Энергетическая политика ФРГ: курс на энергосбережение
ФРГрам занимает 5-е участок в мире по объемам суммарного энергопотребления, но не владеет достаточным числом собственных сырьевых ресурсов и посильнее почти всех европейских государств зависит от импорта энергоносителей. В нынешнее время эта зависимость сочиняет около 60% (по нефти — 97%, по газу — 81%), что веско выше среднеевропейского степени (1). Беря во внимание обычно промышленный профиль германской экономики, вопрос оптимального применения энергии постоянно хватить остро стояла перед государством.ФРГрам занимает 5-е площадь в мире по объемам суммарного энергопотребления, но не владеет достаточным численностью собственных сырьевых ресурсов и посильнее почти всех европейских государств зависит от импорта энергоносителей. В нынешнее время эта зависимость сочиняет около 60% (по нефти — 97%, по газу — 81%), что веско выше среднеевропейского ватерпаса (1). Беря во внимание обычно промышленный профиль германской экономики, тема оптимального употребления энергии постоянно хватить остро стояла перед государством.
В период с 1955 по 1973 гг. удельное потребление энергии германской индустрией сократилось ориентировочно на 42%. При всем этом на долю металлургической, хим и индустрии нерудных веществ довелось около 75% экономии. Соответствующая изюминка этого периода состояла в том, что достигнутые характеристики энергосбережения водились приобретены без каких-или серьезных мер вмешательства со страны страны, а сначала за счет внутриотраслевых и межотраслевых структурных сдвигов, происходивших природным, рыночным маршрутом в итоге перестройки отраслевой структуры и обновления технологической основания германской индустрии. Проводившиеся тогда исследования выявили и еще одну любопытную закономерность: не имелось найдено твердой зависимости меж величиной издержек на внедрение энергии в тех либо других отраслях индустрии и подходящими показателями ее экономии. В договорах условно басистых глобальных цен на энергоносители, энергосбережение имелось не столько целью, сколько побочным продуктом структурных и тех. сдвигов (2).
Отменно другая ситуация сложилась потом энергетического кризиса 1973 грам. Резкий рост цен на нефть привел к внушительному росту удельного веса издержек на энергию и горючее в совместной структуре издержек производства. В среднем по индустрии он вырос с 8% в 1960 грам. до 13-14% в 1975 грам., а на транспорте, где ватерпас зависимости от употребления нефти был необычно высок, подобный показатель возрос в разы (3). Этаким образом, все генеральные потребители энергии — индустрия, транспорт и семейные хозяйства — приобрели сильнейший экономический стимул к ее экономии. Нефтяной шок стал поворотным пт и в гос политике в энергетической сфере. Ежели ранее принципиальная позиция германского правительства состояла в том, что обеспечение энергетическим сырьем прибывает темой приватного капитала, за вывод тот или другой он несет полную ответственность, то сейчас официальная точка зрения на этот счет конструктивно поменялась.
В правительственной энергетической програмке 1974 грам. искренне было сказано, что надежность снабжения государственной экономики энергией прибывает политической темой и в случае необходимости решать ее надлежит даже вопреки короткосрочным интересам тех либо других промышленных кругов (4). Правительство практически приняло на себя ответственность за изменение направленной сначала на потребление нефти структуры энергобаланса страны и выделило значимые средства на форсированное развитие атомной энергетики, субсидии угольной индустрии, сделало обстоятельства для наращивания импорта газа, в том числе и из Русского Союза.
К уровню политических водилась отнесена и тема энергосбережения. Сделанная в 1974 грам. влиятельная группа профессионалов в своем итоговом докладе правительству констатировала, что в ряде всевозможных случаев водящиеся запасы экономии энергии не могут водиться выявлены с поддержкой рыночных механизмов и оттого государству надлежит отрешиться от выжидательной позиции и проводить функциональную политику в борьбе с расточительным применением энергоресурсов и внедрением энергосберегающих технологий (5). В согласовании с советами экспертной группы в 1976 грам. в первый раз был принят федеральный закон о экономии энергии. Он предугадывал, в частности, конструктивное роль страны в формировании тарифов на внедрение энергии, регламентирование технико-экономических соглашений производства с поддержкой гос технологической политики, искреннее установление технических стандартов и норм при производстве, эксплуатации оборудования и продаже продуктов, обширный набор денежных и налоговых стимулов, содействующих росту заинтересованности производителей и потребителей в экономии энергии. При всем этом правительство резервировало за собой право употреблять любые, в том числе административные, приборы для заслуги поставленных целостнее. Вопросец о системной сопоставимости тех либо других способов регулирования (в сфере энергосбережения) в каждом определенном случае надлежит осматривать раздельно в корпоративном контексте политических, экономических и соц обстоятельств, — было сказано в официальном комменты к Закону о экономии энергии (6).
