Проблемы экологии души в Библии и русской православной традиции

Проблемы экологии души в Библии и русской православной традицииВ среде верующих христиан испокон веков Библия квитается энциклопедией жизни, в тот или иной держатся ответы на все основные вопросцы бытия. Наиглавнейшее площадь в ней занимают вопросцы экологии, в том числе экологии души в том смысле, в каком можнож осознавать сохранение здоровых добронравных начал жителя нашей планеты.
Экологические препядствия рассматриваются в линии служб идущих в ногу со временем русских православных теологов, в частности в сборнике статей Православие и экология [6].Проблемы экологии души в Библии и русской православной традицииВ среде верующих христиан испокон веков Библия рассчитывается энциклопедией жизни, в тот или иной держатся ответы на все основные вопросцы бытия. Наиглавнейшее участок в ней занимают вопросцы экологии, в том числе экологии души в том смысле, в каком можнож осознавать сохранение здоровых порядочных начал жителя нашей планеты.
Экологические препядствия рассматриваются в линии занятий идущих в ногу со временем русских православных теологов, в частности в сборнике статей Православие и экология [6]. Как поясняется в православной литературе, Библия — это Книжка жизни, она держит заповеди, сведения Всевышним человеку для благосостояния и благополучия во цельных сферах жизни. В статьях о экологии в свете Священного Писания изображено, что экология может посодействовать нам посмотреть на Библию новенькими очами.
Почти все площади Библии прославляют Господа за творенье природы, за ее неизменное обновление (Пс. 76, 16-17). Так как мы люди, мы соответственны почитать этот мир, ежели мы желаем жить на Свету. Иной раз рубежи, определенные Всевышним, нарушаются, можнож свободно повредить хрупкое равновесие [1, с. 32]. Обговаривая экологические препядствия, христиане нередко обращаются к один-одинешенек площади в Библии — 21 главе Апокалипсиса, в тот или иной говорится о новейших небесах и новейшей свету, где не будет наиболее мученья, где Бог осушит все слезы. Христианское отношение к экологии содержит в себе надежду и эсхатологическое исповедание веры, это сущность христианской веры [3, с. 75]. Сообразно Библии Бог сделал безупречный мир, мир величавый, ошеломляюще изобильный био внешностями, и позаботился о том, чтоб этот мир располагал хватить ресурсов для ублажения потребностей жителей нашей планеты. Наиболее того, творение прекрасно: неописуемость неба на закате, блистающий грохот водопада и, быть может, самая великолепная в мире забава красок — радуга [3, с. 57].
Все-таки, невзирая на совершенство сделанного мира с большими жизненными ресурсами, по воззрению христианских творцов, живет тема нарушения хрупкого равновесия в природе и виновник этому человеческое существо, его рушащая жизнедеятельность. С самого начала человеческое существо водилось единственной долею творения, дышащей в для себя опасность целой данной красе. Вначале человек не осознавал, что значит иметься сотворцом. Люди водились призваны хлопотать о Божьем творении — «заполняйте свет и владейте ею» (Быт. 1, 28), но эти слова Библии применяются для извинения злоупотреблений, разрушений, насилия над тем, что создано Богом [3, с. 57].
Навряд ли можнож согласиться с схожей совместной негативной оценкой целой деятельности жителя нашей планеты. Но сообща с тем нельзя не признать, что в современном постиндустриальном сообществе, раздираемом противоречиями, конфликтами, катастрофами, локальными войнами на цельных степенях, появилась общечеловеческая необходимость поиска вывода накопившихся экологических тем, достигших критического порога. В книжке ветхозаветного пророка Иоиля намечены принципы, тот или другой подсобляют в размышлениях о сущности и маршрутах вывода экологических тем.
Пророка Иоиля по справедливости можнож именовать пророком экологии [10, с. 46]. Подход Иоиля к дилеммам, связанным с исследованием развития окружающей среды, можнож свести к 7 пт:
1. Надобно понять экологическую ситуацию.
