Проблемы экологии души в Библии и русской православной традиции

Проблемы экологии души в Библии и русской православной традицииВ среде верующих христиан испокон веков Библия квитается энциклопедией жизни, в тот или иной хранятся ответы на все генеральные вопросцы бытия. Главнейшее участок в ней занимают вопросцы экологии, в том числе экологии души в том смысле, в каком можнож осознавать сохранение здоровых добронравных начал жителя нашей планеты.
Экологические задачи рассматриваются в линии служб идущих в ногу со временем русских православных теологов, в частности в сборнике статей Православие и экология [6].Проблемы экологии души в Библии и русской православной традицииВ среде верующих христиан испокон веков Библия квитается энциклопедией жизни, в тот или другой хранятся ответы на все ключевые вопросцы бытия. Важное участок в ней занимают вопросцы экологии, в том числе экологии души в том смысле, в каком можнож разуметь сохранение здоровых порядочных начал жителя нашей планеты.
Экологические темы рассматриваются в шеренге занятий идущих в ногу со временем русских православных теологов, в частности в сборнике статей Православие и экология [6]. Как поясняется в православной литературе, Библия — это Книжка жизни, она хранит заповеди, предоставленные Всевышним человеку для благосостояния и благополучья во целых сферах жизни. В статьях о экологии в свете Священного Писания представлено, что экология может посодействовать нам посмотреть на Библию новенькими очами.
Почти все площади Библии прославляют Господа за творенье природы, за ее неизменное обновление (Пс. 76, 16-17). Так как мы люди, мы обязаны почитать этот мир, ежели мы желаем жить на Свету. Иногда рубежи, определенные Всевышним, нарушаются, можнож бегло повредить хрупкое равновесие [1, с. 32]. Обговаривая экологические темы, христиане нередко обращаются к один-одинехонек площади в Библии — 21 главе Апокалипсиса, в тот или другой говорится о новейших небесах и новейшей свету, где не будет наиболее мучения, где Бог осушит все слезы. Христианское отношение к экологии содержит в себе надежду и эсхатологическое исповедание веры, это сущность христианской веры [3, с. 75]. Сообразно Библии Бог сделал абсолютный мир, мир величавый, ошеломляюще изобильный био обликами, и позаботился о том, чтоб этот мир обладал хватить ресурсов для ублажения потребностей жителей нашей планеты. Наиболее того, творение благовидно: неописуемость неба на закате, блещущий грохот водопада и, быть может, самая красивая в мире забава красок — радуга [3, с. 57].
Все же, невзирая на совершенство сделанного мира с громадными жизненными ресурсами, по воззрению христианских создателей, живет неувязка нарушения хрупкого равновесия в природе и виновник этому человеческое существо, его разламывающая жизнедеятельность. С самого начала человеческое существо имелось единственной долею творения, дышащей в для себя опасность цельной данной красе. Вначале человек не осознавал, что значит водиться сотворцом. Люди имелись призваны хлопотать о Божьем творении — «заполняйте свет и владейте ею» (Быт. 1, 28), но эти слова Библии применяются для извиненья злоупотреблений, разрушений, насилия над тем, что создано Богом [3, с. 57].
Навряд ли можнож согласиться с схожей совместной негативной оценкой цельной деятельности жителя нашей планеты. Но сообща с тем нельзя не признать, что в современном постиндустриальном сообществе, раздираемом противоречиями, конфликтами, катастрофами, локальными войнами на целых степенях, появилась общечеловеческая необходимость поиска заключения накопившихся экологических заморочек, достигших критического порога. В книжке ветхозаветного пророка Иоиля намечены принципы, тот или другой подсобляют в размышлениях о сущности и маршрутах заключения экологических заморочек.
Пророка Иоиля по справедливости можнож именовать пророком экологии [10, с. 46]. Подход Иоиля к дилеммам, связанным с исследованием развития окружающей среды, можнож свести к 7 пт:
1. Надобно понять экологическую ситуацию.
