Потребительское поведение, мораль и этика бизнеса

Потребительское поведение, мораль и этика бизнесаМтр ногие дают развивать теоретическое место этики употребления как составную число этики бизнеса для наихорошего осознания цельных этических вопросцев и проблем, связанных с многообразными качествами потребительского поведения. Потребители — полноправные соучастники бизнес-действий, согласно, нужно учить этику не совсем только с перспектив бизнеса и брендов, да и с перспектив идущих в ногу со временем покупателей (этичность и соц ответственность против неэтичности и эгоизма потребителей).Потребительское поведение, мораль и этика бизнесаМтр ногие дают развивать теоретическое место этики употребления как составную количество этики бизнеса для наилучшего осознания цельных этических вопросцев и проблем, связанных с многообразными качествами потребительского поведения. Потребители — полноправные соучастники бизнес-действий, согласно, нужно учить этику не совсем только с перспектив бизнеса и брендов, да и с перспектив идущих в ногу со временем покупателей (этичность и соц ответственность против неэтичности и эгоизма потребителей). С практической точки зрения происхождение и утверждение новейшей этики употребления в полноценной ступени может содействовать заключению глобальных экономических и экологических тем.
Этику бизнеса можнож охарактеризовать как академическое учение о морали, изучающее, с одной сторонки, этические проблемы и проблемные области, а с второй сторонки, этические принципы и стандарты ведения бизнеса и теории этичных брендов. Этичный бизнес предполагает мудрый баланс меж встречными ожиданиями бизнес — потребители. Бизнес-этика изучит ценности и мотивы деяния цельных бизнес-акторов, их способность строить этичный бизнес в согласовании с принципами социальной справедливости и охраны интересов потребителей, корпоративную социальную ответственность бизнеса.
Практическое познание бизнес-этики в реальный причина приходит нужным ингредиентом ведения удачного бизнеса, так как содействует теории мощного бренда компании, росту доверия потребителей к предоставленному бизнесу и, согласно, в длительной перспективе — капитализации кампании. Как следствие, почти все субъекты рыночной экономики начинают думать о этической чистоте близкого бизнеса. Это исполняется спустя социальную и корпоративную ответственность бизнеса. Соц ответственность бизнеса выражается в целом шеренге запросов:
• создание безопасных для здоровья и жизни потребителей продуктов и услуг по мудрой стоимости;
• создание экологически незапятнанных (органических, обогащенных) товаров кормленья;
• улучшение процесса производства таковым образом, чтоб не загрязнять окружающую среду;
• отказ от тестирования продукции на животных.
Корпоративная ответственность бизнеса обретает свойское выражение в обеспечении доблестных критерий произведения и заработной платы для собственных тружеников, в отказе, к образцу, от употребления в качестве дешевенькой рабочей множества произведения малышей в странах третьего мира. Этически ответственные компании заинтересованы в том, чтоб строить свойское размещение на достоверной функциональности собственных товаров, не приписывая несуществующих добродетелей и не пряча недочетов свойской продукции от потребителей. Но в пространстве рекламной экономики и поведения бизнес-акторов невероятно разглядывать бизнес-этику и этику брендов без их связи с потребительским поведением и этикой употребления.
Потребление представляет из себя специализированный социокультурный парадокс, тот или другой возникает и начинает осознаваться человеком на самых ранешних шагах его истории. Сам парадокс употребления — очень трудное и повсевременно эволюционирующее явление. Это обосновано тем, что потребление испытывает неизменное воздействие со сторонки самых многообразных социокультурных феноменов. Противоречивое взаимодействие социальной действительности и культуры в истории людского сообщества сооружает парадокс употребления (вместе с вторыми) повсевременно усложняющимся и разноплановым в собственных проявлениях. Вместе с тем в потреблении как социокультурном парадоксе запечатлевается непростая эволюция соц отношений, культуры, материальных и духовных взаимодействий, мировоззренческих взоров и нравственных норм. Можнож представить, что все пробы исследования употребления едва как специфичного социально-экономического механизма сохраняют в тени целый набор существенных черт социокультурного плана. К ним можнож условно отнести иерархию потребительских ценностей, тот или другой впрямую связана с изменчивой иерархией человечьих потребностей.
