Православный взгляд на проблемы экологии

Православный взгляд на проблемы экологииРассмотрение многообразных взоров на трудности экологии представляется очень актуальным, так как в нынешнее время налицо экологический кри-зис, а меры, предпринимаемые по выходу из него, в частности Концепция ус-тойчивого развития (КУР, Рио-де-Жанейро, 1992 грам.), на практике демонстрируют свойскую бедность. Выход из кризиса видится мировым обществом в социально-экономических преображеньях, тогда как исторический опыт по-казывает, что выход из экологического кризиса вероятен лишь методом преоб-разований в духовной сфере, что деградация окружающей среды впрямую связана с нравственным разложением сообщества.Православный взгляд на проблемы экологииРассмотрение разнообразных взоров на темы экологии представляется очень актуальным, так как в нынешнее время налицо экологический кри-зис, а меры, предпринимаемые по выходу из него, в частности Концепция ус-тойчивого развития (КУР, Рио-де-Жанейро, 1992 грам.), на практике демонстрируют близкую бедность. Выход из кризиса видится мировым обществом в социально-экономических преображениях, тогда как исторический опыт по-казывает, что выход из экологического кризиса вероятен только лишь методом преоб-разований в духовной сфере, что деградация окружающей среды впрямую связана с нравственным разложением сообщества.
В современной научной и учебной литературе достаточно нередко можнож встретить нарекания христианства в инициировании экологического кризиса, базирующиеся на принципиальном незнании и недопонимании христианства как такового либо на сознательном искажении сути христианского вероучения и христианской культуры (службы Н.Мтр. Мамедова с соавторами, в частности).
Службы в предоставленной области в нынешнее время ведутся почти всеми православ-ными учеными (Мтр.Я. Лемешев, Е.В. Романенко, К.В. Кивва, Н.Н. Крупенио). Вопросцы отношения христианства и заморочек экологии включены в круг тем, поднимаемых на Интернациональных Рождественских образовательных чте-ниях; живут сборники статей, посвященные данной теме. Таковым образом, вопросец о маршрутах выхода из экологического кризиса неотделим от мировоззрен-ческих вопросцев.
Почти все мыслители предпосылкой экологического кризиса считают непра-вильное внедрение достижений научно-технического прогресса. Научно- технический прогресс — многосторонние высококачественные и количественные измене-ния существования сообщества в сторонку улучшения — служит в генеральном потре-бительским целям, а затем пришествия Спасателя располагает и еще одну целься — обойти его искупительную жертву и достигнуть бессмертия другим методом (способы генной инженерии и т. п.), другими словами — в христианском мире обойтись без Христа.
Разглядывая многообразные мировоззренческие точки зрения по выходу из экологического кризиса, должно выделить экологические воззрения либераль-но-эволюционного толка и православную позицию. В разнообразных мировоззрен-ческих налаженности разнообразными будут и цели существования. В религиозной сис-предмету целься — спасение в духовном плане, достижение Богоподобия — способно-сти к творчеству, не исключающее определенных законодательных, образова-тельных и тех. мер по преодолению духовного и экологического кризисов. В атеистической — выживание в материальном плане, реализуемое в рамках новой морали и во многом утопичной концепции Устойчивого разов-вития, не исключающее, но, мероприятий в духовной сфере (образование, законодательство).
Посреди представителей эволюционного мировоззрения условно можнож выделить два подхода к вопросу выхода из кризиса — технологический (изме-нения в области технологии и экономики) и гуманитарный (конфигурации в духов-ной области).
1-ый подход представлен достаточно обширным диапазоном позиций. Пози-ция инженерной экологии ориентирована на поиск технических выводов ликвида- ций негативных последствий экономического развития — латание экологических дыр. Сюда заходит разработка природоохранных законодательств, развитие эко-логического образования, постройка очищающих сооружений, введение норм максимально возможных концентраций загрязнений.
Генеральные принципы КУР — ублажение больших потребностей нынче живущих жителей нашей планеты, но не в вред нуждам имеющихся поколений; сохранение возможности окружающей среды к самовосстановлению; регулирование роста народонаселения; гарантирование целым народам Света права на обладание эле-ментарным минимумом благ; правосудное и равномерное ресурсопотребление предотвращающее обогащение одной числа населения земли за счет обнищания иной.