2. Надобно призвать к изменению порядка ценностей и стиля жизни.
3. Экологические и духовные препядствия соответственны встать стержнем, вокруг тот или другой организуется жизнь жителей нашей планеты.
4. Идет предупредить жителей нашей планеты о будущем суде и разрушении.
5. Природа и сообщество соответственны иметься восстановлены и обновлены.
6. В преображении сообщества у каждого жителя нашей планеты соответственна иметься свойская роль и свойская ответственность.
7. Вопросцы экологии и развития соответственны рассматриваться в согласье политических экономических и соц качеств.
Но пафос Библии, с позиции современного теолога, все-таки в оптимизме ее заповедей, потому что Бог влияет на жителей нашей планеты и творение, чтоб обновление и преображение возобладали над разрушением и уныньем. Утратить самообладание значит утратить контроль над ситуацией, истратив драгоценное пора и упустив вероятность что-то сделать.
Иоиль призывает к неизменному бодрствованию перед особой естественных угроз (Иоиль 1, 2-4, 6-7, 9-12, 17-20; 2, 2-10)) [10, с. 48]. Библия также против эгоистических устремлений жителя нашей планеты, в их она лицезреет разрушительную массу, лишь в соединении лежат пути к спасению. Естественная либо антропогенная трагедия приводит как правило к соц колебаниям, к крушению соц, экономических и политических налаженности. Инстинкт выживания вдохновляет каждого спасаться в одиночку, эгоистическая забота о для себя разламывает социальную компанию. Что все-таки пророк природы разговаривает людям, тот или другой объял хаос и разрушение. В разгар кризиса Он признает размах несчастья и призывает жителей нашей планеты держаться сообща, объединяться, организовываться. В одиночку выжить шансов всего ничего, просвет там, где соединение. Иоиль лицезрел, как нужно людям объединяться для размена опытом и соединения сил, люди сильны и солидарны лишь в согласье.
Иоиль пробует привести жителей нашей планеты в чувство напоминанием о том, что для борьбы с поразившим их несчастьем у их еще есть множество веры: Назначьте пост, объявите праздничное собрание, созовите стариков и цельных обитателей страны сей. В дом Бога Господа вашего, и взывайте к Господу [1, с. 14]. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите праздничное собрание. Соберите люд, созовите собрание, пригласите стариков, соберите юнцов и грудных малышей. Пусть выйдет жених из чертога собственного и жена из близкой горницы [2, с. 15, 16]. И, в конце концов, положение о очищении души в минутки скорби, иной раз Библия призывает к переосмыслению близких жизненных ценностей: Иной раз люди делаются жертвами естественных либо антропогенных катастроф, люди находятся в уныньи. В экие факторы тяжело отыскать слова, ежели скорбь немала и лишь слезами человек может выразить унынье. В этот причина идет жителей нашей планеты призывать к изменению их ценностей, их путей, их жизни [10, с. 48]. Итак, можнож сделать заключение, что пути к преодолению экологического кризиса, обозначаемые в Библии, подразумевают: равновесие отношений Человек — природа, ресурсосберегающую деятельность, с заботой о имеющихся поколениях; изменение определенных ценностей в согласовании с заповедями Библии, подход к вопросцам экологии и развития с позиций единства политических экономических и соц качеств.
С позиций христианства на рубеже второго и третьего 1000-летий от Рождества Христова население земли вступило в период переломного, пограничного существования. Глобальные препядствия, экологический кризис прибывают проявлением, подтверждением того, что наступила эра принятия ответственных выводов. Правоверная церковь, осознавая всю ответственность за судьбу мира, глубоко беспокоена экологической вопросом, порожденной современной цивилизацией.