2. Надобно призвать к изменению налаженности ценностей и стиля жизни.
3. Экологические и духовные темы обязаны замерзнуть стержнем, вокруг тот или другой организуется жизнь жителей нашей планеты.
4. Должно предупредить жителей нашей планеты о будущем суде и разрушении.
5. Природа и сообщество обязаны водиться восстановлены и обновлены.
6. В преображении сообщества у каждого жителя нашей планеты соответственна водиться свойская роль и свойская ответственность.
7. Вопросцы экологии и развития обязаны рассматриваться в согласье политических экономических и соц качеств.
Но пафос Библии, с позиции современного теолога, все-таки в оптимизме ее заповедей, потому что Бог влияет на жителей нашей планеты и творение, чтоб обновление и преображение возобладали над разрушением и уныньем. Утратить самообладание значит утратить контроль над ситуацией, истратив драгоценное пора и упустив вероятность что-то сделать.
Иоиль призывает к неизменному бодрствованию перед личностью естественных угроз (Иоиль 1, 2-4, 6-7, 9-12, 17-20; 2, 2-10)) [10, с. 48]. Библия также против эгоистических устремлений жителя нашей планеты, в их она лицезреет разрушительную множество, лишь в соединеньи лежат пути к спасению. Естественная либо антропогенная трагедия приводит традиционно к соц колебаниям, к крушению соц, экономических и политических налаженности. Инстинкт выживания вдохновляет каждого спасаться в одиночку, эгоистическая забота о для себя рушит социальную компанию. Что все-таки пророк природы разговаривает людям, тот или иной объял хаос и разрушение. В разгар кризиса Он признает размах несчастья и призывает жителей нашей планеты держаться сообща, объединяться, организовываться. В одиночку выжить шансов немножко, просвет там, где соединение. Иоиль лицезрел, как нужно людям объединяться для размена опытом и соединения сил, люди сильны и солидарны лишь в согласье.
Иоиль пробует привести жителей нашей планеты в чувство напоминанием о том, что для борьбы с поразившим их несчастьем у их еще есть множество веры:
Назначьте пост, объявите праздничное собрание, созовите стариков и целых обитателей страны сей.
В дом Хозяева Господа вашего, и взывайте к Господу [1, с. 14].
Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите праздничное собрание.
Соберите люд, созовите собрание, пригласите стариков, соберите юнцов и грудных малышей.
Пусть выйдет жених из чертога свойского и жена из собственной горницы [2, с. 15, 16]. И, в конце концов, положение о очищении души в минутки скорби, иногда Библия призывает к переосмыслению родных жизненных ценностей: Иногда люди останавливаются жертвами естественных либо антропогенных катастроф, люди находятся в унынии. В экие факторы тяжело разыскать слова, ежели скорбь крупна и лишь слезами человек может выразить унынье. В этот фактор должно жителей нашей планеты призывать к изменению их ценностей, их путей, их жизни [10, с. 48]. Итак, можнож сделать заключение, что пути к преодолению экологического кризиса, обозначаемые в Библии, подразумевают:
равновесие отношений Человек — природа, ресурсосберегающую деятельность, с заботой о имеющихся поколениях;
изменение определенных ценностей в согласовании с заповедями Библии, подход к вопросцам экологии и развития с позиций единства политических экономических и соц качеств.
С позиций христианства на рубеже второго и третьего 1000-летий от Рождества Христова население земли вступило в период переломного, пограничного существования. Глобальные темы, экологический кризис прибывают проявлением, подтверждением того, что наступила эра принятия ответственных заключений. Правоверная церковь, осознавая всю ответственность за судьбу мира, глубоко беспокоена экологической неувязкой, порожденной современной цивилизацией.
