Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в Притомье

Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеНа местности Томской области экологический туризм касается к более весомым обликам туризма, на тот или другой изготовлен генеральной упор в количества творения критерий для развития и вербования инвестиций, а также оказания гос помощи.
В близкую очередь, богатая история и неповторимая природа Притомья препровождают собой значимые ресурсы для развития экологического туризма в рубежах предоставленной местности.Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеНа местности Томской области экологический туризм касается к более означаемым обликам туризма, на тот или иной изготовлен главной упор в доли сотворения соглашений для развития и вербования инвестиций, а также оказания гос помощи.
В близкую очередь, богатая история и неповторимая природа Притомья доставляют собой веские ресурсы для развития экологического туризма в границах предоставленной местности. Одной из отличительных необыкновенностей современного шага развития сообщества приходит нарастание опасности глобального экологического кризиса. Обострение экологической ситуации в мире издавна вышло за рамки вопросов отдельных государств и регионов. Пути заключения экологической задачи очень трудны и многообразны и вызывают усилий целых государств мира. В отношения с сиим крупное развитие в ближайшее время заработал экологический туризм как один-одинешенек из методов заключения экологических вопросов и сохранения естественных ресурсов, так как бережное отношение к природе и окружающей среде приходит один-одинехонек из симпатичных компонентов туризма и странствий. Туристические гостиницы, кемпинги, курорты, тот или иной размещены посреди нетронутой природы и где уделяется соответствующее заинтересованность вопросцам экологии, сохранению естественного рельефа и культурного наследия, делаются все наиболее знаменитыми и завлекают новейших, экологически сознательных и приготовленных путешественников.
Задачи экологического туризма рассматриваются в службах Н.В. Дроздова, Н.С. Мироненко, И.Н. Панова и др. В этих службах анализируется понятие экологический туризм, освещаются его разнообразные нюансы. Величайшее заинтересованность уделяется дилеммам развития экологического туризма за рубежом, задачи же развития экологического туризма в Рф освещены в наименьшей ступени.
Сообразно Закону Русской Федерации О туризме [1] под экологическим туризмом понимаются странствия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования путешественников. Роль экологического туризма тяжело переоценить, так как в заключительные десятилетия наблюдаются:
— внушительный рост масштабов туризма в современном мире;
— открытый экономический эффект туризма на все главные секторы экономики, все сторонки жизни сообщества;
— большущая соц значимость туризма. На современном шаге собственного развития туризм ориентирован, основным образом, на заключение соц задач;
— необыкновенная устойчивость туризма к действию неблагоприятных экономических причин в протяжении собственного исторического развития.
Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в Притомье
Наша родина, и в частности Томская область, владеет полноценными ресурсами для развития экологического туризма. Образцом предоставленного утверждения может служить исследуемая территория (Притомье), обхватывающая равнину р. Томи и склонная в границах Томской и Кемеровской областей, входящая в ее границы правобережная количество равнины реки Томи от с. Саломатово Кемеровской области до с. Коларово Томской области. Эта территория размещается на стыке северных отрогов Кузнецкого Алатау и Западно-Сибирской равнины, что обусловливает обилие горных пород, рельефа и рельефов. Обрисовываемый участок касается к складчатому обрамлению ЗападноСибирской плиты, но в то же пора носит признаки обычной платформенной области. Рельеф местности возвышенный (безусловные вышины добиваются 270300 мтр), расчленен бессчетными притоками Томи и Оби, там-сям вскрывающими палеозойский фундаментный монолит Западно-Сибирской плиты практически на целым протяжении от с. Коларово (Спасское) до грам. Томска.
Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеТаковым образом, на береговом склоне нередки крутые участки и отвесные скальные обнажения — утесы, тот или иной занимательны не только лишь в зрительно-эстетическом отношении и с точки зрения формирования несвойственных для предоставленных соглашений экотопов, да и доставляют собой исследовательский субстанция для исследования геологической истории площади (классические геологические обнажения). Так, поблизости с. Коларово (Спасское) на дневную поверхность выходят породы коренного фундамента нижнекаменноугольного возраста, выставленные отложениями басандайской свиты. Это обнажение — Голубий утес, объявленное в 1986 грам. геологическим монументом природы. Обнажение размещено на крутом береговом склоне р. Томи в 700 мтр басистее западной границы с. Коларово (Спасское). Его протяженность сочиняет 800 мтр, вышина 20-25 мтр, площадь наиболее сто га.
