой философии Восстановления; грам) натуралистическая теория культуры, разработанная применительно к религии Грам. Чербери, а в области страны и права — Грам. Гроцием. Смены в разумах и настроениях, отличительные для Восстановления, привели первоначально к нехорошим результатам для философии. Ежели средневековье в философии лицезрело свое более полное выражение, то культура Восстановления полнее выразилась в естествознании, искусстве и политической деятельности. Философия при всем этом не обладала ни свойского Микельанжело, ни свойского Макиавелли либо Коперника. Собственное творчество у философов Восстановления, поглощенных борьбою со схоластикой и ограниченных культом античности, отошло на 2-ой план.
Порвав со ветхими традициями, Восстановление не устремлялось творить новейшие: неуввязками Господа оно теснее не жаждало заниматься, а неуввязками природы еще не умело. Оно практически не возродило античную философию, а едва подготовило почву для ее расцвета в Новое период (благодаря поиску и изданию занятий древних творцов, частичному освобождению от понятийного балласта схоластики, приданию исследованиям наиболее определенного нрава). В целом, к заслугам философии Восстановления нельзя отнести (невзирая на общераспространенное мировоззрение) ни ориентацию исследований на природу, ни выдвижение методологических и гносеологических заморочек, ни придание им критического нрава. Все это имелось начато еще в период позднего средневековья и ежели Восстановление обладает награды, то в плане не инициирования, а распространения данной нам проблематики. И в области философской терминологии мыслители Восстановления имелись не много оригинальны, пользуясь, в генеральном, заимствованиями из груза предшественников. Понятийный аппарат философии Новейшего поры начал укореняться едва в XVII-e., жаждая латынь к этому поры теснее закончила водиться единственным языком философии.
Человек и природа в философии Возрождения3. Мишель Монтень и гуманизм Восстановления
Ежели гуманисты-филологи оживляли литературу и философию, то гуманисты-психологи увлекались, в основную очередь, самим человеком. Главные результаты их наблюдений имелись скептическими, что искрометно продемонстрировано Мишелем Монтенем (1533-1592) — выдающимся мыслителем Франции. Отпрыск обеспеченного торговца из Бордо, юрист по образованию, Монтень занимал высочайшие посты в администрации, был председателем аборигенного парламента, а далее — бургомистром грам. Бордо. Максимум странствовал по странам Европы, знакомясь с норовами и обычаями различных народов. Плодами его наблюдений встали изданные в 1580г. «Опыты», дополняемые им с каждым переизданием. Источник «0пытов» — настоящая жизнь, но инспирированы они, невзирая на оригинальность стиля Монтеня и неприятие им каких-или теоретических агрегатов, древними творцами — сначала, древними скептиками (в частности, Секстом Эмпириком).
Взоры Мишеля Монтеня
Скепсис.
Для философской позиции Монтеня отличительно его нейтральное отношение к вопросам, наиболее итого интересующим философов: существование Господа, независимость души от тела, свобода воли и т.п. Его интересуют прямые факты людской жизни, признаваемые цельными, самостоятельно от их философских позиций. Иной отличительной чертой философского кредо Монтеня был принципиальный отказ от корпоративных теорий, познавательную ценность тот или иной он отрицал: можнож обрисовывать определенные характеры определенных жителей нашей планеты и сообществ, но это совсем не значит, что по возможности постижение их природы в корпоративных формулах.
Конкретно потому его заключения имелись скептическими, жаждая это скепсис предназначенного рода, появившийся не из теории, а из жизни, не из неприятия мира и познания, а из любви к ним. И даже не столько из сомненья к теоретическим рассуждениям, сколько из явного предпочтения им настоящей жизни. Философия Монтеня хранила ровно столько скепсиса, сколько надо для того, чтоб покинуть от неразрешимых вопросцев, недопустить фанатизма и жить в покое. Его скепсис как способ недалек декартовскому, но у Декарта он — способ заслуги истины, а у Монтеня — способ управления своей жизнью.
Искусство жизни.
Теорема скептической философии Монтеня такая: наслаждаться жизнью — благо, а поэтому должно обожать жизнь и хлопотать о ней. Культ жизни был у Монтеня посильнее скепсиса, тот или другой служил этому культу, демонстрируя относительность и субъективность жизненных ценностей. Сама по для себя жизнь не блага и не злобна, водясь едва их вместилищем в зависимости от нашего к ней дела. Задачка мудрой философии в том, чтоб учить жителя нашей планеты отыскивать в жизни удовольствие, другими словами философия соответственна водиться «искусством жизни». Монтень возродил экое осознание философии, в близкое период добро знаменитое античности, но далее отброшенное христианской философией средневековья.