Христианская антропология утверждает, что мучается не совсем только человек, как дитя природы, да и сама природа тяготится оттого, что человек не занимает в ней подобающего площади. Библейский апостол Павел отмечает, что тварь (творение, сотворенный мир) покорилась суете не добровольно… и с надеждою ждет откровения сынов Божиих… Ибо знает, что вся тварь совокупно стенает и мается доныне (Рим. 8:19-22). Заповедь поста (не вкушай), сообразно представлениям христианства, как разов подсказывала человеку в Эдеме о том, что он не владелец, учила самосознанию и самоограничению. Человек был введен в мир, как в храм. Человек на свету не владелец, а арендатор, юзер. Но случилось по другому. Человек захотел встать как Бог и сшибить с себя повиновение ему. Православное богословие считает, что ключевой предпосылкой экологических бед прибывает грехопадение жителя нашей планеты, отдаление от христианских норм жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадский утверждал, что человек подвергается различным несчастьям в сей скоротечной жизни, в индивидуальности — страстям, скорбям, заболеваниям и погибели опосля грехопадения [9, с. 19]. Правоверная церковь предостерегает, что мы заслуживаем на закраине пропасти. Без решительных деяний людская цивилизация обречена. По воззрению Церкви, надежда лишь на близкие множества, тщетна и безосновательна. Человек не способен сделать своим родным усилием ни абсолютно иную цивилизацию, ни вполне сам перемениться. Человек погружен в природу, — он отовсюду объят ею, и никогда, пока живем на свету, не сумеет выйти из-под ее воздействия
Природа — творение Божие. А ко цельному, что принадлежит Господу, мы соответственны иметь отношение с глубочайшей осмотрительностью и любовью [2, с. 64]. Природа оказывает глубочайшее действие на душу жителя нашей планеты. Ничего так тесновато не сближало жителя нашей планеты с природой, как занятие на свету. У крестьянина либо садовника безгранично главным образом любви и осознания природы, чем у городского обитателя, потому что они недалеки к природе, тот или иной для их прибывает мамой-кормилицей. Полюбите жаждая бы цветочки, и вы полюбите всю природу, полюбите все, в чем грызть искра жизни. Иной раз какой-или из цветов, за тот или иной вы ухаживали с таковой любовью, закончит близкое короткое существование и склонит близкую поблекшую головку, сердечко ваше наполнится тоскою, вы почувствуете, что меж жизнью цветка и вашей жизнью грызть сходство, что и ваша жизнь менее как жизнь однодневного цветка перед особой вечности [2, с. 69] — разговаривают священнослужители.
Програмку выхода из экологического кризиса дает Митрополит Сурожский Антоний, указывавший в близких занятиях, что изменение экологического сознания жителей нашей планеты необходимо начать с себя. Дальше нужно организовать общее экологическое движение. Подкрепить и выразить экосознание и деятельность в правах, в законах, в повадках [4, с. 13]. Соглашаясь с позицией церковного иерарха, идет добавить, что положение не поменяется немедля, но сознание жителей нашей планеты будет изменяться. Христианские теологи подчеркивают глубинную отношение экологического кризиса с деформацией мировидения современного жителя нашей планеты, с нарушением экологии души, добронравного дела к природе и к ближнему. Кризис этот не совсем только и не сколько экологический, главнейшая причина лежит не вовне, а в людском сердечко.
В основную очередь мы переживаем кризис нашего собственного мышления. До того как решать препядствия экологии, люди соответственны переменить близкие взоры на мир, а это значит, в близкую очередь, что необходимо поменять их взор на самих себя, считают иерархи Российской православной церкви. Пока этого не будет изготовлено, все природоохранительные проекты, невзирая на самые фаворитные намерения, не будут приносить никакого эффекта: ведь мы будем биться с симптомами, а не с причинами. Российская правоверная церковь считает, что главная тема современного экологического кризиса — это не технические просчеты, а следствие, тот или иной повлекло за собой грехопадение.
