Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения

Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения
Отличия в состоянии здоровья жителя нашей планеты, обычно, формируются в детстве и молодости и плотно приходят результатом нездорового стиля жизни. На местности Рф, а необычно Челябинской области, экология, социально-экономические обстоятельства жизни, кормление, развитие здравоохранения на современном шаге не отвечают запросам сообщества. Для сохранения здоровья при указанных беспристрастных факторах, актуальной приходит задачка обучения народонаселенья базам здорового стиля жизни, другими словами формирования точных агрегатов, ориентации и способностей сохранения и укрепления здоровья для каждого жителя нашей планеты.Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения
Отличия в состоянии здоровья жителя нашей планеты, обычно, формируются в детстве и молодости и плотно прибывают результатом нездорового стиля жизни. На местности Рф, а необыкновенно Челябинской области, экология, социально-экономические обстановки жизни, кормленье, развитие здравоохранения на современном шаге не отвечают запросам сообщества. Для сохранения здоровья при указанных беспристрастных факторах, актуальной прибывает задачка обучения жителя основаниям здорового стиля жизни, другими словами формирования точных агрегатов, ориентации и способностей сохранения и укрепления здоровья для каждого жителя нашей планеты. В принесенном случае идет речь о воздействии на субъективные причины, к тот или иной иметь отношение также ватерпас информированности и настоящая практика неизменного самопобуждения к реализации заявок здорового стиля жизни.
Явно, что ориентации на здоровье и здоровый стиль жизни не могут возникать у жителя нашей планеты сами по для себя. Их формирование происходит в итоге воспитания и образования. Оттого водящую роль в этом процессе играют семья, учебное заведение и здравоохранение. Конкретно они, начиная с ранешнего юношества, обязаны прививать человеку способности обслуживания болезней, сохранения здоровья и формирования здорового стиля жизни.
Оттого надо тщательно осмотреть роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании ориентации на ЗОЖ.
Абсолютно понятно, что стиль жизни личности необыкновенно на ранешних шагах ее развития впрямую зависит от той семьи, в тот или другой родился человек. Школа, среднее либо высшее учебное заведение, вносят близкие коррективы в предстоящее развитие стиля жизни личности. Поддержание здоровья жителя нашей планеты, формирование ориентации на здоровый стиль жизни не постоянно зависит от него самого, для этого необходимы обстановки, в тот или другой формируется личность, причины, воздействующие на этот трудный соц процесс. Водящими факторами обязаны выступать университеты семьи, образования и здравоохранения. Все же, удачное формирование здорового стиля жизни личности в идущих в ногу со временем соглашениях вероятно только при их содействии, координации деятельности по целенаправленному формированию здорового стиля жизни личности. Конкретно оттого образование, семья и здравоохранение — главные научные категории, вызывающие анализа.
Социологическое видение семьи, образования и здравоохранения состоит, сначала, в осознании их как соц институтов, включенных в налаженность соц отношений. Настоящий подход дозволяет найти участок каждого из их в сообществе, проанализировать функции, тот или иной исполняет каждый соц институт.
Категория социальный институт дозволяет осматривать семью, образование и здравоохранение как главные социальные университеты сообщества, детерминирующие формирование ориентации жителя на ЗОЖ. Специфичность семьи содержится в том, что она соответственна сформировывать агрегат на ЗОЖ с причины рождения жителя нашей планеты. Образование подобать заниматься сиим на основном степени. Что дотрагивается института здравоохранения, то он обязан не совсем только констатировать наличие заболевания и исполнять исцеление, но основным образом, заниматься профилактикой болезней и формированием здорового стиля жизни.
Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населенияВ Рф 2008 год был объявлен годом семьи. В заключительные два три года правительство и СМИ водили конструктивную пропаганду юный семьи, рождения малышей, а необыкновенно второго малыша в семье обеспечивая определенную поддержку материальными выплатами, предоставлением ипотечных кредитов и пр. Но рождение малыша остается драгоценным проектом необыкновенно для юных семейных пар.
