Глобальный кризис как кризис сверхпотребления: социально-философские аспекты

Глобальный кризис как кризис сверхпотребления: социально-философские аспектыГлобальный кризис стал неожиданным на фоне положительных прогнозов развития экономики, основанных на долголетних благосклонных тенденциях экономического роста государств с рыночной порядком. По воззренью полноценного числа знатоков, кризис прибывает системным по свойскому содержанию и родным детерминантам. Отмечается также, что кризис по свойской природе прибывает кризисом перепотребления (сверхпотребления).Глобальный кризис как кризис сверхпотребления: социально-философские аспектыГлобальный кризис стал неожиданным на фоне положительных прогнозов развития экономики, основанных на долголетних благосклонных тенденциях экономического роста государств с рыночной порядком. По воззрению полноценного числа знатоков, кризис приходит системным по собственному содержанию и близким детерминантам. Отмечается также, что кризис по близкой природе приходит кризисом перепотребления (сверхпотребления). Парадокс носит социально-экономический нрав и быть может концептуализирован в рамках социально-философской парадигмы.
Таковая концептуализация, на наш взор, подразумевает рассмотрение употребления как специфичного облика деятельности, включающей многоуровневые взаимодействия потребителя с предметной и социальной реальностью, в итоге чего же исполняется приобретение, внедрение (извлечение благ и ублажение потребностей), а также утилизация потребительских объектов.
Сообразно перепотребление выступает в этом контексте как некая лишная (экстенсивная) деятельность по приобретению и применению потребительских продуктов. Таковая потребительская деятельность останавливается самым частотным внешностью социальной активности в сообществе употребления, а также принципом публичной организации. Вторыми словами, феномены перепотребления можнож зафиксировать не только лишь как проявление порознь арестованной личности, да и как массовый парадокс, описывающий сообщество в целом.
Мы исходим из положения, что перепотребление приходит в наивысшей ступени дестабилизирующим действием, вызывающим защитные реакции социума. Перепотребление характеризуется чрезмерностью, превышением обычных потребностей и, тем, приводит к резкому убавлению ценности употребляемого [2, с. 20]. Указывается также, что перепотребление сущностно соединено с недопотреблением: оно лишает самого нужного не только лишь иных, да и самого перепотребляющего [Там же]. К примеру, сверхпотребление обусловливает процессы инфляции сакрального и общественного, в целом понижает ступень удовлетворенности действием извлечения и присвоения благ. Эким образом, нефункциональности перепотребления появляются на макроэкономическом, микроэкономическом, соц степенях. По воззрению А. Кругина, с определенного степени развития экономики личное потребление перестает водиться стимулом для последующего развития технологии и экономического роста, вызывая ситуацию преднамеренной консервации [4]. Ежели в допотребительской экономике возможно обойтись без ее планирования и муниципального вмешательства, то в потребительском сообществе предустановленная гармония базара пропадает и приходит макроэкономический хаос (хронический кризис перепроизводства) [Там же].
Сверхпотребление соединено не только лишь с лишним спросом, но также и с экспансией употребления на ранее непотребительские сферы. В докризисном сообществе происходили системные процессы коммодификации — овеществления, экстраполяции потребительского механизма на нерыночные социальные области: спорт, искусство, семья, сексапильная жизнь, образование, медицина, армия и т.д. Так, образование равномерно трансформируется из классического общественного института в экономический субъект сферы услуг. Индикаторами этого процесса приходят платный нрав обучения, контрактная налаженность отношений снутри образовательного процесса, нивелирование культурных детерминант и причин в ситуации глобализации образования, внедрение экономических критериев эффективности и др.
Потребление останавливается подменой социальной активности. К примеру, исследователи обрисовывают новейший парадокс — так именуемое этическое потребление. В данном варианте потребление представляет из себя покупку либо, навыворот, отказ от нее отталкиваясь от этических, политических либо экологических интересов [3, с. 76]. Тут этическое потребление стает не только лишь как специализированный метод приобретения и расходования ресурсов, но приходит, по собственному содержанию, современным методом реализации политических и других прав. В рамках институциональной экономической теории сформулирован тезис о потенциала обмена правами человека — революционное, с точки зрения нормальной трактовки (неотчуждаемых и неделимых прав жителя нашей планеты) понимание [1, с. 5].
Перепотребление нуждается в поддержке со страны нравственно-этических образований сообщества. В постиндустриальном сообществе формируется новенькая потребительская мораль и новенькая потребительская эти-
ка. В рамках данной для нас новейшей морали добродетель не произведение, а потребление, и средний класс в качестве самореализации приобретает не свободный труд, а свободное и безграничное потребление. Совсем не беспременно ожидать и устремляться к счастью на том свете, его можнож заработать средством безграничного употребления и при земной жизни.
Дж. Антонио показывает, что критики современного употребления считают само потребление и образ жизни специфичной подменой производства и службы в качестве центральных качеств социально-культурного бытия, рушащей жесткий, конформистский и трудолюбивый тип личности, личности протестантской этики и буржуазной сосредоточенности на занятию [8, p. 48].
Экое расширение потребительского базара привело к неконтролируемому экстенсивному процессу социо-экономической гиперстимуляции налаженности, творенью бессчетных пирамид, тот или иной результативно действует только лишь при расширении действий производства, рекламной зарядке потребительского базара и его субъектов и, в окончательном итоге, действий употребления в непрерывно расширяющейся прогрессии.
Перепотребление делает обстановки, в тот или иной рыночная конъюнктура утрачивает всякий беспристрастный, феноменологический базис. Стоимость активов начинает складываться, генеральным образом, из стоимости нематериального капитала, а денежные университеты осваивают спекулятивные приборы роста стоимости. Пример с деривативами1 иллюстрирует, как стоимость денежных приборов привязывается в постиндустриальном сообществе к факторам неэкономического, с точки зрения классической экономической теории, порядка: ожидания, динамика бренда, лояльность, действенный PR, рейтинг экспертных оценок и т.д.
При этом диспропорции меж созданием и потреблением, настоящей ценою и ее виртуальной собирающей стают все наиболее выраженными на целых степенях социоэкономической налаженности. К примеру, по воззрению Ф. Фукуямы, современное капиталистическое сообщество употребляет главным образом общественного капитала, чем производит [6, с. 340].
Социологические исследования в США начиная с 1940-х гг. демонстрируют, что попавшие в верхнюю 20%-ную страту распределения заработков осматривают себя как наиболее счастливых, чем те, тот или иной находятся в надлежащем квинтиле, и так до самого низа, где люди считают себя менее счастливыми [Там же]. Но эта тенденция ограничена неким порогом, превышение тот или иной начинает снижать субъективный ватерпас удовлетворенности жизнью. Экономисты считают, что иной раз ВВП добивается ориентировочно 10 000 долл. на душу народонаселения, то последующий экономический рост теснее не приводит к росту среднего степени удовлетворенности, а экий порог в Северной Америке теснее издавна пройден [7, с. 123].
Теснее немного десятилетий социологи выслеживают ватерпас субъективного минимума для ведения приличной жизни и в протяжении целых этих лет величина уверенно подрастала, практически метко отражая корпоративный ватерпас экономического роста. По статистическим принесенным США, доход на душу народонаселения возрос с поправкой на инфляцию меж 1965-мтр и 1995-мтр годами с 14 792 до 26 615 долл., и в это период расходы на собственное потребление возросли от 9 257 до 17 403 долл. [6, с. 96].
Условно отношения степени заработка и ступени субъективно расцениваемого собственного счастья Ф. Фукуяма сооружает решение, что, вероятнее всего, счастье соединено не с безусловным, а с условным заработком и что ублажение от богатства грызть процесс сопоставленья и предстоящей гордости за близкое материальное благоденствие [Там же].
Эким образом, располагает площадь инфляция категории счастье, прочувствование тот или иной произвольно привязывается к материальным факторам, а зависть останавливается механизмом, инициирующим современного жителя нашей планеты к постоянной гонке за непрерывно ускользающими нормами жизни и употребления.
Эким образом, перепотребление приходит глобальным феноменом, определяющим механизмы функционирования современной западной социо-экономической налаженности и в внушительной ступени творящим сильный деструктивный потенциал, проявляющийся в соц и экономических нефункциональностях.
Ретроспективный анализ дозволяет осмотреть предкризисный период социо-экономического развития западного сообщества в ином ракурсе, акцентировать интерес на латентных проявлениях кризисного развития.
Предкризисное юго-западное сообщество можнож охарактеризовать как сообщество с набирающим массу ан-тиконсюмеристским движением, необыкновенным потребительским мятежом, проявление тот или иной можнож зафиксировать на идеологическом, соц, экономическом, художественном, политическом степенях.
Латинское consumere можнож перевести как расходовать, растрачивать, а также как заполнять определенным содержанием. Консюмеризм — калька с британского consumerism означает в английской и в переводной литературе два противоположных по смыслу явления. Во-главных, консюмеризм как ценностная ориентация сообщества либо порознь забранного жителя нашей планеты, идеология употребления, основанные на осознании безграничного и бескрайнего употребления как проявления свободы, а также экономического и публичного прогресса. Тут потребление наделяется положительной коннотацией, раскрываются положитель-
ные последствия этакого поведения, к примеру развитие потребительского потенциала, личностная реализация, проявление потребительских свобод и т.д. 2-ое значение — это публичное движение, устремляющееся предохранять потребителей, обычно, от определенных производителей и посредников, вызывая соблюдения принципов этичного маркетинга и конституциона-лизированных, в том числе и на международном степени, потребительских прав.
Под антиконсюмеристским движением мы осознаем организованные публичные протестные проявления, где объектом протеста выступает как разов идеология безграничного и легкого потребления, консюмеристская идеология.
С половины прошедшего века в постмодернистской литературе сформирована научная основа антиконсюмеризма. Движение антиконсюмеристов стало одной из важнейших в жизни Северной Америки культурных сил начала третьего тысячелетия, охватившей все социальные классы и возрастные категории [7, с. 137].
Критики консюмеризма требуют на рассмотрении употребления и производства как 2-ух вполне независящих товарищ от приятеля действий [Там же]. Отталкиваясь от этого предлагаются методы понижения употребления, к примеру введение ежегодного Дня без покупок.
Антиконсюмеристское движение Америки располагает личный рупор — журнальчик Adbusters (Пожиратели рекламы). Это знаменитое левое издание, издается с 1989 грам. в Канаде [7]. По воззрению создателей журнальчика, сообщество благодаря рекламе пронизано пропагандой и неправдою, а журнальчик близкой деятельностью (культурная диверсия) призван искажать послания и заграждать каналы пропаганды. Эту деятельность редактор журнальчика Кале Ласн давать имя движением культурных диверсантов, считая ее для нашего медли подобной движению за гражданские права периода 1960-х годов, феминизму 70-х и экологическому движению 80-х [Цит. по: 7, c. 13-14]. В качестве идеологических принципов этого направления выдвигаются идеи справедливой торговли и этичного маркетинга [Там же].
К конструктивным антиконсюмеристским организациям можнож отнести Сиэтлский фонд оптимального стиля, представляющий из себя некоммерческую компанию, образовывающую, поддерживающую и воодушевляющую дизайнеров и покупателей на положительные социальные и экологические смены в мире, выражая себя спустя неповторимый выбор стиля для службы, жилища и досуга [Там же, с. 357]. Более экзотичным целям должно движение медленной еды с официальным заглавием Международное движение за охрану права на удовольствие, пропагандирующее также региональную кулинарию и отказ от фастфуда [Там же, с. 358].
Мы осматриваем бессчетные молодежные подкультуры, заработавшие в ругательные десятилетия пространное распространение не только лишь на Западе, да и в Рф, как подобный пример антиконсюмеристских соц движений. В их идеологическом корпусе в большей либо наименьшей ступени находятся антипот-ребительские ценности и практики. Явную антиконсю-меристскую направленность располагают этакие подкультуры, как готы, панки, фрики, фриганы.
Явная антиконсюмеристская направленность отличительна для деятельности так давать имя групп открытого действия [5, с. 236]. Одна из их — группа ритуального противодействия Whirl-Mart, проявляющая личный протест против потребительства объединенным экспериментом и ритуальным зрелищем, сочетающим в для себя искусство и действие: активисты группы обыкновенно забегают в взрослые торгашеские центры и начинают молча возить по шеренгам порожние телеги для покупок [Там же].
К антиконсюмеристским движениям мы относим также и так-называемый хактивизм. Термин появился из соединения 2-ух словечек Hack и Activism и означает новейшую разновидность общественного протеста, основанную на причинении вреда компьютерным сетям и их юзерам с внедрением Веб-технологий [9]. По воззрению Д. Деннинг, хактивизм многообразен в близких проявлениях и содержит в себе виртуальные сидячие забастовки и блокады, бомбардировки электронной почты, web-хакерство и компьютерные взломы, внедрение компьютерных вирусов и червяков [Там же]. На самом деле, хактивизм нацелен на творенье помех либо полное прекращение употребления инфы в Вебе.
Эким образом, антиконсюмеристские движения на Западе заработали пространное распространение и располагают разнородные проявления. В целом антиконсю-меристские ценности замерзли легитимными и базисными в идеологии европейских социал-демократических партий и левых интеллектуалов. Мы осматриваем этакие движения как маркер кризисного состояния сообщества, полагаем, что их высококачественное обилие и количественный рост можнож интерпретировать как социальную реакцию самосохранения, самозащиты от деструктивного воздействия потребительских дисфункций.