Вывод может придти не сквозь последующее улучшение технологии, а лишь сквозь покаяние, сквозь метанойю — разумея это слово в его буквальном смысле, как изменение мышления (от гр. Metanoia — выработка новейшего взора на мир, на беспристрастное) [10, с. 264]. Три вещи необычно нужны в этом обновляющем изменении мышления. Трезвенность в поступках, внимательность, бодрость духа, внутренняя просветленность. Это значит, что любой из жителей нашей планеты обязан выучиться различать я хочу от мне необходимо. Лишь сквозь самоотрицание, воздержание, готовность пройти минуя желанного и проговорить нет, человек может обрести близкое настоящее участок в мире.
Жадность и скупость затемняют мир, обращая все в останки и пепел; щедрость и неимение эгоизма сооружают мир прозрачным, обращая жизнь вещей в таинство. Российская правоверная церковь считает, что в современном сообществе человек тотчас утрачивает понимание жизни как подарка Божия, а время от времени даже самый смысл бытия, тот или иной порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при схожем отношении к жизни теснее не воспринимается как дом, а тем паче как храм, останавливаясь только средой обитания. Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, потому что не способна оказывать преобразовывающее действие на мир.
У жителя нашей планеты, деятельность тот или другой духовно не нацелена, техно сила порождает утопические надежды на бесконечные способности людского ума и на массу прогресса. Полное преодоление экологических тем в критериях духовного кризиса немыслимо (это не значит, что Российская правоверная церковь призывает свернуть природоохранительную деятельность). Российская правоверная церковь связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей жителя нашей планеты и природы со рвением сообщества к духовному восстановленью. Антропогенная основание экологических тем указывает, что люди изменяют мир вокруг нас в согласовании со родным внутренним миром, а оттого преображенье природы обязано начинаться с преображения души. Преподобный Максим Исповедник убежден: человек может перевоплотить в рай всю свет лишь тогда, иной раз он будет носить рай в для себя самом [5, с. 370]. Его мысль развивает протоирей Александр Ключарь: Для заслуги превосходнейших земных соглашений, человек иногда сознательно разламывает и гробит экологию, нанося тяжкую рану, и даже непоправимую для имеющегося потомства. Кратка и скоротечна наша земная жизнь, сделать верный выбор и успеть суметь приготовиться к встрече с Вечностью и Праведным Судьей — наше право и задачка. Там извинений не будет, потому что на это отпущено пора и право в данной земной жизни.
Ежели человек живет не по принципу потребительскому — дай мне самое превосходнейшее, то ему не тяжело узреть мудрость Божию в закономерности мирового бытия [7, с. 12]. Почти все экологические декларации отражают принцип управления светом как садом, но этого абсолютно недостаточно, чтоб выполнить намеченное. Необходимы доп, решительные деяния и их координация со страны цельных заинтересованных организаций и движений. Иной раз все население земли, либо жаждая бы мы — россияне, увидим самую ключевую и страшную причину в разрушении, а потом и смерти физического мира сквозь нарушение природных законов природы и будем противостоять ей, тогда генеральная и основная задачка экологии будет выполнена, потому что скорость рушащих сил замедлится.
Самая же генеральная разрушительная причина кроется в том, на взор православных богословов, что отчасти нарушена, а большей долею разрушена экология людской души. Цитируя Достоевского можнож проговорить: Ежели в душе нет Господа, то экому человеку все возможно. Оттого тюрьмы переполнены законопреступниками, и правонарушенья растут. О этом пророчески предвещал замученный в Гулаге доктор и ученый, священник Павел Флоренский: Ежели вы помешаете людям располагать общение с Всевышним в храмах, то норовы человеческие так исказятся и испортятся, что тюрем не хватит, необходимо будет строить новейшие, и правительство закончит жить, как государство [7, с. 18]. Таковым образом, экологический кризис принуждает пересмотреть дела жителя нашей планеты с миром вокруг нас.