Самое принципиальное в искусстве жизни — это независимость. Независимость от собственных страстей, превращающих нас в родных рабов. Независимость от сообщества, тот или другой гуще итого препятствует благой и приятной жизни. Независимость от привязанностей (даже таковых природных, как привязанность к семье и отчизне), ежели они сооружают нас несвободными. Необходимо водиться самостоятельным и от погибели: длинно и максимум раздумывая о ней, Монтень в баста баста пришел к заключению, что размышления о погибели сооружают приятной жизнь, ибо мгновения обретают новейшую ценность, иной раз осознаешь, что они могут водиться ругательными. И все таки превосходнее раздумывать о жизни, а быстрее -наслаждаться ею, ибо она и грызть единственная действительность.
Натурализм.
Необыкновенность философии Монтеня — в его интересе к человеку, а не к природе, жаждая при всем этом он жителя нашей планеты разумеет как количество природы. Его гуманизм был натуралистическим: человек не выше, да и не басистее остальных созданий, и лишь «большая и всевластная мама-природа» может обучить жителя нашей планеты искусству жизни — сначала, умеренности. В то же период лишь некие характеристики жителя нашей планеты естественны по происхождению, а другие грызть продукт цивилизации и образуют его приобретенную суть, нередко извращающую и заслоняющую природную суть жителя нашей планеты. Появляются искусственные удовольствия и мучения, а ежели человек ворачивается к собственной природной природе, то не совсем только лишается неких удовольствий, да и избавляется от почти всех мучений
Рационализм.
Монтень исходил из того, что каждый человек выдается не совсем только от цельных других, да и от самого себя, ибо повсевременно сам переменяется. Но индивидуалистическое осознание мира и жителя нашей планеты дополняется у философа убежденностью в том, что люди, невзирая на все различия и изменчивость, владеют одной и той же природой, схожими естественными инстинктами. А поэтому жизнь жителей нашей планеты подчинена определенным законам, тот или другой понимаются Монтенем как отражение быстрее повадок и обычаев, чем некоторой постоянной и безусловной справедливости. Так имелось и так будет постоянно и не должно связывать очень крупных надежд с реализацией в водящемся каких-то безупречных законов. Из этого Монтень мастерит практический решение: не надо будоражить мир новенькими идеями, хватить управляться в поведении принципами консерватизма и толерантности. По другому разговаривая, не живет идей, ради тот или иной можнож жертвовать собственной жизнью или жизнью остальных, ибо идеи вообщем не много существенны по сопоставленью с самой жизнью.
Невзирая на скептическую агрегат, Монтень считал аспектом истины ум, прибывая в этом плане типичным предшественником Декарта и итого рационализма Новейшего поры. При всем этом рационализм более четко проявляется в его практической философии: в эстетике он отождествляет красу с истиною, а в политике — благо с соц порядком и законностью. Эти подходы имелись противоположны средневековым концепциям ничтожности и бренности жителя нашей планеты и посюстороннего мира в целом.
Своеобразие взоров Монтеня можнож свести к надлежащему: а) предпочтение наблюдения и здорового рассудка понятийным спекуляциям, соответствующим для философской традиции средневековья; б) гуманизм, другими словами ориентация интересов лишь на земные и людские трудности; в) практическое осознание задач философии, призванной водиться искусством жизни; грам) эпикуреизм, вытекающий из трактовки приятной жизни как единственного блага; д) скепсис как воздержание от неопределенных, а поэтому тщетных теоретических споров; е) натурализм, сообразно тот или иной природа-это эталон для жителя нашей планеты и его искусства жизни; ж) рационализм в определении ума как аспекта истины; з) релятивизм при оценке как определенных истин, так и законов общежития; и) консерватизм и толерантность практической философии.