2-ой подход подчеркивает антропогенную основание кризиса современ-ной цивилизации. И тут предлагаются многообразные заключения. Пространно распро-странена так именуемая биосферная позиция, в согласовании с тот или другой био-сфера объявляется высшей ценностью, а человек рассматривается только лишь как ее количество. Существенное число российских экологов испытало воздействие идей В.И. Вернадского, сообразно тот или другой в итоге эволюции биосфера транс-формируется сначало в техносферу, а далее в ноосферу. Под ноосферой В.И. Вернадским понималось «этакое состояние биосферы, в тот или иной обязаны проявиться ум и обращаемая им занятие жителя нашей планеты, как новенькая необыкновенная на планетке геологическая сила 1. Вернадский придерживался лишне опти-фантастических оценок тех необратимых преображений, тот или другой претерпевает Свет в взаимоотношения с хозяйственной деятельностью жителя нашей планеты: Мы лицезреем на данный момент резкое изменение целой фауны и целой флоры, ликвидирование громадного числа ви-дов и творение новейших культурных рас … совершается изменение одичавших ви-дов организмов, приспосабливающихся к новеньким договорам жизни в изменен-ной культурной биосфере… Мы находимся при начале процесса и еще не мо-жем охватить думою неминуемого грядущего, но теснее светло, что не один-одинехонек чело-век от этого выигрывает2.
Но ежели эволюционное развитие, как считают, следует от худшего к наихорошему, то зачем же со 2-ой половины XX в. разговаривают о глобальном эколо-гическом упадке, ставящем под колебание не только лишь существование цивилиза-ции в ее современной форме, да и самого Человек разумный sapiens как биологиче-ского облика?
Далее теории В.И. Вернадского пошел К.Э. Циолковский и его учени-ки, выдвинувшие космическую этику, сообразно тот или другой неперспективные фор-мы жизни растений и животных обязаны водиться уничтожены, а земное вещество должно употреблять для устроения космических колоний с куда наиболее благо-приятными, чем на Свету, соглашениями для мудрого творчества. Принесенное миро-воззрение — типичная вера, соединившая идеи эволюционизма, буддизма, теософии и марксистской социологии3.
Движение Новейшего века (Нью эйдж) занимает одно из водящих площадей посреди идущих в ногу со временем псевдорелигиозных движений. Новеньким веком декларирует-ся целостное восприятие жизни, экологичное мышление, развитие безгранич-ных человечьих потенциалов и предлагается путь выхода из глобального кризиса. Человек признается частично священного космического начала. Ли-деры Новейшего века передают населению земли послания из космоса. Космиче-ский мистицизим Нью эйдж смешивается с безоговорочной верой в заслуги технологии Западной цивилизации и спасение избранных на космических ко-раблях в случае глобальной катастрофы4.
Посреди неоязыческих направлений живут секты экологической ориентации. Им присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое поли-теистическое мировоззрение с компонентами экологизма. К таким иметь отношение общины, входящие в Круг Языческой Традиции (КЯТ), возникшие сравни-тельно не так давно, в 2002 году, но достаточно скоро развивающиеся. Идеологами КЯТ был предложен план-максимум под заглавием Цели естественной веры. В нем сформулированы социальные задачки неоязыческого движения на будущность, посреди тот или другой решение главных экологических заморочек и творение общест-ва, находящегося в равновесии со свойской естественной средой обитания методом возврата к почитанию природы. Члены КЯТ встречают роль в конферен-циях зеленых, улаживают бессчетные экологические акции по очище-нию парков Москвы и Подмосковья. Но, без сомнения, муссирование предоставленной предмета применяется ними с целью привлечь заинтересованность общественности сначала к самим себе5.
Это и глобальная западная элита, Римский клуб, обеспокоенный демографиче-ским взрывом в странах третьего мира и недостатком ресурсов, потому в каче-стве генерального заключения предлагающий существенное сокращение народонаселенья этих государств.
Таковым образом, эволюционная позиция представлена самыми различными ор-ганизациями и образованиями, а в качестве путей выхода из кризиса мы располагаем диапазон предложений от определенных технико-экономических и соц пре-образований до безукоризненно умопомрачительных, таковых как переселение на вторые планетки. И ежели деятельность основных, представителей инженерной экологии, заслуживает почтенья и помощи, то представления бранных очевидно пропита-ны оккультизмом и сектантством. Позиция Римского клуба всецело построена на идеологии золотого миллиарда и нацелена на выживание избранных.