Кроме порядка потребительских ценностей, есть и комплекс принципов, в согласовании с тот или другой развивается и работает этот парадокс. В зависимости от определенной исторической ситуации композиция этих принципов может варьироваться, но в свойской базе она проявляет тенденцию к предопределенной тождественности. Возможно, применительно к парадоксу употребления можнож употреблять и экое понятие, как историческая память. В собственных глубинных структурах парадокс бережет информацию о тех многообразных исторических формах, тот или другой он воспринимал в свойской эволюции. Кроме перечисленного, можнож представить и существование специализированной этики — этики употребления, тот или другой ставит под нравственный контроль все бессчетные проявления парадокса употребления. Эта этика постоянно водилась, с одной сторонки, порождением проекции сложившейся порядка соц отношений определенного сообщества, а с второй — актуализацией мировоззренческих и религиозных идей близкого поры. Потребительская этика в неявной форме постоянно отражала структуру определенного сообщества. Каждому соц покрову подходила свойская потребительская этика.
Причины, действующие на этичность либо неэтичность потребительского поведения, можнож представить в внешности должно последовательности:
соц строй сообщества — степень общественного контроля — главенствующие в сообществе идеология, религия и культура — индивидуальные ценности и этические убеждения — предыдущий чувственный опыт — этичное / неэтичное потребительское поведение.
Непростая структура потребительской этики определенного сообщества постоянно держала в для себя ватерпасы, подходящие социальной иерархии. Стабильность этих степеней неподражаемо немала в традиционном сообществе. Но ежели соц справедливость предоставленной этики употребления по какой-то причине ставилась под колебание, то экое сообщество ждали суровые колебания. Затем соц коллизий в этом сообществе возникала новенькая потребительская этика вместе с тем с формированием новейшего вида потребительской культуры.
В согласовании с новейшей потребительской этикой появлялись и развивались разнообразные модели потребительского поведения, тот или другой отражали потребности того либо другого общественного оболочки. Этакого рода поведение очень скрупулезно регулировалось и контролировалось потребительской этикой обычного сообщества. Даже маленькой отклонение от регламентированных форм поведения угрожал нарушителю суровыми нравственными санкциями. Но в целом потребительская этика обычного сообщества водилась хватить сбалансированной порядком. Детализация нравственных норм в сфере употребления и их неукоснительное соблюдение долгое пора поддерживали обычный мир в состоянии высочайшей стабильности.
Все начинает изменяться под воздействием линии причин, появившихся в новейшей европейской истории. Можнож отметить развитие новейших технологий, науки и возникновения гуманизма, что привело к принципиальным изменениям в соц отношениях, культуре и, в частности, в потребительской культуре и этике.
Результаты этих трансформаций обусловили современное положение вещей в сфере употребления. Потребление в современном сообществе стало одной из доминирующих сфер жизни(1). Ежели ранее в потребительской культуре обычного сообщества был баланс меж роскошью главенствующих классов и нуждой, а то и добровольным аскетизмом низших оболочек сообщества, то в современном сообществе употребления мы лицезреем совсем иную картину. Потребление стало специализированной сферой социальной жизни, где происходит самореализация людской природы, при этом как ее положительных, так и негативных качеств.
Время от времени возникает чувство, что спустя потребление происходит подмена настоящей жизни ее виртуальным сходством — иллюзией действительности, иллюзией веселий, в том смысле, что почти все главные переживания и чувства большинства жителей нашей планеты сместились в сферу употребления. Эти чувства ориентированы не на жителей нашей планеты, а на их заместителей — вещи. Да и вещи рассматриваются только лишь как временные объекты вожделения. Так, Э. Тоффлер в свойском теоретическом произведении Шок будущего изобразил эту новейшую черту употребления, связанную с принципом недолговечности: пропадает привязанность жителя нашей планеты к вещам, их нужно повсевременно поменять на новейшие, что преобразуется в самоцель и накрывает все другие сторонки людской жизни (2).
Нужно упомянуть и о возникновении этакого современного парадокса, как дегуманизация критерий употребления и гомогенизация товаров. Неизменная спешка, сверхзанятость и обезличенные, лишенные особенности обстоятельства кормленья, а также гомогенизация и плохое качество товаров не могут сильно веселить жителя нашей планеты. К примеру, у покупателей, ждущих однообразный гамбургер в очереди в Макдональдсе, а позже в спешке съедающих его, может появиться отрицательное чувство, что они итого едва винтики в данной жизни — количество человеческого конвейера.