Сейчас все гуще критикуется концепция господства жителя нашей планеты над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Понимание того, что современное сообщество уплачивает за блага цивилизации очень драгоценную стоимость, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Выявляются облики деятельности, наносящие вред естественной среде, разрабатывается порядок ее охраны, пересматриваются способы хозяйствования, предпринимаются пробы творенья ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, тот или другой вместе с тем могли бы встроиться в природный естественный круговорот. Лишь делается это еще пока вяло, часто формально, неэффективно. Существенное значение располагает развитие экологической этики. Руководствующееся ею публичное сознание выступает против потребительского стиля жизни, вызывает повысить порядочную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, дает усилить экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по охране окружающей среды на основе обширного интернационального взаимодействия.
Российская правоверная церковь постоянно придавала принципиальное значение вопросцу отношения жителя нашей планеты и природы, экологическим дилеммам. Глобальная задачка экологии в ее осознании состоит в том, чтоб как-то устремляясь к исканию нескончаемых благ Королевства Небесного, надобно не забывать о земном, в рамках христианства соблюдать порядочные заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь и др., т. е. совершенствоваться в духовно высоконравственном восстановлении. Святейший Алексий II, Патриарх Столичный и всея Руси, еще в 1974 грам. связывал падение нравственности и кризисное состояние окружающей среды. Экологический кризис, непременно, связан с высоконравственным состоянием сообщества. Недаром глубочайшая тревога благодаря чему предлогу охватила сейчас почти всех мыслителей, ученых, публичных и церковных деятелей [8, с. 104]. Один-одинешенек из основных принципов позиции Российской православной церкви в вопросцах экологии прибывает принцип единства и целостности сотворенного Всевышним мира. Православие не разглядывает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человечий мир обоюдно соединены. С христианской точки зрения природа грызть вместилище ресурсов, предназначенных не для эгоистического и безответственного употребления, но дом, где человек прибывает не владельцем, а домоправителем.
Экологические препядствия носят, по существу, антропологический нрав, имеясь порождены человеком, а не природой. Оттого ответы на почти все вопросцы, поставленные кризисом окружающей среды, держатся в главном, в людской душе, а не в сферах экономики, природных наук, техники. Таковым образом, короткий анализ воззрений современной Российской православной церкви в вопросцах экологии указывает, что они в значимой мере созвучны современным светским, научным позициям в выводе экологических тем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Accelerated Climate Change — Sign of Peril, Test of Faith. Geneva, WCC Programme Unit on Justice, Peace and Creation. 1994., 368 с. Препядствия экологии души в Библии и российской православной традиции
2. Лебедева Е. А. Отношение христианина к природе // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
3. Марго Кесман. Завет, мольба и справедливость в творении. 5 эссе о Библии // Экотеология: гласа Севера и Юга / под ред. Дэвида Грам. Холмана. Мтр., 1997. 368 с.
4. Митрополит Сурожский Антоний. Христианство и экологический кризис // Экотеология. Гласа Севера и Юга. Мтр., 1997. 368 с.
5. Базы социальной концепции Российской православной церкви // О социальной концепции российского православия. Мтр., 2002.
6. Православие и экология. Столичный Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. Мтр., 1999. 448 с.
7. Протоирей Александр Ключарь. Глобальная задачка экологии в свете Православного учения // Сборник пленарных докладов 8 Интернациональных Рождественских образовательных чтений. Мтр., 2000 2888 с.
8. Святейший Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II. Христианский взор на экологическую вопрос // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
9. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Беседа о Господе — промыслителе мира // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
10. Философский энциклопедический словарь Мтр., 1999. 576 с.
11. Хосе Пепс Мтр. Кьюненен. Пророк природы и развития // Экотеология: гласа Севера и Юга. Мтр., 1997. 368 с.
Занятие представлена кафедрой философии, культурологии и истории Дальневосточного рыбохозяйственного технического института (Дальрыбвтуз). Научный управляющий — доктор философских наук, доктор Е. В. Кулебякин
Создатель: Н. И. Зямалова, ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ДУШИ В БИБЛИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ


Posted in Экология человека by with comments disabled.