Отношение школьников к курению
В статье освещена вопрос аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфичность дела идущих в ногу со временем школьников к курящему окружению, рекламе табака, употреблению вида курильщика в художественных фильмах. На основанию результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения посреди учащихся.
В статье освещена тема аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфичность дела идущих в ногу со временем школьников к курящему окружению, рекламе табака, применению вида курильщика в художественных фильмах. На базе результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения посреди учащихся.
Глобальная организация здравоохранения признала курение табака глобальной опасностью для населения земли. По принесенным ВОЗ, от болезней, связанных с сиим пагубным пристрастием, в мире каждые 6 секунд помирает один-одинешенек человек, а раз в год — наиболее 5 млн. человек. Ежели тенденции нарастания распространения курения продлятся, то, сообразно прогнозам, теснее к 2020 году преждевременно будут помирать раз в год по 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет один-одинехонек из самых мощных причин, приводящих к досрочной погибели.
Подростковый возраст более небезопасен в плане формирования аддиктивного поведения1, в том числе и табакокурения. Детки и дети оказываются более не защищенными, уязвимыми в трудных социально-экономических соглашениях, ощущая себя одинокими в борьбе с трудностями. Часто они не готовы к новеньким, твердым запросам сообщества, не способны сделать самостоятельный выбор и забрать на себя ответственность за него [6; с. 3]. Рвение к познанию итого новейшего, вожделение побыстрее встать взрослым, перенять повадки поведения старших, трусость отстать от ровесников — все это при неблагоприятно складывающейся ситуации густо приводит к формированию у ребенка разнообразных зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой, табачной и др. При всем этом не исключается и воздействие био, соц, психических и духовных причин.
Аддиктивное поведение
1 Аддиктивное поведение (от addiction — склонность, пагубная повадка) — форма деструктивного поведения, тот или иной выражается в стремлении к уходу от действительности средством конфигурации близкого психологического состояния (Современный психический словарь / под ред. Б.Грам. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб., 2006. — С. 18.).
По результатам мониторинга, проведенного ИСЭРТ РАН в 2008 грам., посреди народонаселения Вологодской области имелось выявлено 35% курящих, в числе тот или другой 43% сочиняет толика семей, располагающих несовершеннолетних детей2 (рис. 1). Невзирая на то, что число эких семей сокращается, число курящих в Вологодской области усиливается [5].
Школьный возраст — это период роста как физического, так и умственного. Происходит крепкое усвоение познаний, умений, способностей, повадок, при этом не только лишь нужных, да и вредных. Большая часть курящих обладали главный опыт курения в школьном возрасте. И превосходно не секрет, что чем ранее человек начнет курить, тем труднее ему отрешиться от сигареты. В взаимоотношения с сиим предназначенное интерес учители и психологи Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН уделяют формированию агрегатов школьников на здоровый стиль жизни.
Крупное действие на несформи-ровавшееся сознание школьника оказывают окружающие. Судя по принесенным опроса, проведенного в апреле 2009 грам. посреди учащихся 5 -11 классов НОЦ, 95% школьников находятся в окружении курящих товарищей, одноклассников, знакомых (табл. 1).
У половины учащихся курят недалекие родственники: отец, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка (табл. 2). В взаимоотношения с сиим вырастает возможность перехода некурящего учащегося из категории пассивного курильщика в категорию функционального.
По результатам опроса имелись выявлены курящие учащиеся НОЦ — это 6,6% женщин 10 — 11 классов. По воззрению школьниц, в генеральном дети начинают курить за компанию — 66%, из любопытства — 17%, из-за заморочек жилища и/либо в школе — 17%.
Только лишь 40% курящих учащихся НОЦ ответили позитивно на вопросец: Собираетесь ли Вы кинуть курить в последнее время?). Их рвение кинуть курить поддерживают приятели (60%), одноклассники (40%), предки (20%), учителя (20%).
В качестве обстоятельств, мешающих кинуть курить, школьники отметили последующие: Все приятели курят (80%), Легко нет желания (20%), Не хватает массы воли (20%).
Отвечая на вопросец: Что, по Вашему воззрению, может направить кинуть курить?), учащиеся предпочли этакие варианты ответов, как:
♦ занятия спортом — 31%;
♦ собственное вожделение — 66%;
♦ сужденье окружающих — 12%;
♦ пропаганда здорового стиля жизни — 5%.
Эким образом, осмотренные сведения социологического опроса дозволяют сделать решение о басистой ступени распространенности курения в школьной среде НОЦ и в то же пора о обширной распространенности данной вредной повадки посреди недалекого окружения школьников. Все-таки их собственные цели, ценностные предпочтения, убеждения, а также доводы за курение и против него остались невыясненными, потому что выявить их способом искреннего опроса проблемно. Потому нужен иной способ — интерактивный, тот или другой дозволяет найти собственную позицию подростков по отношению к курению посреди ровесников. Нами был применен способ фокус-групп (групповое интервью).