Репродуктивная функция семьи, сплетенная с воспроизводством ее членов и воспроизводством жителя страны прибывает одной из наиглавнейших. Она впрямую связана со здоровьем жителя нашей планеты. Реализация данной функции подразумевает формирование конструкции на деторождение, в свойскую очередь, рождение здорового малыша подразумевает ориентацию имеющихся родителей на здоровый стиль жизни.
Семья исполняет функцию социализации личности, приобщения ее к тому соц опыту, тот или другой выработало население земли, содействует человеку вхождению в сообщество. В ходе процесса социализации человек сформировывает личный стиль жизни. От того, как успешно проходит этот процесс зависит, будет ли стиль жизни здоровым либо нет.
В нынешнее время важно трансформируется культурная функция семьи: функция культурного обоюдного размена. Семья постоянно приходила участком вхождения жителя нашей планеты в культуру, приобщения к ее ценностям и нормам. Для современной семьи типично культурное противоречие меж родителями, живущими давними нормами и ценностями культуры, и детками — приверженцами в итоге новейшего.
Социально-психическая функция семьи, суть тот или другой связана с оказанием обоюдной помощи членов семьи, их чувственной стабилизацией, впрямую связана с поддержанием психологического здоровья жителя нашей планеты.
Главной функцией семьи прибывает хозяйственно-бытовая другими словами ведение общего семейного хозяйства. XXI век значимым образом изменил быт жителя нашей планеты, его стиль жизни. Поменялась и хозяйственно-бытовая функция семьи. Не случаем западные социологи суть данной функции лицезреют в поддержании физического здоровья членов сообщества, и каждого члена семьи. Налаженный быт вызволяет пора для функциональной деятельности личности, в том числе, физической активности1. Это, в свойскую очередь, подсобляет не совсем только сформировывать ориентации на ЗОЖ, да и руководиться ему.
Финансовая функция семьи связана с экономической поддержкой, оказанием экономической подмоги нетрудоспособным и несовершеннолетним членам семьи.
Как отмечает Мтр. С. Мацковский2, в идущих в ногу со временем соглашениях подрастает роль сексапильной функции семьи, связанной с ублажение сексапильных потребностей личности, поддержанием физической и духовной гармонии меж женами. Эта функция только в заключительные 10-15 лет изучается в отечественной социологии. Меж тем, это одна из принципиальных сторонок домашней жизни, тот или другой связана, как с физическим, так и с психологическим состоянием жителя нашей планеты.
Мы затронули генеральные функции семьи как общественного института. При всем этом любая из их вносит свойскую лепту в формирование здорового стиля жизни, поддержание здоровья, как личности, так и разнообразных соц групп в целом. Как лицезреем, все функции семьи в эталоне обязаны содействовать формированию как ориентаций на здоровый стиль жизни, так и самого ЗОЖ.
Осмотрев семью, перейдем к анализу образования как общественного института.
Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населенияТак к примеру, Грам. Е. Зборовский дает последующее определение: образование быть может определено как соц институт, реализующий в процессе взаимодействия соц общностей функции социализации, развития личности и публичных (экономических, политических и других структур3. На наш взор, это определение более много охарактеризовывает образование как соц институт. Тут образование выступает не попросту как связывающий сообщество и личность соц институт. Происхождение хоть какого общественного института соединено с необходимостью ублажения потребностей в той либо другой сфере публичной жизни. Образование не прибывает исключением. Фактически с начала свойского существования в сообществе возникает необходимость в особенных, специфично человечьих формах и методах передачи общественного опыта, так как био программ и устройств для этих целостнее человек не располагал. Образование, этаким образом, делается один-одинехонек из наиглавнейших методов реализации механизма общественного наследования, преемственности, обладающим чисто культурный (человечий, соц) нрав. Ублажение потребности в передаче общественного опыта, социализации в институциональной форме средством образования делается, с одной страны, нормой сообщества, с второй — целью, так как меняющиеся и развивающиеся образовательные потребности вызывают адекватного их ублажения. На наш взор, любой из компонентов института образования оказывает воздействие на формирование как ориентаций на ЗОЖ, так и сам ЗОЖ личности. Это может происходить за счет прямого воздействия — введения особых курсов (валеология, ОБЖ, физкультура и др.) так и за счет косвенного — собственный пример преподавателя, воспитательная служба в учебном заведении и т. д.
