Отношение школьников к курению

Отношение школьников к курению
В статье освещена вопрос аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфичность дела идущих в ногу со временем школьников к курящему окружению, рекламе табака, употреблению вида курильщика в художественных фильмах. На основанию результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения посреди учащихся.Отношение школьников к курению
В статье освещена тема аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфичность дела идущих в ногу со временем школьников к курящему окружению, рекламе табака, применению вида курильщика в художественных фильмах. На базе результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения посреди учащихся.
Глобальная организация здравоохранения признала курение табака глобальной опасностью для населения земли. По принесенным ВОЗ, от болезней, связанных с сиим пагубным пристрастием, в мире каждые 6 секунд помирает один-одинешенек человек, а раз в год — наиболее 5 млн. человек. Ежели тенденции нарастания распространения курения продлятся, то, сообразно прогнозам, теснее к 2020 году преждевременно будут помирать раз в год по 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет один-одинехонек из самых мощных причин, приводящих к досрочной погибели.
Отношение школьников к курению
Подростковый возраст более небезопасен в плане формирования аддиктивного поведения1, в том числе и табакокурения. Детки и дети оказываются более не защищенными, уязвимыми в трудных социально-экономических соглашениях, ощущая себя одинокими в борьбе с трудностями. Часто они не готовы к новеньким, твердым запросам сообщества, не способны сделать самостоятельный выбор и забрать на себя ответственность за него [6; с. 3]. Рвение к познанию итого новейшего, вожделение побыстрее встать взрослым, перенять повадки поведения старших, трусость отстать от ровесников — все это при неблагоприятно складывающейся ситуации густо приводит к формированию у ребенка разнообразных зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой, табачной и др. При всем этом не исключается и воздействие био, соц, психических и духовных причин.
Аддиктивное поведение
1 Аддиктивное поведение (от addiction — склонность, пагубная повадка) — форма деструктивного поведения, тот или иной выражается в стремлении к уходу от действительности средством конфигурации близкого психологического состояния (Современный психический словарь / под ред. Б.Грам. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб., 2006. — С. 18.).
По результатам мониторинга, проведенного ИСЭРТ РАН в 2008 грам., посреди народонаселения Вологодской области имелось выявлено 35% курящих, в числе тот или другой 43% сочиняет толика семей, располагающих несовершеннолетних детей2 (рис. 1). Невзирая на то, что число эких семей сокращается, число курящих в Вологодской области усиливается [5].
Школьный возраст — это период роста как физического, так и умственного. Происходит крепкое усвоение познаний, умений, способностей, повадок, при этом не только лишь нужных, да и вредных. Большая часть курящих обладали главный опыт курения в школьном возрасте. И превосходно не секрет, что чем ранее человек начнет курить, тем труднее ему отрешиться от сигареты. В взаимоотношения с сиим предназначенное интерес учители и психологи Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН уделяют формированию агрегатов школьников на здоровый стиль жизни.
Крупное действие на несформи-ровавшееся сознание школьника оказывают окружающие. Судя по принесенным опроса, проведенного в апреле 2009 грам. посреди учащихся 5 -11 классов НОЦ, 95% школьников находятся в окружении курящих товарищей, одноклассников, знакомых (табл. 1).
У половины учащихся курят недалекие родственники: отец, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка (табл. 2). В взаимоотношения с сиим вырастает возможность перехода некурящего учащегося из категории пассивного курильщика в категорию функционального.
По результатам опроса имелись выявлены курящие учащиеся НОЦ — это 6,6% женщин 10 — 11 классов. По воззрению школьниц, в генеральном дети начинают курить за компанию — 66%, из любопытства — 17%, из-за заморочек жилища и/либо в школе — 17%.
Отношение школьников к курению Только лишь 40% курящих учащихся НОЦ ответили позитивно на вопросец: Собираетесь ли Вы кинуть курить в последнее время?). Их рвение кинуть курить поддерживают приятели (60%), одноклассники (40%), предки (20%), учителя (20%).
В качестве обстоятельств, мешающих кинуть курить, школьники отметили последующие: Все приятели курят (80%), Легко нет желания (20%), Не хватает массы воли (20%).
Отвечая на вопросец: Что, по Вашему воззрению, может направить кинуть курить?), учащиеся предпочли этакие варианты ответов, как:
♦ занятия спортом — 31%;
♦ собственное вожделение — 66%;
♦ сужденье окружающих — 12%;
♦ пропаганда здорового стиля жизни — 5%.
Эким образом, осмотренные сведения социологического опроса дозволяют сделать решение о басистой ступени распространенности курения в школьной среде НОЦ и в то же пора о обширной распространенности данной вредной повадки посреди недалекого окружения школьников. Все-таки их собственные цели, ценностные предпочтения, убеждения, а также доводы за курение и против него остались невыясненными, потому что выявить их способом искреннего опроса проблемно. Потому нужен иной способ — интерактивный, тот или другой дозволяет найти собственную позицию подростков по отношению к курению посреди ровесников. Нами был применен способ фокус-групп (групповое интервью).
Мишень фокус-группового исследования: узнать отношение школьников различного возраста к вопросу курения в современном сообществе, в частности к ее соц, юридическим, психическим нюансам:
1. Воздействие рекламы табачной продукции (щитовая, в СМИ), а также вида курящего героя в современном искусстве на социально-психологическое самочувствие школьников, их отношение к собственному здоровью.
2. Оценка школьниками эффективности административных мер, применяемых против распространения курения: запрета на курение в публичных площадях, запрета реализации табака особам до 18 лет.
3. Воздействие фактора курения на нрав межличностных отношений школьников с родственниками, приятелями, одноклассниками.
4. Причины, содействующие формированию агрегатов на здоровый стиль жизни, борьбе с распространением курения посреди молодежи.
Для роли в исследовании приглашались школьники 5 — 11 классов, навещающие НОЦ, в возрасте от 11 до 17 лет. Учащиеся бегло (по вожделению) воспринимали заключение о свойском участии в службе фокус-группы.
В целях проведения исследования имелись сформированы 2 группы респондентов, различающихся возрастными чертами:
Отношение школьников к курению старшие классы (10-11-ый); 15-17 лет — старший подростковый возраст, ранешняя молодость;
Отношение школьников к курению средние классы (7 — 8-ой); 12-13 лет — младший подростковый возраст.
Точные аннотации водящих, динамичная разминочная число, общее дискуссия в группах управлял поведения во пора интервью обеспечили активность школьников при обсуждении препядствия курения, искренность в выражении суждений.
Все соучастники фокус-группы отметили высшую значимость и актуальность препядствия курения подростков, показали хватить обширную осведомленность о ее мед, психических и соц качествах и глубину их осознания.
Факт пространного распространения курения в молодежной среде подтвердили все респонденты: У меня курят почти все знакомые, Начинают курить на данный момент рано и т. п. Все-таки несколькими соучастниками (15,4%) подмечена тенденция подрастающей репутации здорового стиля жизни посреди юных жителей нашей планеты: На данный момент курить останавливается не модно.
Сформулированные соучастниками дискуссий доводы за курение и против него демонстрируют в целом негативное отношение к данной вредной повадке.
Способ мозгового штурма, направленный на выявление доводов и контраргументов, отдал последующие результаты.
Доводы за курение:
• успокаивает, снимает напряжение — 23% респондентов;
• благовидно глядит, привлекателен сам процесс (сигара, дорогие сигареты) — 15,4%;
• придает убежденности, доставляет чувство взрослости — 15,4%;
• доставляет экономическую прибыль бизнесу и государству — 7,7%.
Надлежит отметить, что некие соучастники фокус-группы затруднились с определением доводов за курение; смогли их сконструировать 53,8% респондентов, в генеральном юноши (85,7%). Наиболее конструктивными в определении плюсов курения оказались учащиеся 7 класса, для тот или другой необыкновенно актуальным оказался психический аргумент — обретение убежденности за счет курения (40%).