Христианская антропология утверждает, что мучается не совсем только человек, как дитя природы, да и сама природа тяготится оттого, что человек не занимает в ней подобающего площади. Библейский апостол Павел отмечает, что тварь (творение, сотворенный мир) покорилась суете не добровольно… и с надеждою ждет откровения сынов Божиих… Ибо знает, что вся тварь совокупно стенает и мается доныне (Рим. 8:19-22). Заповедь поста (не вкушай), сообразно представлениям христианства, как разов подсказывала человеку в Эдеме о том, что он не владелец, учила самосознанию и самоограничению. Человек был введен в мир, как в храм. Человек на свету не владелец, а арендатор, юзер. Но случилось по другому. Человек захотел замерзнуть как Бог и сшибить с себя повиновение ему. Православное богословие считает, что ключевой предпосылкой экологических бед приходит грехопадение жителя нашей планеты, отклонение от христианских норм жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадский утверждал, что человек подвергается различным несчастьям в сей скоротечной жизни, в необыкновенности — страстям, скорбям, заболеваниям и погибели затем грехопадения [9, с. 19]. Правоверная церковь предостерегает, что мы быть достойным на кромке пропасти. Без решительных деяний людская цивилизация обречена. По воззрению Церкви, надежда лишь на родные массы, тщетна и безосновательна. Человек не способен сделать своим родным усилием ни безукоризненно иную цивилизацию, ни вполне сам перемениться. Человек погружен в природу, — он отовсюду объят ею, и никогда, пока живем на свету, не сумеет выйти из-под ее воздействия
Природа — творение Божие. А ко цельному, что принадлежит Господу, мы обязаны иметь отношение с глубочайшей осмотрительностью и любовью [2, с. 64]. Природа оказывает глубочайшее действие на душу жителя нашей планеты. Ничего так узко не сближало жителя нашей планеты с природой, как служба на свету. У крестьянина либо садовника безгранично преимущественно любви и осознания природы, чем у городского обитателя, потому что они недалеки к природе, тот или иной для их приходит мамой-кормилицей. Полюбите желая бы цветочки, и вы полюбите всю природу, полюбите все, в чем грызть искра жизни. Иногда какой-или из цветов, за тот или другой вы ухаживали с экий любовью, закончит близкое короткое существование и склонит близкую поблекшую головку, сердечко ваше наполнится тоскою, вы почувствуете, что меж жизнью цветка и вашей жизнью грызть сходство, что и ваша жизнь менее как жизнь однодневного цветка перед личностью вечности [2, с. 69] — молвят священнослужители.
Програмку выхода из экологического кризиса дает Митрополит Сурожский Антоний, указывавший в родных занятиях, что изменение экологического сознания жителей нашей планеты необходимо начать с себя. Ниже нужно организовать общее экологическое движение. Подкрепить и выразить экосознание и деятельность в правах, в законах, в повадках [4, с. 13]. Соглашаясь с позицией церковного иерарха, должно добавить, что положение не поменяется немедленно, но сознание жителей нашей планеты будет изменяться. Христианские теологи подчеркивают глубинную касательство экологического кризиса с деформацией мировидения современного жителя нашей планеты, с нарушением экологии души, добронравного дела к природе и к ближнему. Кризис этот не совсем только и не сколько экологический, главнейшая причина лежит не вовне, а в людском сердечко.
В главную очередь мы переживаем кризис нашего собственного мышления. До того как решать темы экологии, люди обязаны переменить родные взоры на мир, а это значит, в близкую очередь, что необходимо поменять их взор на самих себя, считают иерархи Российской православной церкви. Пока этого не будет изготовлено, все природоохранительные проекты, невзирая на самые фаворитные намерения, не будут предоставлять никакого эффекта: ведь мы будем драться с симптомами, а не с причинами. Российская правоверная церковь считает, что главная неувязка современного экологического кризиса — это не технические просчеты, а следствие, тот или другой повлекло за собой грехопадение.