Образование — фундаментный монолит культуры не совсем только с точки зрения институциональной, да и личной. Ведь получение образования глодать не что другое, как процесс пробуждения и реализации потребностей в созидании, потреблении и распространении ценностей культуры. Культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры самых разнообразных групп и оболочек жителя.
Названная многофункциональная черта образования как общественного института располагает значение для всех образовательных структур. Их цельных сближает функция формирования личного ядра сообщества.
Черта функций образования дозволяет найти его очень заметное участок и вескую роль, как в публичной жизни, так и в жизнедеятельности личности. Несложно увидеть, что институт образования, обучая, воспитывая, принося познания, обязан сформировывать ориентации на особенный метод жизнедеятельности личности, что соединено с ее здоровьем.
Перейдем к анализу роли института здравоохранения.
В Русском энциклопедическом словаре читаем: Здравоохранение — порядок муниципальных и публичных мероприятий по сохранению здоровья, предостереженью и исцелению заболеваний и продлению жизни человека4. В принесенном определении мы лицезреем системный подход к понятию здравоохранения. Все же в нем остается мрачным вопросец о нраве мероприятий.
Социологический подход к анализу здравоохранения, дозволяет описывать его как главный соц институт сообщества.
Мы полагаем, что здравоохранение-соц институт, в тот или другой исполняется соц взаимодействие меж людьми по предлогу сохранения и поддержания здоровья жителя, детерминированное беспристрастными и субъективными факторами.
Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населенияОдной из основных функций прибывает целебная, что связана с исцелением болезней жителя нашей планеты. Все же еще Ф. Бэкон черкал: (… основная повинность медицины — сохранить здоровье, 2-ая — исцеление болезней5. Оттого главной функцией здравоохранения в идущих в ногу со временем соглашениях выступает са-нологическая функция. Отечественное здравоохранение фактически в протяжении в итоге свойского существования уделяло особенное интерес здоровью больного человека. В идущих в ногу со временем соглашениях резко встает неувязка охраны, улучшения и воспроизводство здоровья здоровых. Конкретно с данной функцией соединено генеральное направление института здравоохранения, тот или другой воплощает в для себя идеи и принципы социальной политики и стратегии охраны здоровья жителя. Реализация данной функции на практике ведет к сокращению смертности и заболеваемости жителя Рф.
Более главной функцией прибывает охранительная: охрана материнства и юношества, что представляет из себя налаженность муниципальных и публичных мероприятий, направленных на охрану здоровья мамы и малыша.
Забота института здравоохранения о здоровье жителя подразумевает и наличие в его арсенале курортно-оздоровительной функции, тот или другой связана с представлением человеку услуг по настоящему проведению свойского отдыха в профилакториях, жилищах отдыха и санаториях.
Социально-профилактическая функция содержит в себе налаженность социально-экономических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и заботу о здоровье жителя. Как отмечает Н.А. Семашко, социально-профилактическая функция связана с разнообразными сферами деятельности жителя нашей планеты, включая деятельность по преображению договоров работы, быта, самого стиля жизни личности, направленную на охрану здоровья жителя, предостереженье обстоятельств и причин риска болезней. Мы лицезреем, что в эком пространном осознании предоставленная функция выходит за границы института здравоохранения. Для ее реализации нужны как обстановки, творимые в институте здравоохранения, так и поддержка страны. Тут возникает противоречие. Как нами теснее отмечалось ранее, невзирая на то, что социально-профилактическая функция соответственна играться водящую роль в рамках института здравоохранения, в идущих в ногу со временем соглашениях, реально, она не функционирует.