Наиболее деятельно соучастники показали себя в формулировании контраргументов. Примечательно, что те школьники НОЦ, тот или иной располагают больший опыт научной деятельности (10 класс), направляли интерес не только лишь на мед нюансы ущерба курения, да и на экономические и социальные.
Доводы против курения:
Отношение школьников к курению портит здоровье (вред целому организму) — 92,4% опрошенных;
Отношение школьников к курению наносит вред окружающим (пассивное курение) — 30,8%;
Отношение школьников к курению нелепая растрата средств, сырья (бумага, краска) — 30,8%;
Отношение школьников к курению приводит к зависимости, изменению психики жителя нашей планеты — 23%;
Отношение школьников к курению изготовители могут водиться нечестными в отношении состава сигарет -15,4%;
Отношение школьников к курению досадный запах изо рта — 15,4%;
Отношение школьников к курению вызывает отличия в физическом развитии потомства — 15,4%;
Отношение школьников к курению теснее не стильно — 15,4%;
Отношение школьников к курению замедляет рост организма — 7,7%;
Отношение школьников к курению мешает заниматься спортом — 7,7%;
Отношение школьников к курению курение — причина пожара — 7,7%;
Отношение школьников к курению наносит экологический вред — 7,7%.
Большая часть респондентов считают курение вредной повадкой (76,9%), но отмечают, что эта повадка чрезвычайно скоро останавливается зависимостью; 23% соучастников дискуссии окрестили курение болезнью.
Надлежащий агрегат вопросцев выявлял отношение к рекламе табачной продукции. Вопросцы, дотрагивающиеся рекламы и антирекламы табака, вызвали энтузиазм у респондентов, дозволили им прямо высказать свойское сужденье. Они хватить скоро вспомнили, где лицезрели рекламу:
Отношение школьников к курению на улице (щитовая) — 38,5%;
Отношение школьников к курению в печатных СМИ (глянцевых журнальчиках) — 30,8%;
Отношение школьников к курению в телевизионных програмках -15,4%;
Отношение школьников к курению в художественных фильмах — 15,4%;
Отношение школьников к курению маркетинговые акции в магазинах — 7,7%;
Отношение школьников к курению маркетинговые проспекты около участка реализации сигарет (ларьки, кассы в магазине) — 7,7%.
Респондентам запомнилось немножко вариантов более красочной рекламы, с ясными видами, выгодными предложениями, к примеру акция Купи и выиграй, реклама сигарет марки Winston.
Большая часть соучастников дискуссии (84,6%) считают, что реклама табачной продукции не нужна, разъясняя свойскую точку зрения бесполезностью этакий рекламы: Ежели человек курит, то ему реклама не нужна, Не оказывает влияния. Немножко соучастников заняли нейтральную позицию сравнительно рекламы табачной продукции (15,4% -только лишь юноши).
Школьники приняли конструктивное роль в обсуждении вариантов антирекламы табака. В генеральном (61,5% опрошенных) это разнообразные внешности устрашающей антирекламы, к примеру фото из морга, крупным планом органы курильщика и т. п. Имелись и положительные предложения (15,4%): показать пример здорового человека, создать образ жителя нашей планеты, находящегося в гармонии с природой. Все-таки 23% респондентов не лицезреют предназначенного смысла ни в рекламе табака, ни в антирекламе.
С перечисленными выше вопросцами перекликались вопросцы о допустимости употребления вида курящего героя в творениях современного искусства (художественных фильмах). На то, курит герой в кинофильме либо нет, уделяют свое внимание 53,8% соучастников, не обращают — 46,1%. Все-таки в процессе дискуссии 76,9% школьников смогли именовать эких курящих героев, как Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Волк из Ну, погоди!), герои телесериала Бригада и др. В то же пора, по воззрению 38,4% школьников, в российских фильмах сцен, сопровождающихся курением, главным образом, чем в иностранных; другие учащиеся не лицезреют тут особенной различия.