Заключение может придти не спустя предстоящее улучшение технологии, а лишь спустя покаяние, спустя метанойю — разумея это слово в его буквальном смысле, как изменение мышления (от гр. Metanoia — выработка новейшего взора на мир, на беспристрастное) [10, с. 264]. Три вещи неподражаемо нужны в этом обновляющем изменении мышления. Трезвенность в поступках, внимательность, бодрость духа, внутренняя просветленность. Это значит, что любой из жителей нашей планеты соответствен выучиться различать я хочу от мне необходимо. Лишь спустя самоотрицание, воздержание, готовность пройти минуя желанного и произнести нет, человек может обрести близкое настоящее участок в мире.
Жадность и скупость затемняют мир, обращая все в останки и пепел; щедрость и неименье эгоизма сооружают мир прозрачным, обращая жизнь вещей в таинство. Российская правоверная церковь считает, что в современном сообществе человек тотчас утрачивает понимание жизни как подарка Божия, а время от времени даже самый смысл бытия, тот или другой порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при схожем отношении к жизни теснее не воспринимается как дом, а тем паче как храм, делаясь только средой обитания. Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, потому что не способна оказывать преобразовывающее действие на мир.
У жителя нашей планеты, деятельность тот или другой духовно не нацелена, техно мощность порождает утопические надежды на безмерные потенциала людского ума и на множество прогресса. Полное преодоление экологических заморочек в критериях духовного кризиса немыслимо (это не значит, что Российская правоверная церковь призывает свернуть природоохранительную деятельность). Российская правоверная церковь связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей жителя нашей планеты и природы со рвением сообщества к духовному восстановлению. Антропогенная база экологических заморочек указывает, что люди изменяют мир вокруг нас в согласовании со родным внутренним миром, а потому преображенье природы обязано начинаться с преображения души. Преподобный Максим Исповедник убежден: человек может перевоплотить в рай всю свет лишь тогда, иногда он будет носить рай в для себя самом [5, с. 370]. Его мысль развивает протоирей Александр Ключарь: Для заслуги наилучших земных договоров, человек иногда сознательно рушит и гробит экологию, нанося трудную рану, и даже непоправимую для имеющегося потомства. Кратка и скоротечна наша земная жизнь, сделать верный выбор и успеть суметь приготовиться к встрече с Вечностью и Праведным Судьей — наше право и задачка. Там извинений не будет, потому что на это отпущено пора и право в данной земной жизни.
Ежели человек живет не по принципу потребительскому — дай мне самое наихорошее, то ему не тяжело узреть мудрость Божию в закономерности мирового бытия [7, с. 12]. Почти все экологические декларации отражают принцип управления миром как садом, но этого безукоризненно недостаточно, чтоб выполнить намеченное. Необходимы доп, решительные деяния и их координация со сторонки целых заинтересованных организаций и движений. Иногда все население земли, либо желая бы мы — россияне, увидим самую ключевую и страшную причину в разрушении, а потом и погибели физического мира спустя нарушение природных законов природы и будем противостоять ей, тогда генеральная и главная задачка экологии будет выполнена, потому что скорость разламывающих сил замедлится.
Самая же генеральная разрушительная причина кроется в том, на взор православных богословов, что отчасти нарушена, а большей долею разрушена экология людской души. Цитируя Достоевского можнож произнести: Ежели в душе нет Господа, то экому человеку все возможно. Потому тюрьмы переполнены злоумышленниками, и правонарушенья растут. О этом пророчески пророчествовал замученный в Гулаге доктор и ученый, священник Павел Флоренский: Ежели вы помешаете людям обладать общение с Всевышним в храмах, то характеры человеческие так исказятся и испортятся, что тюрем не хватит, необходимо будет строить новейшие, и правительство закончит быть, как государство [7, с. 18]. Таковым образом, экологический кризис принуждает пересмотреть дела жителя нашей планеты с миром вокруг нас.