Кроме обнажения Голубий утес, выше по процессу р. Томи находятся еще два официальных монумента природы — Аникин камень и Воинов камень. Основной находится у устья р. Шумихи в 8 км выше с. Ярское, в 37,5 км к югу от Томска. Тут правый берег реки Томь образует высочайший, скалистый, резко вдающийся в реку мыс возвышением 30-35 мтр. У самой воды он располагает крупную каменную площадку, вступающую в реку. Этот выступ заработал заглавие Аникин камень по имени крестьянина, располагавшего тут фамильный надел света. У Аникина камня склонен шумихинский курганный могильник. Курганы (в итоге их 31) [2] разделены товарищ от приятеля оврагом. Ранешний могильник находится на площади шумихинского селища. Следы селища обнаружены также у обрыва берега (фрагменты керамики, пережженные кости животных и рыб). В 1986 грам. Аникин камень объявлен монументом природы, обладающим научно-познавательное значение, а местность в участке монумента доставляет историческую и эстетическую ценность.
В 1986 грам. был объявлен геологическим монументом природы автохтонного значения Воинов камень. Он склонен на правом берегу р. Томи на 2 км выше Ярского. Воинов этот камень нарекали поэтому, что во пора весеннего половодья глыбы льда разбиваются о гору, как враг разбивается о грудь воина. На площади, где склонен Воинов камень, река сооружает поворот и водами омывает высочайший скалистый яр, обнажая мрачно-сероватые известковые песчаники, тот или иной доставляют собой скалистый мыс, вдающийся в реку на 2530 мтр. Ширина мыса у основания 10-12 мтр. Над скалистым мысом оголяются рыхловатые породы, выставленные прекрасно большими окатанными камнями. Вблизи от геологического монумента (500-800 мтр басистее по процессу Томи) выявлено 9 маленьких могильников старых захоронений [2]. Таковым образом, местность располагает, не считая в итоге остального, и историческое значение.
Климат местности континентальный, характеризуется равномерно теплым в летнюю пору и равномерно грозной снежной в зимнюю пору, что поступает, в близкую очередь, географическим положением области исследования к востоку от Уральских гор, на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и севере Кузнецкого Алатау. Территория превосходно увлажнена и располагает развитую речную сеть, изобилует озерами и старицами. В порядок гидросети также врубаются родники и болота, тот или иной размещены в генеральном в площадях высочайшего стояния грунтовой воды. Не считая того, отмечаются выходы подземных вод из палеозойского фундамента, формирующие травертиновые (известковые) образования, экие как Таловские чаши и др. Формы травертиновых зданий могут водиться разнообразными, ключевыми факторами тот или другой прибывают нрав поверхности и режим аква стока. Вокруг родников обыкновенно образуются тра-вертиновые буфы либо чаши, размахи тот или другой могут водиться самыми различными, от пары см до 10-ов метров. Образование чаш начинается с формирования по бокам источника железного травертиново-го бортика, на тот или иной отлагается кальцит из воды, перетекающий сквозь кромку.
Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеТам, где вода стекает по склону, возникают травертиновые конусы, веера, каскады. Свеча направленные каскадные тра-вертины образуются в случае вертикального падения воды. Главные изображения томских травертинов водились изготовлены в 1895 грам. доктором Томского института A.M. Зайцевым. Ворачиваясь ну почти в конце зимы 1983 грам. из геологической экскурсии на р. Куербак, он досконально выучил сейчас ведомые травертиновые Таловские чаши. Свойское заглавие Таловские чаши приобрели от водившейся некогда недалеко д. Таловки. В итоге излияния воды на поверхности света появляется известковый туф (травертин), тот или иной представляет из себя полутвердое, ячеистое образование бело-сероватого цвета. Вода, повсевременно переливаясь сквозь закраины чаш, увеличивает их все выше и выше. В нынешнее время знакомы 3 чаши. Ключевая из их — Большущая чаша, обладающая веские размахи, поднимается над миром наиболее чем на 1 мтр, располагает в длину около 4 мтр и ширину до 3 мтр. Стены в высшей части обладают толщину 30 сантим. и утолщаются к основанию. Туфовые стены покрашены в черно-земляной цвет. Этакую окраску им придает минерал бернессит. Вода источников слабоминерализованная, магнезиально-кальцевая, гидрокарбонатная. Температура воды повсевременно около 5-6С, по этому она не леденеет [3. С. 7].