Монтень теснее при жизни воспользовался знаменитостью и славой, а поэтому рвение подражать и руководствоваться ему полностью объяснимо. Литературная форма его «Опытов» немедля заработала признание и теснее Ф. Бэкон пользовался ею при творении родных «эссе». Повлиял на мыслителей Монтень и в содержательном плане: так, Пьер Шаррон (1541-1603), деля взоры Монтеня, придал им в свойском сочинении «О мудрости» (1601г.) систематически-схоластическую форму, пытаясь при всем этом согласовать скептическую философию с христианством. В XVIte. мотивы скептического гуманизма Монтеня развивал Ларошфуко (1613-1680), нещадно бичевавший людские пороки в собственной книжке афоризмов «Максимы» (1665г.). Его взор на людскую природу пессимистичен: человек слаб, суетен, эгоистичен, расчетлив, подвержен страстям и порокам, тот или другой «входят в состав добродетелей как ядовитые вещества — в состав фармацевтических средств»; человек главенствует над прошедшим и водящимся, но истинное главенствует над ним. Совместный решение Ларошфуко неутешителен: человек ничтожен, а его судьба случайна и целесообразно необъяснима. «Максимы» Ларошфуко обладали определенное нравственно-воспитательное значение, порывая с бездоказательным оптимизмом и верой в разумность жителя нашей планеты. В XVIIte. водящим представителем скептического гуманизма, ставшего неотъемлемой частично французской интеллектуальной традиции, был Франсуа Вольтер (1694-1778).
Человек и природа в философии Возрождения4. Джордано Бруно и философия природы
Философия природы, занявшая в эру Восстановления площадь теологической философии средневековья, выступала, в генеральном, как метафизика природы, водясь результатом быстрее метафизического полета, чем исполнительного мышления. Ее отчизна — Италия и расцвет ее длился целый XVI век.
Можнож разговаривать о трех источниках возрожденческой философии природы: а) концепции древних мыслителей; б) средневековая традиция; в) новое естествознание. При всем этом древние учения употребляли все, исключая скепсис, вообщем не увлекавшийся философией природы, и эпикуреизм, механистическая концепция тот или иной водилась чужда самому духу философии Восстановления. Из средневековой традиции возрожденческие мыслители, отбрасывая ортодоксальную схоластику, одалживали фантастические и пантеистические идеи из учений Аверроэса и Авиценны, Эригены и Экхарта. Водящим посредником меж средневековьем и новейшей философией природы был Николай Кузанский. Религиозно окрашенная средневековая традиция отчасти сохранилась в возрожденческой философии природы по той причине, что бранная претендовала сквозь познание природы узнать и Господа. Из новейшего естествознания существенными для философии природы имелись астрономические открытия Н. Коперника, приведшие к парадоксальной с ежедневной природной агрегата разума картине мира. Эту картину мира необходимо имелось осмыслить в философских понятиях, что и сооружали экие мыслители, как Дж. Бруно.
Сформулируем две главные разновидности возрожденческой философии природы:
а) фактически-волшебную, направленную на господство над природою;
б) девственно теоретическую, увлекающуюся лишь познанием природы.
Представителем волшебной, оккультной философии природы был Парацельс (1493-1541) (истинное имя — Теофраст Гогенгейм) -доктор по профессии и чудотворец по призванию. Он исходил из виталистской идеи о том, что каждое существо владеет предназначенным жизненным началом, познание тот или иной дозволяет повлиять на природу и изменять ее. А так как в природе все взаимозависимо, то воздействуя на одну вещь, можнож изменять все другие. Способ заслуги волшебных цельнее был у Парацельса девственно эмпирическим, ибо познание о маршрутах действия на вещи невыносимо дедуцировать, абстрагируясь от опыта.
Человек и природа в философии ВозрожденияТеоретическая разновидность философии природы представлена водилась 2-мя концепциями — материалистической и пантеистической. Основную разрабатывал Бернардино Телезио (15071588) — один-одинешенек из влиятельнейших философов итальянского Восстановления. Он, подобая стоикам, осознавал дух как узкую и подвижную материю, текущую по сердитой порядку. Все же материалистической концепции в ее аккуратном внешности не делил даже сам Телезио и наиболее обычной для итальянского Восстановления можнож считать пантеистическую концепцию природы, выдающимся представителем тот или другой был Джордано Бруно (1548-1600). Родом неаполитанец (как и Телезио), Бруно, поступив в доминиканский монастырь, познакомился с античной и средневековой философией, а благодаря службам Телезио и с учением Коперника. Оговариваемый в лжи, он опосля 20 лет скитаний по Европе и дискуссий в институтах Женевы, Парижа, Оксфорда, Марбурга, Виттенберга, Цюриха возвратился в Италию и в 1592г. стал в Венеции перед трибуналом инквизиции. В извинение вменяемого ему в вину учения о обилье солнечных порядков и бесконечности мира Бруно ссылался на теорию двойственной истины. Отрекшись от родных взоров, он семь лет провел в тюрьме, но, представ перед трибуналом, наново подтвердил их и был сожжен на костре в Риме в 1600г.