В 1998 грам. в книжке Сверхрасходующие американцы южноамериканский социолог Ж. Счор разглядела парадокс нового консюмеризма, связанного с явлением сверхпотребления (3). Как этично втягивание жителя нашей планеты в ускоряющуюся потребительскую гонку? Покупка отдельного продукта, призванного удовлетворить какую-или потребность, плотно значит автоматическое насильственное интегрирование потребителя в порядок вторых продуктов, функционально и / либо символически связанных с теснее полученной вещью. К примеру, приобретение кара автоматом значит, что покупателю необходимо решить вопросцы с участком его хранения, охраной, а также завоевать множество доп аксессуаров и электронику (к примеру, шипованную резину, пылесос для кара, порядок сигнализации, автомагнитолу и т. п.). Таковым образом, ритм жизни и нрав отношений все в большей ступени начинают поступать потребительской гонкой.
Так, чтоб не отстать в потреблении от вторых, домохозяйства обязаны жить не по средствам, прибегать к потребительскому и ипотечному кредитованию. Заболевание сверхпотребления, потребительского эгоизма распространяется в реальный причина во почти всех странах мира, в том числе и в Рф, но ее опасность пока не осознается в полной мере. Современный мировой денежный и экономический кризис в полноценной ступени как разов и порожден потребительским эгоизмом развитых западных государств. Оттого перед современным сообществом употребления, тот или другой вводит западные потребительские стандарты во цельным мире, остро встает неувязка творенья новейшей потребительской этики, содержащеюся в большей социальной ответственности потребителя перед сообществом и окружающей средой, отказе от сверхпотребления, этичности потребительских практик и гуманизации критерий употребления. Теоретическая разработка, обоснование и практическое утверждение данной этики в полноценной ступени может содействовать заключению глобальных экономических и экологических тем.
За рубежом исследования этики употребления и этичности поведения потребителей энергично начали развиваться начиная с 80-х гг. XX в.(4). Базисная теория этического принятия выводов потребителем, сделанная Хантом и Вителем в 1986-1993 гг., водилась в 1992 грам. дополнена моделью шкалы этического поведения потребителей, разработанной Манси и Вителем (5). Иностранные философы энергично изучили, к примеру, как принятые в сообществе этическая идеология и этические убеждения влияют на потребительские практики (6).Но в современной Рф этика употребления — в целом еще недостаточно разработанное теоретическое учение о морали в ее прибавленьи к потребительскому поведению. У нас пока этика в большей ступени увлекается корпоративными этическими эталонами и социальной ответственностью бизнеса перед сообществом.
Итак, предметом специального энтузиазма этакий формирующейся дисциплины, как этика употребления, приходит очень обширный круг тем. Она соответственна не совсем только раскрыть предпосылки и бытующие механизмы потребительского поведения в современном сообществе, да и делая упор на предоставленные вторых наук о людском поведении, способствовать выработке продуктивных стратегий в целях действующего воздействия как на бизнес-общество, так и на массы потребителей.
Таковым образом, исследование генеральных проблемных областей и проблем этики употребления может не совсем только разъяснить предпосылки этичности либо эгоизма поведения потребителей, да и обогатить новенькими познаниями учение о морали в целом и этику бизнеса в частности. В практическом плане развитие теоретического места этики употребления может появиться теоретической базой для творенья Кода этического поведения потребителя, что будет содействовать понижению ватерпаса потребительского эгоизма и заключению глобальных экономических и экологических тем.
Примечания
1 Бодрийяр Ж. Сообщество употребления. Его легенды и структуры. Мтр.: Культурная революция, 2006. C. 10-269.
2 Тоффлер Э.Шок имеющегося. Мтр.: АСТ, 2002. С. 1-557.
3 Schor J. The Overspent American. Why We Want What We Dont Need. N.Y.: HaperCollins Publisher, 1998.
4 Fukukawa K. A Theoretical Review of Business and Consumer Ethics Research: Normative and Descriptive Approaches. The Marketing Review. Vol. 3. 4.
Декабря 2003. Westburn Publishers Ltd. P. 381-401.
5 Hunt S.D., Vitel S. A General Theory of Marketing Ethics // Journal of Macromarketing. 1986. 6 (Spring). P. 5-16; Vitel S., Muncy J. The Muncy-Vitell
Consumer Ethics Scale: A Modification and Application // Journal of Business Ethics. 2005. 62 (3). P. 267-275.
6 Muncy J, Vitel S. Consumer Ethics: An Investigation of the Ethical Beliefs of the Final Consumer // Journal of Business Research. 1992. 24 (4). P. 297-311.
Творцы: Е.А. Тарасенко, В.И. Корниенко
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, МОРАЛЬ И ЭТИКА БИЗНЕСА: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ ЭТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Posted in Экология человека by with no comments yet.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *