Культура мыслительной деятельности как биопсихосоциальный феномен

Мыслительная деятельность — неотъемлемый атрибут существования жителя нашей планеты. Ее соображают как форму умственного (сознательного) дела жителя нашей планеты к для себя и окружающему миру (в отличие от формы механического дела — двигательной деятельности). Она показалась и развивалась как: метод освоения и конфигурации мира вокруг нас методом информационного отражения мира (творения его образов) и управления со страны сознания деяниями; форма проявления сущностных сил жителя нашей планеты, производства и передачи инфы средством мыслительных деяний; фактор личного развития мыслительных вероятностей и сопряженных с ими функций.Мыслительная деятельность — неотъемлемый атрибут существования жителя нашей планеты. Ее соображают как форму умственного (сознательного) дела жителя нашей планеты к для себя и окружающему миру (в отличие от формы механического дела — двигательной деятельности). Она появилась и развивалась как: метод освоения и конфигурации мира вокруг нас методом информационного отражения мира (сотворения его образов) и управления со сторонки сознания деяниями; форма проявления сущностных сил жителя нашей планеты, производства и передачи инфы средством мыслительных деяний; фактор личного развития мыслительных способностей и сопряженных с ими функций.
Все обилие прикладных функций мыслительной деятельности можнож свести к трем главным: обращенное вовне информационное изменение отношений мира вокруг нас; создание и передача инфы; обращенное «на себя», обратное действие на личное развитие и сохранение мыслительных способностей.
Все-таки жизнедеятельность индивидума детерминирует не мыслительная деятельность как такая, а культура мыслительной деятельности. Под культурой мыслительной деятельности соображают технологию оптимального и действенного ее воплощения. Это — дериват мыслительной деятельности. В своем технологическом строении она воссоздает структуру возделываемых внешностей мышления, но не прибывает непринужденным продуктом.
Культурой мыслительной деятельности рационально нарекать все, что сотворено людьми в ходе истории, отобрано, кристаллизовано, хранится и передается в поколениях как совокупа критерий, методов и результатов формирования и сохранения возможностей, потребностей и параметров думающего жителя нашей планеты. Это — отобранные по качеству, рациональности и продуктивности методы мыслительной деятельности. Соц и психический опыт данной для нас деятельности скапливается, отбирается по ее эффекту, аккумулируется в ценностях культуры и дается.
Культура мыслительной деятельности кристаллизуется в трех формах близкого существования: культура информационных критерий жизни; информационная культура деятельности (формы и методы оптимального воплощения главных внешностей мыслительной деятельности); информационная культура личности (возможности и характеристики жителя нашей планеты, формирующиеся в ходе сотворения и освоения культуры критерий жизни и культуры деятельности).
Эти формы существования культуры взаимодействуют и перебегают одна в иную. Культура критерий жизни описывает нрав вероятной деятельности и сквозь нее реализуется в культуре личности. Культура личности описывает нрав доступной человеку деятельности и опредмечивается сквозь нее в культуре критерий жизни. Этот кругооборот культуры и обеспечивает ее скопление, развитие, сохранение и освоение.
Культура мыслительной деятельности характеризуется 2-мя группами интегральных характеристик. Ежели характеристики информационной культуры личности — это свойства налаженности познаний индивидума, то характеристики информационной культуры деятельности — характеристики его интеллектуальных возможностей.
Что дотрагивается интеллекта (умственных возможностей индивидума), то творцам явно: предоставленное понятие надо связывать с внутренними информационными действиями мозга и их организацией. С нашей точки зрения, интеллект и прибывает интегральным показателем свойства управления информационными действиями и структурами мозга.
Интеллект играет правящую (системообразующую) роль в организации мыслительной деятельности. Для творцов непременно, что интеллект — интегративная психофизиологическая способность индивидума к организации и системообразованию информационных действий и структур мозга. Но информационные процессы мозга и глодать мыслительная деятельность индивидума, следовательно, интеллект — показатель свойства организации мыслительной деятельности, т.е. ее культуры.
Количественным аспектом интеллекта можнож считать возможность удачного внедрения теснее сложившегося банка познаний индивидума в разных обликах мыслительной деятельности (это быть может и формирование новейших познаний, и принятие заключений, и поиск закономерностей и т.д.).
Интеллект прибывает многоуровневой и функциональной психофизиологической способностью. Итого можнож выделить четыре степени, любой из ватерпасов располагает как логический, так и высокоскоростной (физиологический) нюанс.
Основной степень — базисная способность к обработке размытой инфы, оперированию нечетко очерченными понятиями и методами. Показателем основного степени интеллекта надлежит считать размер простых (атомарных) информационных действий мозга. Конкретно из простых информационных действий мозга могут формироваться информационные процессы и структуры наиболее больших ватерпасов иерархии. С хватить превосходной ступенью приближения размер базисных действий мозга отражает известный коэффициент интеллектуальности (IQ).
2-ой степень — научаемость, доставляющая собой способность индивидума усваивать информацию для ее обработки с неотклонимой функцией формирования новейшей семантической отношения с теснее будущим информационным банком, а также применения в предстоящем усвоенной инфы (усвоенной информацией могут служить как методы, так и описательные сведения). Научаемость содержится в возможности к связыванию теснее устоявшихся информационных действий либо структур мозга в наиболее большущую порядок — порцию инфы либо информационный процесс.