Для христианского сознания бедственное состояние природы, так либо по другому связанное с научно-технической и хозяйственной деятельностью челове-ка и поражающее его самого, располагает свойской глубинной предпосылкой искажение добронравной основания вначале принесенного человеку господства над природой.
Переходя к рассмотрению православного взора на экологические про-блемы, немедля охото выделить изначальную глубокую экологичность хри-стианского учения. Экология — наука о доме. Образ мира как жилища мы встреча-ем в евангельской сказке о верном домоуправителе (Мф. 24: 45-51; Лк. 12: 42-48), где человек представлен как назначенный Государем управитель большущего жилища, ждущий возвращения свойского Хозяина и обязанный отдать Ему отчет в свойской деятельности. С точки зрения богословского подхода к созиданию мира, тут налицо объект рассудительного дела жителя нашей планеты к миру, сделанному Господом.
Выше теснее отмечалось, что в современной научной литературе достаточно нередко можнож встретить нарекания христианства в инициировании экологическо-го кризиса. Волна критики христианства имелась поднята статьей Литр.. Уайта Исто-рические корешки нашего экологического кризиса, размещенной в 1967 грам. в журнальчике «Science». Уайт считает, что, разрушив языческий анимизм, христиан-ство раскрыло психическую вероятность эксплуатировать природу в духе безразличия к самочувствию природных объектов6. Выход из кризиса Уайт лицезреет не в совершенствовании науки и техники, потому что они выросли из христи-анского дела жителя нашей планеты к природе, а в смене религии либо переосмыслении давнишней. А потому что новенькая религия, в эталоне дзен-буддизм, навряд ли приживется, то предлагается руководиться еретической идее Франциска Ассизского о равенстве цельных тварей.
Сходный взор выдвинул британский историк А. Тойнби. В баста 50-х годов прошедшего века он претерпел духовный кризис (превратившись из хри-стианского философа вообщем, очевидно не ортодоксального, быстрее, в убежденного соперника христианства). В свойской статье Религиозные основания современного экологического кризиса, размещенной в 1973 году, ответственность за эко-логический кризис Тойнби возложил на целый ряд положений из Священного Писания, тот или другой отводят человеку роль венца природы и ее владельца (Быт. 1:26). Единственным выходом прибывает возврат к язычеству. В числе наиболее экологичных религий Тойнби упоминает древнегреческие языческие культы, буддизм, синтоизм и даосизм. Даже зороастризм, по его воззренью, экологичнее, чем христианство, так как в Авесте находится мотив любования приро-дой, а не господства над нею.
Фактически вместе с тем с ним с критикой христианства выступил из-вестный философ контркультуры Теодор Роззак. Данная тема находится, в ча-стности, в его знаменитой книжке Там, где оканчивается пустыня 1973 года. По-добно Тойнби, Роззак усмотрел источник экологического кризиса сначала в христианском представлении о человеке как венце природы.
Объект религии стала одной из главных в 5-ом докладе Римскому клубу — Цели для человечества (1977), приготовленном группой исследователей под управлением Эрвина Ласло. В нем, в частности, имелась предпринята попытка оп-ределить линии новейшей экологичной религии, составленной из частей инду-изма, буддизма, даосизма, ислама и христианства.
В нареканьях христианства в экологическом упадке можнож выделить должно элементы:
— человеку отводится роль венца природы и ее владельца;
— христианство раскрыло психическую вероятность эксплуатиро-вать природу в духе безразличия к самочувствию природных объектов; — нужен возврат к язычеству либо переход к восточным религиям.
Необходимо отметить, что есть множество занятий, посвященных анали-зу христианского взора на экологию. Посреди их современные сборники Православие и экология Русского Православного института св. Иоан-на Богослова и Христианство и экология под редакцией Т. Горичевой. Потому что все нападки на христианство в генеральном затрагивают 1-2 главы Книжки Бы-тия, где говорится о сотворении мира и жителя нашей планеты, то нельзя не вспомнить мно-жество святоотеческих объяснений на Бытие. Самые ранешние и уважаемые — ра-боты свт. Иоанна Златоуста, преп. Ефрема Сирина, свт. Василия Большого, свт. Григория Нисского. Чрезвычайно досконально и доступно проанализировал учения пере-численных выше святых отцов иеромонах Серафим (Роуз), современный пра-вославный мыслитель. Немедля возникает вопросец: ежели настолько не мало доскональных тол-кований спорных площадей Книжки Бытия, располагающих старую святоотеческую тра-дицию, каким образом могло появиться этакое глубочайшее недопонимание баз христианства в современном сообществе?
Для ответа на этот вопросец должно обратиться к неким главным принципам подхода к осознанию Бытия, выделенным Серафимом Роузом: — Писание боговдохновенно; ежели мы встречаем трудности в понима-нии отдельных вещей, мы обязаны быстрее подозревать нехватку собственных познаний, ежели недостачи в боговдохновенном тексте; — мы не обязаны торопиться давать наши собственные изъяснения трудных площадей, но обязаны сначала попробовать поближе ознакомиться с тем, что святые папы сказал о этих площадях;
— мы обязаны также оберегаться обольщения выхватывать из контекста отдельные цитаты святых отцов, чтоб доказать желанную точку зрения;
— мы обязаны водиться смиренными в попытках прибавить нечто к пони-манию текста для наших дней, потому что наука наших дней располагает близкие беспомощности и ошибки7.
В свете этих принципов можнож осознать, зачем доводы христианства против порицаний в провоцировании экологического кризиса глядят несо-стоятельными. В противовес повсевременно развивающимся научным обосновани-ям экологического кризиса в христианстве есть разов и навсегда принесенное осознание отношений мира и жителя нашей планеты и обстоятельств кризиса.
Святейший Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II в статье Хри-стианский взор на экологическую проблему выложил генеральные положения этого осознания. Во-основных, рассматривается порядочный принцип влады-чества и предпосылки его утраты. Владейте и властвуйте над всею землею — эта богооткровенная истина в первый раз зафиксирована бытописателем в те от-даленные эпохи, иной раз религиозные верования цельных народов, кроме его собственного, имелись проникнуты ощущением зависимости от природы, иной раз ее стихии обожествлялись, и люди принимали их строгую власть над собой с не наименьшей покорностью, чем деспотизм близких главарей и правителей. Но не о экий власти жителя нашей планеты над природой разговаривает Книжка Бытия. Теснее та забота, с ка-кою насадил Господь Бог рай в Едеме, на востоке, и расположил там жителя нашей планеты, тот или иной сделал, и произрастил Господь Бог из света всякое дерево, приятное на вид и не плохое для пищи (Быт. 2: 8-9) с тем, чтоб человек возделывал и хранил площадь свойского обитания, указывает, что дарованное ему господство над природой подобать водиться сходственно господству Божию над миром: это не деспотический произвол тирана, а царственное промышление о благе каждого творенья.
Ежели заключительные слова главной главы Книжки Бытия: И увидел Бог все, что сделал, и вот, добро весьма (Быт. 1: 31) — воспринимаются как удов-летворение Творца гармонией и необходимостью сделанного Им космоса, в тот или иной человек сопричастен целым остальным земным созданиям, то 2-ая глава препровождает жителя нашей планеты как вольную мудрую личность, причастную Боже-ственной полноте и призванную улучшать мир вокруг нас. Нарекая имена животным, он исходит из познания их сути. Потому человеку дано господствовать над земной природой. Это следственно, что человек, сделанный по виду и сходству Божию, был должен восходить сам и взводить совместно с со-бою всякий род творений к Всевышнему. Так выясняется добронравная возвышение господ-ства жителя нашей планеты над природой: неизменное попечение о благобытии целой твари, вероятное едва при любви к каждому созданию8.
Но 1-ые люди не выполнили этого рекомендации. Грехопадение, уси-ленное самооправданием, повлекло за собой скорби, заболевания и погибель. Рас-строилась и жизнь природы, ставшей недоброжелательной человеку. Его господство над нею сменилось необходимостью отстаивать свойское существование от суровых естественных стихий и сражаться с терниями и волчцами света, в поте личности доставая у нее хлеб свой (Быт. 3: 18-19).
Не имелось отнято у жителей нашей планеты Божие благословение владычествовать над всею землею. Но это господство из настоящего, в саду Едемском, затем гре-хопадения стало вроде бы возможным на свету, производящей сейчас тер-нии и волчцы. Возмущенную человеком свет и всю природу ему предстояло подчинять произведением равномерно, в продолжительном процессе исторического развития на избранном пути познания добросердечна и зла9.