Мишень фокус-группового исследования: узнать отношение школьников различного возраста к вопросу курения в современном сообществе, в частности к ее соц, юридическим, психическим нюансам:
1. Воздействие рекламы табачной продукции (щитовая, в СМИ), а также вида курящего героя в современном искусстве на социально-психологическое самочувствие школьников, их отношение к собственному здоровью.
2. Оценка школьниками эффективности административных мер, применяемых против распространения курения: запрета на курение в публичных площадях, запрета реализации табака особам до 18 лет.
3. Воздействие фактора курения на нрав межличностных отношений школьников с родственниками, приятелями, одноклассниками.
4. Причины, содействующие формированию агрегатов на здоровый стиль жизни, борьбе с распространением курения посреди молодежи.
Для роли в исследовании приглашались школьники 5 — 11 классов, навещающие НОЦ, в возрасте от 11 до 17 лет. Учащиеся бегло (по вожделению) воспринимали заключение о свойском участии в службе фокус-группы.
В целях проведения исследования имелись сформированы 2 группы респондентов, различающихся возрастными чертами:
старшие классы (10-11-ый); 15-17 лет — старший подростковый возраст, ранешняя молодость;
средние классы (7 — 8-ой); 12-13 лет — младший подростковый возраст.
Точные аннотации водящих, динамичная разминочная число, общее дискуссия в группах управлял поведения во пора интервью обеспечили активность школьников при обсуждении препядствия курения, искренность в выражении суждений.
Все соучастники фокус-группы отметили высшую значимость и актуальность препядствия курения подростков, показали хватить обширную осведомленность о ее мед, психических и соц качествах и глубину их осознания.
Факт пространного распространения курения в молодежной среде подтвердили все респонденты: У меня курят почти все знакомые, Начинают курить на данный момент рано и т. п. Все-таки несколькими соучастниками (15,4%) подмечена тенденция подрастающей репутации здорового стиля жизни посреди юных жителей нашей планеты: На данный момент курить останавливается не модно.
Сформулированные соучастниками дискуссий доводы за курение и против него демонстрируют в целом негативное отношение к данной вредной повадке.
Способ мозгового штурма, направленный на выявление доводов и контраргументов, отдал последующие результаты.
Доводы за курение:
• успокаивает, снимает напряжение — 23% респондентов;
• благовидно глядит, привлекателен сам процесс (сигара, дорогие сигареты) — 15,4%;
• придает убежденности, доставляет чувство взрослости — 15,4%;
• доставляет экономическую прибыль бизнесу и государству — 7,7%.
Надлежит отметить, что некие соучастники фокус-группы затруднились с определением доводов за курение; смогли их сконструировать 53,8% респондентов, в генеральном юноши (85,7%). Наиболее конструктивными в определении плюсов курения оказались учащиеся 7 класса, для тот или другой необыкновенно актуальным оказался психический аргумент — обретение убежденности за счет курения (40%).
Наиболее деятельно соучастники показали себя в формулировании контраргументов. Примечательно, что те школьники НОЦ, тот или иной располагают больший опыт научной деятельности (10 класс), направляли интерес не только лишь на мед нюансы ущерба курения, да и на экономические и социальные.
Доводы против курения:
портит здоровье (вред целому организму) — 92,4% опрошенных;
наносит вред окружающим (пассивное курение) — 30,8%;
нелепая растрата средств, сырья (бумага, краска) — 30,8%;
приводит к зависимости, изменению психики жителя нашей планеты — 23%;
изготовители могут водиться нечестными в отношении состава сигарет -15,4%;
досадный запах изо рта — 15,4%;
вызывает отличия в физическом развитии потомства — 15,4%;
теснее не стильно — 15,4%;
замедляет рост организма — 7,7%;
мешает заниматься спортом — 7,7%;
курение — причина пожара — 7,7%;
наносит экологический вред — 7,7%.
Большая часть респондентов считают курение вредной повадкой (76,9%), но отмечают, что эта повадка чрезвычайно скоро останавливается зависимостью; 23% соучастников дискуссии окрестили курение болезнью.
Надлежащий агрегат вопросцев выявлял отношение к рекламе табачной продукции. Вопросцы, дотрагивающиеся рекламы и антирекламы табака, вызвали энтузиазм у респондентов, дозволили им прямо высказать свойское сужденье. Они хватить скоро вспомнили, где лицезрели рекламу:
на улице (щитовая) — 38,5%;
в печатных СМИ (глянцевых журнальчиках) — 30,8%;
в телевизионных програмках -15,4%;
в художественных фильмах — 15,4%;
маркетинговые акции в магазинах — 7,7%;
маркетинговые проспекты около участка реализации сигарет (ларьки, кассы в магазине) — 7,7%.