3-ий степень — экстраполяция, доставляющая собой способность употреблять семантические и алгоритмические композиции в новейших соглашениях необыкновенного мира, распространять знаменитые идеи и методы обработки инфы на новейшие, неизвестные ситуации. В итоге экстраполяции возникают информационные структуры и процессы (методы), разные по содержанию, но сходные по структуре с базисными.
4-ый степень интеллекта — прогноз, представляющий из себя способность к генерированию новейшей инфы на основанию ветхой. Это — интегральное интеллектуальное качество, описывающее комплексную способность к формированию порядков инфы и информационных действий мозга. Мыслительная деятельность в целом представляет из себя комбинацию целых внешностей информационных действий — и связывания, и экстраполирования.
Явно, что становление информационных действий и структур мозга индивидума (банка познаний) впрямую и в решающей мере зависит от его интеллектуальных возможностей. Ежели характеристики банка познаний описывают арсенал информационных действий и структур мозга, то характеристики интеллекта — потенциал перевоплощения предоставленного арсенала в порядок (т.е. целостноть) и ее развития.
Что дотрагивается банка познаний индивидума, то явно последующее: информационные процессы и структуры мозга прибывают налаженностью описательной и командно-исправной инфы. Как знаменито, информационные процессы и структуры мозга формируются за счет системного соединенья отдельных (разрозненных) устоявшихся информационных действий и структур в единичное целое, т.е. в порядок наиболее высочайшего порядка.
Под банком познаний индивидума будем разуметь совокупа информационных действий и структур мозга с учетом отношений меж ими. Банк познаний представляет из себя, с одной сторонки, иерархичную порядок инфы и информационных действий, с второй сторонки — арсенал описательной инфы и устоявшихся информационных действий, находящихся на различных ватерпасах иерархии. Меж квантами описательной инфы наличествует семантическая касательство, меж отдельными информационными действиями — тоже.
Под стойкостью отношения меж квантами инфы либо информационными действиями будем разуметь величину, описывающую возможность ее устойчивого существования либо условную частоту ее наличия. Устойчивость отношения одинакова нулю, ежели два информационных процесса либо кванта инфы никогда не объединены в одно целое, единице — ежели информационные процессы либо кванты инфы объединены постоянно. Все-таки в подавляющем большинстве случаев устойчивость информационной отношения наиболее нуля и наименее единицы.
Банк познаний индивидума — развивающаяся налаженность. Знаменито, что жизненный цикл хоть какой налаженности — цепочка стабилизации и развития. Самоорганизация налаженности содержит в себе два взаимосвязанных процесса — саморегуляцию и саморазвитие.
Саморегуляция подразумевает стабилизацию, т.е. закрепление давних компонент налаженности, «шлифовку» давних функций и структур. Для мозга стабилизация банка инфы (налаженности познаний) представляет из себя закрепление квантов инфы либо простых устоявшихся информационных действий, а также отношений меж ими. Упрочнение налаженности познаний содержится конкретно в упрочнении отношений (повышения их стойкости) меж дозами инфы либо информационными действиями наиболее басистого порядка.
Саморазвитие подразумевает прибавление к устоявшимся в итоге саморегуляции функциям, структурам и компонентам новейших (с следующим их, в свойскую очередь, закреплением). Но конкретно это и происходит при развитии информационной налаженности «мозг». С одной сторонки, будущие кванты описательной инфы и простые информационные процессы соответственны закрепиться с предопределенной вероятностью усвоения, слиться семантическими касательствами, тот или другой также соответственны закрепиться с предопределенной насильно (вероятностью). Приобретенную порядок — банк познаний либо информационный процесс — можнож считать стабильной в случае закрепления как компонент, так и семантических отношений меж ими. С второй сторонки, в процессе жизнедеятельности непрерывно происходит прибавление и закрепление новейших порций описательной и командно-исправной инфы, установление и упрочение семантических отношений как меж ими, так и с будущим банком инфы. Развитие налаженности познаний представляет из себя прибавление новейших порций инфы либо информационных действий поверх будущих с неизбежным установлением семантической отношения с водящимися (а может быть, и меж ими). Дальше надлежит очередной виток стабилизации — происходит увеличение стойкости информационных отношений.
Подводя результат произнесенному, надлежит отметить: развитие науки о человеке обусловливает необходимость исследования процесса становления его мыслительной деятельности (информационных действий и структур мозга). Культура мыслительной деятельности немыслима как без развитого банка познаний, так и без массивных интеллектуальных возможностей.
С признательностью к творцам:
— Доронин А.Мтр. (Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского муниципального института, Майкоп, Наша родина)
— Полянская С.Б. (Славянский-на-Кубани муниципальный педагогический институт, Славянск-на-Кубани, Наша родина)
— Хлопова Т.П., Романов Д.А. (Кубанский муниципальный технологический институт, Краснодар, Наша родина )


Posted in Экология человека by with comments disabled.