Что дотрагивается язычества, предшествовавшего христианству, то совершен-но бесполезно современные неоязычники ставят его в пример и препровождают как эталон. В отличие от языческих религий, подчиняющих жителя нашей планеты естественным множествам, то добросердечным, то злобным, христианство раскрыло язву первородного греха, корень порядочного разложения древнего сообщества, и принесло людям спасение от греха и его последствий.
Во-вторых, с проповедью Евангелия стало изменяться отношение жителя нашей планеты к наружней природе. Свобода от языческого ужаса перед мощами природы раскрыла людям путь к сознательному овладению ними средством произведения и познания. Этот процесс был медлительным и длительным в массу связанности соц и хозяйственными формами жизни, тот или другой едва равномерно модифицировались под действием христианства.
У нас, в Старой Руси, монастыри, распространяя духовное просвеще-ние, в то же пора подсобляли собиравшемуся вокруг их популяции осваивать серьезную природу Севера. Под их управлением лесные дебри и болота пре-вертелись в плодородные пашни и сады. Основоположники монастырей, удирая от соблазнов мира, служили его насущным нуждам, — черкает историк В.О. Ключевский. Чем служили? Постом, мольбой и преображеньем первобыт-ной природы хозяйственной деятельностью, в тот или другой руководствовались биб-лейским Откровением о служебном рекомендации природы по отношению к че-ловеку и христианским аскетизмом, ограничивающим людские потреб-ности самым нужным для проживания.
Аскетическое направление монастырского хозяйства, не мешая улучше-нию его способов, содействовало господству духа над плотью, над поврежден-ной грехом природой самого жителя нашей планеты. А господство над собой приносило ему власть и над наружней природой, и это имелась не власть эгоистического произво-ла, а власть любви, образцами тот или другой полны жития христианских подвижни-ков, любви, располагающей всякое творение к покорности человеку.
Второе тяжба, что заповедь хранить и возделывать равномерно забыва-лась на Западе, ну и в самой Рф. И использование природы стала базой современной цивилизации.
Таковым образом, можнож сделать главнейший решение: выход из экологиче-ского кризиса вероятен только лишь методом преображений в духовной сфере; де-градация окружающей среды впрямую связана с нравственным разложением о-щества.
Бездуховный человек не быть может порядочным. Для него порядочен-ность — понятие абстрактное, а следственно, и необязательное к выполнению. Следо-вательно, понятиями нравственно-безнравственно экий человек будет влеки-пулировать в близких интересах, что, фактически, и происходит повсеместно. Та-ким образом, в развратном сообществе вывод экологических вопросцев непереносимо!
Для Рф возврат к православным истокам культуры прибывает генеральной задачей в выводе экологических заморочек. Прототипом экологичного хозяйство-вания приходят православные монастыри, постоянно руководствовавшиеся принци-пами брать от природы столько, сколько нужно, разумного аскетизма.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Цит. По: Игумен Иоанн (Экономцев). Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации // Православие и экология. Столичный Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. Русский Православный институт св. Иоанна Богослова. 1997. С. 116.
2. Вернадский В.И. Философские идеи натуралиста. Мтр., 1988. С. 87.
3. Игумен Иоанн (Экономцев). Указ. соч. С. 117.
4. Там же. С. 118.
5. Дорошенко Мтр.С. Неоязычество // XI Рождественские образовательные чтения, сек-ция Тоталитарные секты и способы противодействия им. Мтр. 2003. С. 37.
6. Уайт Литр.. Исторические корешки нашего экологического кризиса // Глобальные темы и общечеловеческие ценности. Мтр.: Прогресс, 1990. С. 188-203.
7. Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: сотворение мира и 1-ые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение, Братство прп. Германа Аляскинского. Платина, Калифорния, Валаамское Сообщество Америки, Мтр., 2004. С. 79-83.
8. Святейший Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II. Христианский взор на эко-логическую вопрос // Православие и экология. Столичный патриархат. Отдел рели-гиозного образования и катехизации. Русский Православный институт св. Иоан-на Богослова. 1997. С. 97-99.
9. Там же. С. 99-сто.
Полное заглавие субстанции: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ (НРАВСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Творцы: О.И. Кудрина, А.Ю. Евдокимов
С признательностью к источнику


Posted in Экология человека by with comments disabled.