Школьники сочли вероятной демонстрацию в кинофильмах процесса курения только лишь в качестве художественного средства:
• для передачи стресса героя -38,5%;
• большей действительности вида, ежели курение сочиняет его неотъемлемую число (Шерлок Холмс, милиционер, бандит), — 30,8%;
• эстетической привлекательности (курящие дамы) — 15,4%;
• рекламирования той либо другой марки сигарет — 15,4%;
• передачи процесса раздумий героя — 7,7%.
Большая часть школьников, принявших роль в групповом интервью (61,5%), считают, что возможно обойтись без демонстрации процесса курения, ежели применять остальные художественные средства, к примеру стресс передать дрожью. При всем этом 38,5% респондентов считают внедрение в фильмах вида курящего героя полностью оправданным: это число образа. Экое сужденье поддерживают 75% опрошенных.
Можнож отметить многообразное отношение школьников средних и старших классов к курящему герою с точки зрения пропаганды данной вредной повадки. Подавляющее большая часть учащихся средних классов (80%) считают внедрение схожих образов пропагандой курения. Старшие школьники (85,7%) заявили, что разговаривать тут о пропаганде курения нельзя, так как на происхожденье повадки курить влияет сначала свита жителя нашей планеты и его собственные убеждения: все зависит от человека.
Желая респонденты обеих групп в целом отмечают, что впрямую воздействовать на заключение курить либо не курить образ курящего героя не может, 15,3% школьников дозволяют этакую вероятность (не себе) в том случае, ежели герой прибывает для жителя нашей планеты кумиром.
Последующая число вопросцев дотрагивалась воздействия фактора курения на межличностные дела. Тут мы не выявили точной зависимости меж положительным отношением к человеку и неимением у него повадки курить.
Можнож разговаривать о приклнном либо нейтральном отношении респондентов к факту курения бессчетных недалеких и знакомых жителей нашей планеты, при этом как сверстников, так и старших по возрасту (брат, папа, подруга матери, одноклассники, отчим, ребята во дворе). По воззрению подавляющего большинства (84,6%), курение не мешает общению, желая если б человек бросил курить, то достигнул бы большего почтенья респондентов.
Школьниками имелись названы последующие более комфортные для курения участка: во дворе школы — 30,8%; на балконе — 30,8%; у гаражей — 15,4%.
Предназначенный энтузиазм вызвали вопросцы, направленные на исследование дела школьников к курящим особам противоположного пола. Тут мы также не встретили ожидаемого резко отрицательного восприятия данной препядствия. Только лишь 46,1% школьников высказались о нехорошем отношении к курящему юному человеку/девушке. У 30,8% респондентов факт курения лиц противоположного пола не влияет на их восприятие, 23% — не пустили внятного ответа (мне все равно, даже не знаю и т. п.).
Как видно из предоставленных рисунка 2, только лишь 30,8% респондентов признают, что факт курения влияет на их заключение встречаться либо нет с юным человеком/женщиной. При этом 23% опрошенных не встали бы встречаться, а 7,7% — не встречались бы до того времени, пока человек не бросит курить. Для подавляющего большинства учащихся (61,5%) факт курения не располагает экого значения в отношениях с противоположным полом, желая 46,1% респондентов признались, что пробовали бы воздействовать на недалекого жителя нашей планеты, чтоб он отказался от вредной повадки.
Отношение школьников к курению Заключительная число вопросцев анкеты дотрагивалась соц качеств курения. Фактически все школьники отметили басистую эффективность принятых государством административных мер по борьбе с курением (запрет на продажу табачных изделий особам, не достигшим 18 лет, запрет на курение в публичных площадях). Это отражалось в эких высказываниях, как: можно целым покупать сигареты, противно, иной раз близко с тобой курят, я приобретаю близкой девушке сигареты и т. п.