С фактора обрисовываемых событий прошло наиболее 30 лет, но забранный тогда курс на энергосбережение перевоплотился в длительную стратегическую линию энергетической политики ФРГрам и вплоть до нынешнего дня прибывает один-одинехонек из наиглавнейших направлений гос активности в данной нам сфере.
За бранные 15 лет энергоемкость единицы условного ВВП уменьшилась в ФРГрам на 22%, и благодаря чему показателю Германия заходит в число глобальных фаворитов. Но рост цен на энергоносители и завышенные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу, забранные на себя ФРГрам в рамках Киотского протокола, принуждают германское правительство решать доп усилия на этом направлении. Главным фактором, содействующим росту значимости энергосбережения в налаженности ценностей энергетической политики ФРГрам, прибывает тот факт, что в Германии настоящее длится острая полемика меж консерваторами и радикалами условно главных характеристик многообещающей энергетической стратегии страны. 1-ые призывают не дозволять резких шагов и продлить срок работающих в стране АЭС, тот или иной запланировано вывести из эксплуатации к 2021 грам. 2-ые требуют на резкой смене вектора энергетического развития и поэтапном замещении углеводородного сырья и атомной энергетики восстанавливаемыми источниками энергии. Ставка делается на то, чтоб с учетом грядущего закрытия АЭС и свертывания к 2018 грам. каменноугольной отрасли повысить долю регенеративной энергетики в корпоративном производстве электроэнергии с теперешних 13% до 20% к 2020 грам. и до 50% к 2050 грам. (7)
В теперешней ситуации неопределенности условно водящейся структуры энергобаланса страны принципиальное согласие есть едва лишь по один-одинехонек вопросцу: Германия соответственна расходовать энергию максимально экономно. Эта агрегат водилась зафиксирована в трех правительственных постановлениях 2002 грам. о оптимальном применении энергии в индустрии, на транспорте и в жилищном секторе. ФРГрам стала также один-одинехонек из инициаторов Плана деяний ЕС по энергоэффективности (2006 грам.), предусматривающего к 2020 грам. сбережение 20% энергии. Это равносильно экономии 390 млн т. горючего в нефтяном эквиваленте, сто миллиардов евро импорта энергоносителей, сокращению выброса CO2 в атмосферу на 780 млн т. Непосредственно намечено 75 направлений экономии, тот или иной соответственны реализовываться как сквозь директивные характеристики (к примеру, стандарты термоизоляции домов), так и сквозь добровольные акции и договоренности (маркировка продуктов по энергоемкости, сертификация и т.д.). Для строительного сектора норма экономии определена в 27-30%, транспорта — 26%, в быту выделено 14 категорий продуктов (отопительные приборы, компы, ксероксы, телеки, электромоторы, холодильники, стиральные машинки и т.д.), для тот или другой с 2008 грам. найдены стандарты энергоемкости (8).
Предназначенное заинтересованность уделено действиям преображенья энергии, при тот или другой часто пропадает до трети ее начального объема. Надлежащие задачки по НИОКР в данной нам области включены в VII Рамочную програмку поощрения НИОКР в ЕС на 2006-2013 гг. Экономия будет поощряться льготами по налогам и амортизации, субсидированием количества издержек, скользящими тарифами на продажу сэкономленной энергии и т.д. Германский министр охраны окружающей среды Э. Габриель заявил, что правительство ФРГрам хочет не совсем только перевыполнить запроса ЕС о сокращении эмиссии CO2 на 20% к 2020 грам., да и добиться того, чтоб Германия стала самой энергоэффективной государством в мире (9).
Как энергетика ФРГрам станет наиболее экономной, на данный момент произнести тяжело. В экспертных кругах Германии хватить распространенной прибывает точка зрения, сообразно тот или другой правительственные проекты по энергосбережению очень амбициозны, а запланированные характеристики тяжело достижимы. Основной аргумент сводится к тому, что генеральные организационные и технические пласты экономии энергии теснее исчерпаны и последующее продвижение благодаря чему пути вытребует больших мотивированных инвестиций, иногда издержки начнут настигать ожидаемый эффект. Скептики говорят, что даже при реализации целых намеченных мер, итоговые характеристики энергопотребления в ФРГрам могут модифицироваться разве что в границах 10 процентных пт. Окажутся ли правы пессимисты либо обоснуют близкую правоту оптимисты, представит пора. В любом случае настоящее официальную линию на приоритетный нрав энергосбережения не ставят под колебание ни коалиционные партии, ни оппозиция.