Важные произведения Бруно: «О причине, начале и единичном», 1584; «О бесконечности, вселенной и мирах», 1584; «О смелом энтузиазме», 1585. Службы сочинены на итальянском языке в форме разговоров, жаждая у Бруно грызть творения на латинском языке в форме трактатов: «О тенях идей», 1582; «О монаде, числе и фигуре», 1591; «О безграничном и бесчисленном», 1591. Близкими предшественниками Бруно именовал стоиков, неоплатоников, Аверроэса и Авиценну, жаждая определяющее воздействие оказала на него новенькая наука в личике Коперника.
Взоры Дж. Бруно
Бесконечность вселенной.
Жаждая сам Коперник считал мир окончательным, Бруно из его учения сделал решение о бесконечности вселенной, что призывало от него разрыва с главенствовавшей в это период космологией Аристотеля, с ее идеей конечности мира. Нескончаемую вселенную невыносимо понять с подмогой обыденных человечьих понятий, так как они сформированы по образчику окончательных вещей. С точки зрения бесконечности пропадает различие меж крупным и наименьшим, точка не выдается от тела, а центр — от окружности: центр вселенной везде, а вернее — его нет нигде, а поэтому утрачивает смысл и обычное противопоставление света и неба с его разными сферами, ибо вселенная однородна во цельных родных долях. В перспективе бесконечности переменяется и взор на жителя нашей планеты, его площадь в мире, его отношение к иным созданьям: человек сравним в то же время и с минимальным, и с величайшим во вселенной, так как различие меж ими утрачивает основание и смысл.
Единство мира.
Земная и небесная материя однородны и сочиняют единичное целое, давать имя вселенной. Единство чисел мира обеспечивается насильно притяжения, тот или другой Бруно считал духовной — по разновидности симпатии. Водясь единичной, вселенная складывается, все же, из множества самодостаточных единиц -монад. Монада — это метафизический минимум вселенной, сходственно тому, как точка грызть математический минимум места, а атом -физический минимум вещества. Водясь неподражаемой по форме, любая монада грызть количество и образ единичной вселенной и любая одарена жизнью. Мир — это не машинка, не механизм, а порядок живых сил. А все живое — легко и, следственно, во вселенной царит свобода. Практический решение из идеи свободы как атрибута вселенной таков: никто не обладает права навязывать иным любые ограничения -материальные, духовные и, сначала, неприемлимо религиозное принуждение.
Гармония мира.
Гармоничность — это 3-я, наряду со волей и бесконечностью, черта вселенной. Мысль гармонии водилась типична для эры Восстановления, иной раз возродился отличительный для пифагорейцев и Платона дух преклонения перед красой мира. Мир гармоничен, ибо безукоризнен, а безукоризнен поэтому, что он грызть образ Господа. Жаждая каждый индивидум в отдельности несовершенен, но совершенство мира как целого подобать служить успокоением для неидеального жителя нашей планеты, сходственно тому, как вечность мира соответственна награждать персональную смертность жителя нашей планеты.
Итак, Дж. Бруно осознавал природу:
а) инфинитистски — как нескончаемую;
б) монистически — как однородную и целостную;
в) динамически — как совокупа живых сил — монад;
грам) теософски — как образ и откровение Господа;
д) оптимистически — как абсолютное, гармоническое и великолепное творение.
Взоры Бруно оказали крупное воздействие на формирование пантеизма Спинозы и монадологии Лейбница. Мировоззрение Бруно однотипно стоическому, но обогащено вблизи уникальных идей (сначала, мысль бесконечности мира) и изложено в стилистически не превзойденной следующими мыслителями форме. Философия природы Дж. Бруно, невзирая на некорректность употребляемых им понятий и метафизический полет фантазии, обладала громадное научное значение, содействуя устранению традиционной аристотелевской метафизики природы с ее плюрализмом и иерархией сфер и формированию отличительного для новейшего естествознания целостного осознания природы.
Литература
1. Мишель Монтень.Опыты. Избранное. — Мтр.: Мир книжки, 2006.
2. Джордано Бруно. Изгнание празднующего зверька. О причине, начале и единичном. — Минск: Харвест, 1999.
3. Франсуа де Ларошфуко. Воспоминания. Максимы. Авторский сборник. — Мтр.: АСТ, Фолио, 2003.
4. Николай Кузанский. Сочинения в 2-ух томах. — Мтр.: Мысль, 1979.
5. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. — Мтр.: Азбука — классика, 2006.
С признательностью к создателю: Марк Григорьевич Штракс Кафедра философии Столичного автомобильно-дорожного института (Муниципальный технический Институт), Учебно-методическое пособие по курсу Философия
МОСКВА 2007


Posted in Экология человека by with comments disabled.