Респондентам запомнилось немножко вариантов более красочной рекламы, с ясными видами, выгодными предложениями, к примеру акция Купи и выиграй, реклама сигарет марки Winston.
Большая часть соучастников дискуссии (84,6%) считают, что реклама табачной продукции не нужна, разъясняя свойскую точку зрения бесполезностью этакий рекламы: Ежели человек курит, то ему реклама не нужна, Не оказывает влияния. Немножко соучастников заняли нейтральную позицию сравнительно рекламы табачной продукции (15,4% -только лишь юноши).
Школьники приняли конструктивное роль в обсуждении вариантов антирекламы табака. В генеральном (61,5% опрошенных) это разнообразные внешности устрашающей антирекламы, к примеру фото из морга, крупным планом органы курильщика и т. п. Имелись и положительные предложения (15,4%): показать пример здорового человека, создать образ жителя нашей планеты, находящегося в гармонии с природой. Все-таки 23% респондентов не лицезреют предназначенного смысла ни в рекламе табака, ни в антирекламе.
С перечисленными выше вопросцами перекликались вопросцы о допустимости употребления вида курящего героя в творениях современного искусства (художественных фильмах). На то, курит герой в кинофильме либо нет, уделяют свое внимание 53,8% соучастников, не обращают — 46,1%. Все-таки в процессе дискуссии 76,9% школьников смогли именовать эких курящих героев, как Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Волк из Ну, погоди!), герои телесериала Бригада и др. В то же пора, по воззрению 38,4% школьников, в российских фильмах сцен, сопровождающихся курением, главным образом, чем в иностранных; другие учащиеся не лицезреют тут особенной различия.
Школьники сочли вероятной демонстрацию в кинофильмах процесса курения только лишь в качестве художественного средства:
• для передачи стресса героя -38,5%;
• большей действительности вида, ежели курение сочиняет его неотъемлемую число (Шерлок Холмс, милиционер, бандит), — 30,8%;
• эстетической привлекательности (курящие дамы) — 15,4%;
• рекламирования той либо другой марки сигарет — 15,4%;
• передачи процесса раздумий героя — 7,7%.
Большая часть школьников, принявших роль в групповом интервью (61,5%), считают, что возможно обойтись без демонстрации процесса курения, ежели применять остальные художественные средства, к примеру стресс передать дрожью. При всем этом 38,5% респондентов считают внедрение в фильмах вида курящего героя полностью оправданным: это число образа. Экое сужденье поддерживают 75% опрошенных.
Можнож отметить многообразное отношение школьников средних и старших классов к курящему герою с точки зрения пропаганды данной вредной повадки. Подавляющее большая часть учащихся средних классов (80%) считают внедрение схожих образов пропагандой курения. Старшие школьники (85,7%) заявили, что разговаривать тут о пропаганде курения нельзя, так как на происхожденье повадки курить влияет сначала свита жителя нашей планеты и его собственные убеждения: все зависит от человека.
Желая респонденты обеих групп в целом отмечают, что впрямую воздействовать на заключение курить либо не курить образ курящего героя не может, 15,3% школьников дозволяют этакую вероятность (не себе) в том случае, ежели герой прибывает для жителя нашей планеты кумиром.
Последующая число вопросцев дотрагивалась воздействия фактора курения на межличностные дела. Тут мы не выявили точной зависимости меж положительным отношением к человеку и неимением у него повадки курить.
Можнож разговаривать о приклнном либо нейтральном отношении респондентов к факту курения бессчетных недалеких и знакомых жителей нашей планеты, при этом как сверстников, так и старших по возрасту (брат, папа, подруга матери, одноклассники, отчим, ребята во дворе). По воззрению подавляющего большинства (84,6%), курение не мешает общению, желая если б человек бросил курить, то достигнул бы большего почтенья респондентов.
Школьниками имелись названы последующие более комфортные для курения участка: во дворе школы — 30,8%; на балконе — 30,8%; у гаражей — 15,4%.
Предназначенный энтузиазм вызвали вопросцы, направленные на исследование дела школьников к курящим особам противоположного пола. Тут мы также не встретили ожидаемого резко отрицательного восприятия данной препядствия. Только лишь 46,1% школьников высказались о нехорошем отношении к курящему юному человеку/девушке. У 30,8% респондентов факт курения лиц противоположного пола не влияет на их восприятие, 23% — не пустили внятного ответа (мне все равно, даже не знаю и т. п.).