Основным координатором бессчетных программ и проектов в сфере энергосбережения стало сделанное в 2000 грам. Германское энергетическое агентство (DENA). Его учредителем прибывает федеральное правительство в личике Министерства экономики, Министерства транспорта, стройки и жилищного хозяйства и Министерства охраны окружающей среды. Вторым учредителем прибывает банковская группа KfW. Имеясь по близкому юридическому статусу сообществом с ограниченной ответственностью, DENA до половины расходов, связанных со собственной деятельностью, финансирует из личных источников. Фактически экономных средств агентство израсходовало в 2007 грам. около 850 млн евро и рассчитывает выделить в 2008 и 2009 гг. еще по 900 млн евро (10).
В сферу компетенции DENA входят: энергосбережение в жилищном секторе, эффективность употребления электроэнергии, энергоэффективность и экология на транспорте, восстанавливаемые источники энергии. DENA не финансирует определенные проекты, а концентрируется на внедрении приборов и способов увеличения энергоэффективности, применимых в разнообразных отраслях и на базаре в целом. Образцом этакий деятельности может служить разработка образчика единичного федерального энергетического паспорта домов, тот или другой хранит энерго свойства строения — его отопления, термоизоляции окон, энергопотребления в целом. По новеньким правилам без этакого сертификата дом сейчас не быть может ни введено в строй, ни выставлено на продажу. В договорах, иногда конкретно жилищный сектор и семейные хозяйства, а не индустрия, замерзли генеральными потребителями энергии, сходственная процедура предъявляет завышенные запроса к соучастникам базара недвижимости с точки зрения обеспечения энергоэффективности жилых строений.
Генеральные приборы и способы воплощения гос политики ФРГрам в области энергосбережения содержат в себе: — развитие приватно-муниципального партнерства в рамках реализации энергосберегающих проектов в индустрии, на транспорте и в жилищном секторе;
— установление стандартов энергоэффективности для оборудования, продуктов и домов;
— обеспечение финансирования пилотных проектов и программ энергосбережения, в главную очередь на объектах ЖКХ и социальной сферы;
— сокращение употребления энергии на объектах, находящихся в федеральной, земляной и коммунальной принадлежности;
— проведение соответственной налоговой политики, нацеленной на стимулирование понижения употребления энергии и горючего.
В целом надобно произнести, что для проведения действенной политики в области энергосбережения в ФРГрам настоящее сотворена обширная и детализированная правовая основа; работоспособный механизм ее реализации в форме мотивированных программ, стимулирующих экономию энергоресурсов и развитие действенного энергоменеджмента; четкое разделение компетенции муниципальных и регулирующих органов. Опыт Германии в данной нам сфере, думается, был бы необычно полезен для Рф, где экономика по-бывшему очень энергозатратна и характеризуется высочайшей удельной энергоемкостью ВВП — в пересчете по ППС она в 2,5 один раз выше среднемирового ватерпаса, в 2,8 один раз выше, чем в странах ОЭСР, и в 3,5 один раз превосходит соответственный показатель в Стране восходящего солнца.
ССЫЛКИ:
1. Rohstoffsituation Deutschland 2007. Bundesanstalt fuer Geowissenschaften. Berlin, 2007, S.198-201.
2. Сантим.. Energieeinsparung als neue Energiequelle. Muenchen, 2005, S.131-134.
3. Op. cit., S.56-57.
4. Horn M. Die Energiepolitik der Bundesregierung. Berlin, 1977, S.76-77. ВесТниК Фа v 12009 _2
5. Meinert J. Strukturwandlungen der westdeutschen Energiewirtschaft. Frankfurt a. M., 1980, S.231.
6. Op. cit., S. 240-242.
7. Nachhaltige Energiepolitik: Herausforderungen der Zukunft. Bonn, 2007, S.213-215.
8. Каныгин П. Энергетическая сохранность Европы и интересы Рф. МЭМО, 2007, 5, с.5.
9. Handelsblatt, 25.Апреля 2007.
10. http://www.destatis.de
ЛИТЕРАТУРА:
1. Rohstoffsituation Deutschland 2007. Bundesanstalt fuer Geowissenschaften. Berlin, 2007, S.198-201.
2. Energieeinsparung als neue Energiequelle. Muenchen, 2005, S.131-134.
3. Horn Мтр. Die Energiepolitik der Bundesregierung. Berlin, 1977, S.76-77.
4. Meinert J. Strukturwandlungen der westdeutschen Energiewirtschaft. Frankfurt a. M., 1980, S.231.
5. Nachhaltige Energiepolitik: Herausforderungen der Zukunft. Bonn, 2007, S.213-215.
6. Каныгин П. Энергетическая сохранность Европы и интересы Рф. МЭМО, 2007, 5, с.5.
7. Handelsblatt, 25.Апреля 2007.
Создатель: С.В. Седоватых, 3-ий секретарь Посольства Рф в ФРГрам
Posted in Здоровье и Экология by admin with comments disabled.