Чрезвычайно прекрасен также гидрогеологический монумент природы Иткаринский источник. Вертикальный (водопадный) каскад образует травертиновую стену возвышением 4 мтр, с тот или другой водопадом льется вода из подземного источника. На стене густые заросли мха, длина стеблей тот или иной добивается 10 сантим.. Травертин Иткарин-ского источника именуется моховым. Он появляется в итоге осаждения кристалликов кальцита на мох с следующим ростом на стебельках и листьях в внешности тонкой корочки размахом от пары микрон до мм. Он сероватого цвета с желтоватым кремовым цветом, с немало пористой сетчатой структурой. Тут встречаются участки так давать имя окаменелого мха, на тот или иной светло видны стебельки и листочки растений.
Для растительного покрова типично чередование массивов лиственного (береза, осина), хвойного леса (кедр, сосна, ель) и широких злаково-разнотравных лугов, обычно, употребляемых под поля и выпас немногочисленного скота. Экое обилие на сравнительно маленький площади делает иллюзию искусственно сделанной парковой зоны, чем и завлекает заинтересованность путешественников.
Кроме этого, увлекательна история заселения и хозяйственного освоения местности. Кузнецкая котловина и присоединяющиеся к ней горные порядка, в прошедшем изредка заселенные шорцами, телеутами, чулымскими татарами и иными народами, начали осваиваться русскими с начала XVII в., продвигаясь от Томска ввысь по Томи, российские отряды основали на ней Кузнецкий острог. Под охраной этих укреплений и происходило постепенной заселение пашенными крестьянами речных долин и водоразделов.
Желая современное обитатель Сибири в большинстве собственном располагает славянское происхождение, в границах исследуемой местности до этого времени проживают отпрыски водившихся алтайских кочевников-телеутов, тот или иной взяли в этом участке еще ранее российских. Взаимодействие многообразных народов привело к формированию необыкновенной культуры и идеально новейших этносов, не обладающих близких аналогов.
На данной для нас местности выявлено неограниченное количество археологических памятников многообразных категорий: могильники, поселения, городища, стоянки. В их представлено большая часть археологических эпох: неолит, бронза, эра ранешнего железа, эра Средневековья, период освоения Сибири русскими. В отношения с сиим в границах исследуемой местности сосредоточено неограниченное количество памятников природы, истории, археологии и культуры, тот или иной доставляют большой энтузиазм. К примеру, национально-культурный центр Калмаки, имеющийся с 1990 грам. В него входят обитатели аула Юрт Константиновых и пос. Яшкино. Этот центр сотворен для того, чтоб хранить и восстанавливать обычаи, традиции калмаков, знать язык и национальную культуру. Не считая калмаков, коренного малочисленного народа, в состав национально-культурного центра входят татары и башкиры, чьи прородители привезли с собой в эти закраины мусульманскую религию. В помещении национально-культурного центра обнаружены: музей древних вещей, государственная библиотека, Воскресная мусульманская школа.
Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеТерритория в итоге экомузея Калмаки простирается по правому коренному берегу р. Томи, включаемому биологами в Инско-Томский лесостепной участок. Историческая количество поселка, представленная комплексом архитектурно-этнографических памятников и остатками средневекового поселения, сочиняет ядро экомузея Калмаки. Заглавие экомузей заработал по аналогии с немногочисленным тюркоязычным народом — калмаками — восточной этнографической группой сибирских татар, схожих по происхождению тюркоязычным телеутам. Главная количество музея -ключевая улица с двуэтажной застройкой и площадью, в центре тот или другой возвышается мечеть, срубленная вместе с тем со школой-медресе в центру XIX в. В охранной зоне экомузея находится Нижнетомский заказник с прекрасными заливными лугами и озерами, полными рыбы и водоплавающей птицы. Заказник полный, сотворен в 1964 грам. для охраны флоры и фауны — животных: лося, косули, норки, колонка, глухаря, тетерева, сероватой куропатки; рыб — леща, налима, щуки. Общественная площадь заказника 34,2 тыс. га, количество его левобережной местности выходит за границы охранных зон экомузея [4]. На местности охранных зон экомузея находятся бессчетные археологические монументы, более исследованный из тот или другой — курганный могильник Усть-Сосновка, описанный томскими археологами в 50-е гг. XX в. и состоящий из 6 нераскопанных каменных курганов. Датируется монумент (предварительно) тюркской эрой (VIII-X вв.).