В базе глобального кризиса лежит парадокс перепотребления, проявляющийся в избыточности процесса, коммодификации, гиперстимуляции социоэкономической налаженности, инфляции категории счастье и др. Докризисное юго-западное сообщество можнож охарактеризовать как сообщество-супермолл, где бесконечный ассортимент продуктов-симулякров, безмерное потребление, детерминированное технологиями рекламных коммуникаций, обеспечивает экстенсивное развитие социоэкономической налаженности.
1 Деривативы — производные денежные приборы, характерной индивидуальностью тот или иной приходит неименье отношения меж их числом и числом базисного прибора (материальные либо денежные активы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аузан А. Интерпретация прав жителя нашей планеты с позиции новейшей институциональной экономической теории // Civitas. 2003. 1. С. 4-11.
2. Афанасьева В.В., Туркина В.Грам. Сообщество перепотребления // Потребление как коммуникация — 2009: субстанции 5 междунар. конф., 26-27 июня 2009. СПб.: Интерсоцис, 2009. С. 20-23.
3. Коос С. Изъясняя этическое потребительское поведение в Европе (эмпирические предоставленные по 19 странам) // Финансовая социология. 2009. Т. 10, 2, март. С. 7698. — URL: http://www.ecsoc.msses.ru (дата обращения: 22.05.09).
4. Кругин А. Экономика большой цели либо как преодолеть барьер потребления. URL: http://e2000.kyiv.org/theory/ biblio/barrier.htm (дата обращения: 10.06.09).
5. Спектор Р. Убийцы категорий. Революция в розничной торговле и ее воздействие на культуру употребления: пер. с англ. Мтр.: Благая книжка, 2005. 272 с.
6. Фукуяма Ф. Большой разрыв: пер. с англ. Мтр.: АСТ, 2003. 474 с.
7. Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу: пер с англ. Мтр.: Благая книжка, 2007. 456 с.
8. Antonio J.R. After Postmodernism: Reactionary Tribalism // Amer. Journ. of Sociology. 2000. Vol. 106, Июль. P. 40-87.
9. Denning D.E. Activism, Hacktivism, and Cyberterrorism: The Internet as a Tool for Influencing Foreign Policy. URL: http://www.avtonom.org/pub/hacktivism.html (дата обращения: 10.10.09).
СОЦИОЛОГИЯ
УДК 101.1:316 А. В. Овруцкий
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС КАК КРИЗИС СВЕРХПОТРЕБЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
Глобальный кризис осмотрен как кризис сверхпотребления (перепотребления). Сверхпотребление понимается как деструктивный процесс и анализируется на макроэкономическом, микроэкономическом, соц, психическом степенях. Осмотрены проявления сверхпотребления: превышение обычных потребностей, убавленье ценности употребляемого, недостижимость степени пресыщения, ускорение потребительских ритмов, коммодификация употребления, этическое потребление, налаженность нравственно-этических регуляторов употребления (потребительская мораль и потребительская этика) и др. Осмотрены бессчетные антиконсюмеристские движения, тот или иной анализируются как предвестник глобального кризиса.
The global crisis as super-consumption crisis: socio-philosophical aspects.
ALEXANDER V. OVRUTSKY (Faculty of Sociology and Political, Southern Federal University, Rostov-on-Don).
The article deals with the social and philosophical aspects of the global crisis. The global crisis is considered as a super-consumption crisis. Super-consumption is understood as a destructive process and it has been considered at the macroeconomic, microeconomic, social, and psychological levels. The manifestations of super consumption have been considered: the excess of normal requirements, the reduction of value consumed, the unattainability of the level of satiation, the acceleration of consumer rhythms, the commodification consumption, the ethical consumption, the system of the morally-ethical regulators of consumption (consumer morals and consumer ethics), and others. Also numerous anti-consumerism movements have been studied, which are analysed as a harbinger of global crisis.
С признательностью к создателю: ОВРУЦКИЙ Алек сандр Владимирович, кандидат психических наук, доцент, докторант кафедры теоретической социологии факультета социологии и политологии (Южный федеральный институт, Ростов на дону-на-Дону).E-mail:
Этот e-mail адресок защищен от мусор-роботов, для его просмотра у Вас обязан быть включен Javascript
Овруцкий А.В., 2010


Posted in Экология человека by with comments disabled.