Как видно из предоставленных рисунка 2, только лишь 30,8% респондентов признают, что факт курения влияет на их заключение встречаться либо нет с юным человеком/женщиной. При этом 23% опрошенных не встали бы встречаться, а 7,7% — не встречались бы до того времени, пока человек не бросит курить. Для подавляющего большинства учащихся (61,5%) факт курения не располагает экого значения в отношениях с противоположным полом, желая 46,1% респондентов признались, что пробовали бы воздействовать на недалекого жителя нашей планеты, чтоб он отказался от вредной повадки.
Заключительная число вопросцев анкеты дотрагивалась соц качеств курения. Фактически все школьники отметили басистую эффективность принятых государством административных мер по борьбе с курением (запрет на продажу табачных изделий особам, не достигшим 18 лет, запрет на курение в публичных площадях). Это отражалось в эких высказываниях, как: можно целым покупать сигареты, противно, иной раз близко с тобой курят, я приобретаю близкой девушке сигареты и т. п.
Школьники обеих возрастных групп имелись чрезвычайно конструктивны в подборе мер, направленных на профилактику табакокурения. Выделены последующие причины, тот или иной, по воззрению респондентов, влияют на эффективность борьбы с курением на муниципальном степени и могут вынудить жителя нашей планеты кинуть курить:
1. Пропаганда здорового стиля жизни — 30,8%.
2. Устрашающие варианты антирекламы — 15,4%.
3. Пример важного жителя нашей планеты -15,4%.
4. Угроза здоровью — 15,4%.
5. Рост стоимости табачной продукции — 7,7%.
Проведенная по завершении занятия фокус-группы рефлексия изобразила, что дети превосходно информированы о вероятном ущербе курения, необыкновенно в подростковом возрасте, но касаются к этому явлению, как к сложившейся действительности: Все зависит от человека, Трудно воздействовать на предпосылки курения и т. п.
Судя по принесенным анкетного опроса и группового интервью, нужна системная профилактическая занятие со школьниками НОЦ. Невзирая на то, что большая часть из их не курят, они все находятся в группе риска, что обосновано курящим окружением, рекламой в СМИ, лояльностью публичного представления.
Опосля подведения итогов исследования был организован месячник обслуживания табакокурения (апрель 2009 грам.). Профессионалы НОЦ оформили информационный щит о мед и психических качествах курения. В каждом классе прошли занятия по профилактике табакокурения с показом видеоматериалов, раскрывающих ступень ущерба курения для здоровья. Для 9 и 11 классов общегородского факультатива проведен тренинг по профилактике табакокурения Откажись от курения!). Все классы НОЦ приняли роль в конкурсе стенгазет, направленных на борьбу с курением. Профессионалами выступили профессионалы Вологодского областного центра мед обслуживания. Как итоговое мероприятие для учащихся 5 — 11 классов, студентов филиала СПбГИЭУ в грам. Вологде и аспирантов был организован совершенный стол Тема курения в современном обществе.
Осматриваемое направление формирования здорового стиля жизни, бесспорно, вызывает добавления и развития. Более многообещающими формами занятия для проведения цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике вредных повадок могут водиться признаны:
• вербование школьников и аспирантов к волонтерскому движению против курения;
• проведение психических тренингов с целью обслуживания аддик-тивного поведения;
• организация встреч со спецами (нарколог, психоаналитик);
• внедрение идущих в ногу со временем компьютерных программ (к примеру, внедрение комплексной программы обслуживания наркозависимости, алкоголизма и табакокурения Сталкер для занятия с детками среднего и старшего возраста).
Исследование предоставленной препядствия будет длиться, потому что энтузиазм для исследования доставляет выявление необыкновенностей происхожденья и протекания табачной зависимости у лиц различного возраста, а также сравнительный анализ эффективности причин (материальных, добронравных, соц), влияющих на заключение жителя нашей планеты кинуть курить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белановский, С.А. Способ фокус-групп / С.А. Белановский. — Мтр.: Магистр, 1996. -271 с.
2. Дмитриева, Е.В. Способ фокус-групп: препядствия подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. — 1999. — 8. — С. 133-139.
3. Игровая аддикция школьников: природа, формы проявления, методы преодоления: сборник научных статей / под корпоративной ред. Е.А. Репринцевой. — Курск: Курский гос. ун-т, 2008. — 159 с.
4. Крайнов, Д.Б. Алкоголь, курение и доходы / Д.Б. Крайнов // Деньги и бизнес. -2007. — 2. — С. 133-145.
5. Мониторинг состояния здоровья народонаселения Вологодской области / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — 2008.
6. Сборник методических субстанций для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде / под ред. Грам.А. Никаном. — Вологда: ГОУ ВОЦТРиГО, 2007. — 157 с.
С признательностью к творцам и источнику: Препядствия развития местности • вып. 1 (47) • июль — сентябрь • 2009
Posted in Здоровье и Экология by admin with comments disabled.