В прямой близости от мечети на местности экомузея кемеровскими археологами найдено поселение Юрты Константиновы и выявлены бессчетные фрагменты средневековой глиняной посуды в внешности плоскодонных горшков с гребенчатым штампом и пальцевыми защипами на венчиках и горлышках сосудов. Не считая того, кемеровскими археологами произведены раскопки монумента XVII в. — Со-сновского острога, связанного с эрой освоения русскими Притомья. Главные исследования на местности Сосновского острога провел томский археолог Н.А. Чернышев 28 июля 1940 грам., ложно назвавший в собственном отчете село Сосновским. На крутом берегу р. Томи с напольной и прибрежной сторонки им водились отмечены рвы и валы в форме прямоугольника. С северо-западной сторонки за вал ложно был принят кромка дороги, что привело к неточному определению масштабов острога (50^60 мтр) [5], желая по сути, как представили наши исследования, площадь острога сочиняла более 80*80 мтр. На местности водившегося острога тогда стояло корпус водившейся церкви, перестроенное под клуб, тот или иной скоро опосля войны разобрали. Вокруг церкви сохранялись остатки кладбища, от тот или иной на данный момент осталось только лишь одно надгробие — стальной обелиск на могиле комсомолки Бурыхиной, участвующей в закрытии церкви и раскулачивании почти всех семей отпрысков сосновских казаков. Количество безымянных погребений кладбища в северо-восточной сторонке на данный момент разрушена силосной канавой.
Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеС северо-запада острог ограничен ложбиной юного оврага, за тот или иной начинается современная стройка села. Это более древняя количество села, где селяне густо обретают монеты XVIII-XIX вв. Одну из эких монет — медную денгу 1749 грам. — нечаянно нашли студенты экспедиции Кемеровского института. В ходе съемки плана местности Сосновского Острога на склоне террасы в участке тригонометрического пт водились собраны маленькие неорнаментированные фрагменты тонкостенной лепной керамики. На южном углу площадки острога, на склоне, обращенном к оврагу, водились отысканы кости разрушенного ребяческого погребения в древесной сгнившей колоде. В обнажении юго-западного борта силосной траншеи, прорезавшей кладбище, водились обнаружены бессчетные разрушенные захоронения российских казаков и обитателей села иных сословий. Культурный покров более насыщен там, где к яме башни присоединялась северо-западная стенка. Тут при разборке культурного оболочки водились изготовлены бессчетные находки как с наружной сторонки от стенки острога, так и с внутренней. Собрано крупное численность костей животных (свинья, скотина, овца, лось), птиц, большой рыбы (в том числе осетров).
Керамика представлена разнородными вариациями гончарной кухонной и столовой посуды, в том числе и чернолощеной. Посреди керамики выделяется находка венчика лепного сосуда с вывернутым наружу кромкой, орнаментированным по срезу и снутри оттисками крупнозубого гребенчатого штампа. Эта керамика могла принадлежать мастерам из туземцев — притомским калмакам, живущим и в остроге, и в улусах вниз по Томи. Монумент Сосновский Острог оказался мультислойным. Ранешний покров касается к главной половине I тысячелетия [5]. По возможности, с заселением площадки Сосновского острога в Средневековье соединены находки фрагментов лепной керамики на южном углу, около южного оврага.
Чрезвычайно увлекателен историко-культурный и естественный музей-заповедник Томская писаница, основанный в 1988-1995 гг. Музей размещается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в Яшкинском участке Кемеровской области [6]. Базу музея сочиняет древнее святилище Томская писаница.
Природные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеПриродные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеПриродные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в ПритомьеПриродные и социально-культурные предпосылки развития экологического туризма в Притомье
В составе музея немного комплексных зон под раскрытым небом: Томская писаница, архитектурно-этнографическая территория шорский улус Кезек, зона мифологии эпоса и календарей народов Сибири, археодром с старыми жильями и погребениями, музей наскального искусства Азии, природа музея-заповедника, музей природной истории (историческая геология, минералогия, палеонтология).
Томская писаница — неповторимый монумент наскального искусства, культуры и истории народов Сибири.
Главные сведения о рисунках на р. Томь взяли в начале XVII в. С того времени энтузиазм к Писанице не обессилел. На монументе около 280 рисунков. Это лоси, медведи, антропоморфные изображения, личины, солярные знаки, хищники, птицы и лодки. Самые ранешние картинки иметь отношение к баста неолита — IV-III тысячелетием до н.э. Территория музея-заповедника включает редкие для Кемеровской области сосновые боры, тот или иной занимают 90% местности заповедника. Музейный комплекс Археодром включает естественные реконструкции старых жилищ народов Сибири эры бронзы, ранешнего стального века и Средневековья, павильонный показ естественных погребений от эры неолита до Средневековья, раскопки на местности Кемеровской области. Этнографический комплекс музея состоит из 4 секторов: шорский улус Кезек, орехово-промысловый стан, кладбище и шаманская поляна. Основным в Рф приходит и музей наскального искусства Азии. В его экспозиции изображены более отличительные комплексы наскального искусства Сибири, Монголии, Кореи, Китая, Индии и Пакистана.