Сейчас все плотнее критикуется концепция господства жителя нашей планеты над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Понимание того, что современное сообщество выплачивает за блага цивилизации очень драгоценную стоимость, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Выявляются облики деятельности, наносящие вред естественной среде, разрабатывается порядок ее охраны, пересматриваются способы хозяйствования, предпринимаются пробы творения ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, тот или другой вместе с тем могли бы встроиться в природный естественный круговорот. Лишь делается это еще пока вяло, часто формально, неэффективно. Существенное значение обладает развитие экологической этики. Руководствующееся ею публичное сознание выступает против потребительского стиля жизни, просит повысить порядочную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, дает усилить экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по охране окружающей среды на основе обширного интернационального взаимодействия.
Российская правоверная церковь постоянно придавала принципиальное значение вопросцу отношения жителя нашей планеты и природы, экологическим дилеммам. Глобальная задачка экологии в ее осознании состоит в том, чтоб до этого устремляясь к исканию нескончаемых благ Королевства Небесного, надобно не забывать о земном, в рамках христианства соблюдать порядочные заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь и др., т. е. совершенствоваться в духовно порядочном восстановлении. Святейший Алексий II, Патриарх Столичный и всея Руси, еще в 1974 грам. связывал падение нравственности и кризисное состояние окружающей среды. Экологический кризис, непременно, связан с высоконравственным состоянием сообщества. Недаром глубочайшая тревога благодаря чему предлогу охватила нынче почти всех мыслителей, ученых, публичных и церковных деятелей [8, с. 104]. Один-одинехонек из ключевых принципов позиции Российской православной церкви в вопросцах экологии приходит принцип единства и целостности сотворенного Всевышним мира. Православие не осматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человечий мир обоюдно соединены. С христианской точки зрения природа грызть вместилище ресурсов, предназначенных не для эгоистического и безответственного употребления, но дом, где человек приходит не обладателем, а домоправителем.
Экологические темы носят, по существу, антропологический нрав, имеясь порождены человеком, а не природой. Потому ответы на почти все вопросцы, поставленные кризисом окружающей среды, хранятся в главном, в людской душе, а не в сферах экономики, природных наук, техники. Таковым образом, лаконичный анализ воззрений современной Российской православной церкви в вопросцах экологии указывает, что они в веской мере созвучны современным светским, научным позициям в выводе экологических заморочек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Accelerated Climate Change — Sign of Peril, Test of Faith. Geneva, WCC Programme Unit on Justice, Peace and Creation. 1994., 368 с. Темы экологии души в Библии и российской православной традиции
2. Лебедева Е. А. Отношение христианина к природе // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
3. Марго Кесман. Завет, мольба и справедливость в творении. 5 эссе о Библии // Экотеология: гласа Севера и Юга / под ред. Дэвида Грам. Холмана. Мтр., 1997. 368 с.
4. Митрополит Сурожский Антоний. Христианство и экологический кризис // Экотеология. Гласа Севера и Юга. Мтр., 1997. 368 с.
5. Основания социальной концепции Российской православной церкви // О социальной концепции российского православия. Мтр., 2002.
6. Православие и экология. Столичный Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. Мтр., 1999. 448 с.
7. Протоирей Александр Ключарь. Глобальная задачка экологии в свете Православного учения // Сборник пленарных докладов 8 Интернациональных Рождественских образовательных чтений. Мтр., 2000 2888 с.
8. Святейший Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II. Христианский взор на экологическую делему // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
9. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Беседа о Господе — промыслителе мира // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
10. Философский энциклопедический словарь Мтр., 1999. 576 с.
11. Хосе Пепс Мтр. Кьюненен. Пророк природы и развития // Экотеология: гласа Севера и Юга. Мтр., 1997. 368 с.
Служба представлена кафедрой философии, культурологии и истории Дальневосточного рыбохозяйственного технического института (Дальрыбвтуз). Научный управляющий — доктор философских наук, доктор Е. В. Кулебякин
Создатель: Н. И. Зямалова, ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ДУШИ В БИБЛИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ


Posted in Экология человека by with comments disabled.