Школьники обеих возрастных групп имелись чрезвычайно конструктивны в подборе мер, направленных на профилактику табакокурения. Выделены последующие причины, тот или иной, по воззрению респондентов, влияют на эффективность борьбы с курением на муниципальном степени и могут вынудить жителя нашей планеты кинуть курить:
1. Пропаганда здорового стиля жизни — 30,8%.
2. Устрашающие варианты антирекламы — 15,4%.
3. Пример важного жителя нашей планеты -15,4%.
4. Угроза здоровью — 15,4%.
5. Рост стоимости табачной продукции — 7,7%.
Проведенная по завершении занятия фокус-группы рефлексия изобразила, что дети превосходно информированы о вероятном ущербе курения, необыкновенно в подростковом возрасте, но касаются к этому явлению, как к сложившейся действительности: Все зависит от человека, Трудно воздействовать на предпосылки курения и т. п.
Судя по принесенным анкетного опроса и группового интервью, нужна системная профилактическая занятие со школьниками НОЦ. Невзирая на то, что большая часть из их не курят, они все находятся в группе риска, что обосновано курящим окружением, рекламой в СМИ, лояльностью публичного представления.
Опосля подведения итогов исследования был организован месячник обслуживания табакокурения (апрель 2009 грам.). Профессионалы НОЦ оформили информационный щит о мед и психических качествах курения. В каждом классе прошли занятия по профилактике табакокурения с показом видеоматериалов, раскрывающих ступень ущерба курения для здоровья. Для 9 и 11 классов общегородского факультатива проведен тренинг по профилактике табакокурения Откажись от курения!). Все классы НОЦ приняли роль в конкурсе стенгазет, направленных на борьбу с курением. Профессионалами выступили профессионалы Вологодского областного центра мед обслуживания. Как итоговое мероприятие для учащихся 5 — 11 классов, студентов филиала СПбГИЭУ в грам. Вологде и аспирантов был организован совершенный стол Тема курения в современном обществе.
Осматриваемое направление формирования здорового стиля жизни, бесспорно, вызывает добавления и развития. Более многообещающими формами занятия для проведения цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике вредных повадок могут водиться признаны:
• вербование школьников и аспирантов к волонтерскому движению против курения;
• проведение психических тренингов с целью обслуживания аддик-тивного поведения;
• организация встреч со спецами (нарколог, психоаналитик);
• внедрение идущих в ногу со временем компьютерных программ (к примеру, внедрение комплексной программы обслуживания наркозависимости, алкоголизма и табакокурения Сталкер для занятия с детками среднего и старшего возраста).
Исследование предоставленной препядствия будет длиться, потому что энтузиазм для исследования доставляет выявление необыкновенностей происхожденья и протекания табачной зависимости у лиц различного возраста, а также сравнительный анализ эффективности причин (материальных, добронравных, соц), влияющих на заключение жителя нашей планеты кинуть курить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белановский, С.А. Способ фокус-групп / С.А. Белановский. — Мтр.: Магистр, 1996. -271 с.
2. Дмитриева, Е.В. Способ фокус-групп: препядствия подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. — 1999. — 8. — С. 133-139.
3. Игровая аддикция школьников: природа, формы проявления, методы преодоления: сборник научных статей / под корпоративной ред. Е.А. Репринцевой. — Курск: Курский гос. ун-т, 2008. — 159 с.
4. Крайнов, Д.Б. Алкоголь, курение и доходы / Д.Б. Крайнов // Деньги и бизнес. -2007. — 2. — С. 133-145.
5. Мониторинг состояния здоровья народонаселения Вологодской области / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — 2008.
6. Сборник методических субстанций для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде / под ред. Грам.А. Никаном. — Вологда: ГОУ ВОЦТРиГО, 2007. — 157 с.
С признательностью к творцам и источнику: Препядствия развития местности • вып. 1 (47) • июль — сентябрь • 2009
Отношение школьников к курению


Posted in Здоровье и Экология by with comments disabled.