Недалеко от геологического монумента Голубий утес склонна Свято-Спасская церковь, склонная в низине, на берегу Томи. Главная древесная церковь имелась построена в 1644 грам. [7. С. 3]. В 1666 грам. священник церкви, былой столичный стрелец Ипат Священников, заказал томскому иконописцу Герасиму Иванову нацарапать икону Святителя Николая Чудотворца, скорого ассистента православным христианам. Во пора написания иконы на обитателей села был наложен пост. Три раза иконописец наносил на икону набросок Святителя Николая, и три раза он изменялся на Образ Спаса Нерукотворного, тот или иной и был сочинен. В 1788 грам. имелась предпринята попытка обновить потемневший от периода образ. Но иконописец, начав занятие, отказался ее продолжать, заявив, что ему водилось некоторое духовное указание не дотрагиваться чудотворного вида. Только в центру XIX в. томский епископ Парфе-ний распорядился нацарапать на стекле исполнительную копию иконы и положить копию поверх самого вида. Древесная церковь устарела, и в точке XVIII в. имелась начата постройка новейшей Спасской каменной церкви, освящение тот или другой свершилось 11 июня 1799 грам. [7. С. 3]. Храм был построен в стиле барокко на новеньком площади на берегу Томи, у Голубого утеса. Ну почти в конце зимы, иной раз Томь расплескивалась, переправа имелась в Ярском, и проезжавшие по Столичному тракту любовались белостенной златоглавой кросоткой, ставшей украшением села. Удивительно обретенный нерукотворный лик Спасателя с почестями был перенесен из старенькой древесной церкви в новейший каменный Спасский храм.
В начале XVIII в. на томских обитателей обрушилась холера. В Томск из Спасского с подобающей честью был перенесен образ Спаса. Его поставили среди городка. Священники отслужили молебен с водосвятием. Обитатели коленопреклоненно молились о утолении хвори. Далее образ перенесли в Благовещенский собор, где он находился 8 дней, по прошествии тот или другой заболевание в городке исчезла. С того времени икона раз в год до 1923 грам. вносилась в Томск с крестным ходом 29 июня (по давнишнему стилю), в на днях святых апостолов Петра и Павла. Начиная с 1924 грам. колокольный звон и крестные ходы отменили. В центру 1930-х гг. церковь имелась закрыта до половины 1990-х гг. На данный момент месторасположение чудотворного вида неведомо.
В нынешнее время наблюдается конструктивное развитие экологического туризма, так как насущной задачей останавливается сохранение благосклонной окружающей среды. Кроме этого, почти все люди по причинам урбанизации, индустриализации замерзли испытывать подрастающую потребность в общении с природой. Сообща с тем экологический туризм соответствен содействовать возрожденью и сохранению обычного стиля жизни автохтонного обитателя, его культуры и этнографических необыкновенностей. В множество собственного громадного турист-ско-рекреационного потенциала, а также из-за того, что спрос на экологические туры постоянно растет, настоящий вид туризма располагает необыкновенную перспективу.
ЛИТЕРАТУРА
1. О основаниях туристической деятельности в Русской Федерации: Федеральный закон Русской Федерации от 24.11.1996 1Э2-ФЗ (ред. от 05.02.2007).
2. Ожередов Ю.И., Яковлев Я.А. Археологическая карта Томкой области. Томск: Томский муниципальный институт, 1993. Т. 2.
3. Уткин Ю. Травертиновые монументы природы Томской области // Экобандероль. 2002. 22-23.
4. Садыкова-ЕремейкинаН.С. Притомские калмаки: Историко-этнографические наброски. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
5. Скрябина Литр..А. Российские Притомья. Историко-этнографические наброски (XVII — начало ХХ вв.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
6. Мартынов А.И. Писаница на Томи. Кемерово: Кемер. кн. изд-во, 1988.
7. Винарская Т.А. Самый старый сельский храм // Томский вестник. 1997. 138.
С признательностью к творцу: Е.П. Зарубина
Статья представлена научной редакцией Науки о Земле 20 марта 2009 грам.


Posted in Экология человека by with comments disabled.