Главной функцией института здравоохранения прибывает, диагностическая. Сущность данной функции состоит в том, что ее реализация ориентирована на укрепление здоровья и трудоспособности жителя, на предостереженье происхожденья и распространения болезней и творение более подходящих договоров наружной среды, формированию ориентаций на ЗОЖ. Мы согласны с Ю.П. Лисициным в том, что спустя эту функцию здравоохранение исполняет синтез 2-ух иных функций — социально-профилактической и лечебной6. Это подобать достигаться, во-главных, за счет конструктивного обследования определенных групп жителя и выявления причин риска происхожденья болезни. Их учет исполняться методом проведения диспансерных и разнообразных профилактических осмотров, а также средством выявления нездоровых с наличием разнообразных клинических проявлений заболевания при первичном обращении к доктору. Во-вторых, за счет обеспечения правильного физического развития и сохранения здоровья здоровых, предостережения происхожденья у их болезни методом своевременного и долгого проведения намеченных оздоровительных мероприятий.
Функция социальной, мед экспертизы — одна из принципиальных функций института здравоохранения. Конкретно мед труженики, с одной страны, обязаны сейчас приходить знатоками встречаемых в сообществе административных, муниципальных и т. д. выводов, дотрагивающихся вопросов здоровья жителя нашей планеты, а с второй — знатоками трудоспособности жителя.
Пропагандистско-воспитательная функция содержит в себе информирование жителя, проведение мероприятий по пропаганде здорового стиля жизни, что ведет к формированию ориентаций жителя на ЗОЖ. Это могут водиться мероприятия, проводимые вместе с институтом образования и спорта. Главное участок тут обязаны занимать оздоровительные мероприятия, проводимые при самих мед учреждениях.
Мы согласны с суждением Т. Максимовой о том, что главной функцией прибывает информационная7. Современная ситуация в Рф в целом и в здравоохранении, в частности, вызывает новейшего взора на статистическую, информационную деятельность института здравоохранения. Статистически-информационная деятельность соответственна ориентироваться, в основную очередь, не на оценку ватерпаса заболеваемости, а на развитие занятий здравоохранения и отслеживание шагов этого развития. Реализация данной функции связана и с информационным разменом о применении идущих в ногу со временем средств исцеления, обслуживания и диагностики болезней меж профессионалами — мед тружениками. Информирование органов управления (федерального и аборигенного ватерпасов) в отношении идущих в ногу со временем вопросов здоровья и мед обеспечения жителя прибывает главной элемента функции института здравоохранения.
На наш взор, главной функцией прибывает культурная функция института здравоохранения, сплетенная с формированием определенных норм и ценностей, направленных на развитие у разнообразных соц групп культуры здоровья, а практически ориентаций на здоровый стиль жизни. Реализация данной функции на практике соответственна перевоплотить моду на здоровье в здоровье как главную жизненную ценность и формирования на данной основанию стратегии оздоровительной практики личности.
Мы обозначили только генеральные функции института здравоохранения. Понятно, что они все ориентированы на поддержание и сохранение здоровья жителя нашей планеты, на формирование ориентаций на здоровый стиль жизни.
Этаким образом, все три осмотренных нами соц института призваны сформировывать ориентации на ЗОЖ. От их взаимодействия зависит то, какой стиль жизни будет вести личность. Мы отлично разумеем, что все описанные нами функции охарактеризовывают обязанное, то, что обязаны мастерить семья, образование и здравоохранение в целях формирования ориентаций на ЗОЖ, и стремлении обеспечить ЗОЖ личности.
Какова сейчас настоящая включенность этих институтов в процесс формирования ЗОЖ можнож узнать только с поддержкой эмпирического анализа.
Примечания
1. Сантим.. Haraven, Tamara К. Family Time and industrial time / Tamara K. Haraven. — Cambridge : Cambridge University press, 1982; Giddens Population. Health. Age. Cambridge. 1990 и др.
2. Мацковский, M.C. Социология семьи (вопроса, теории, методологии и методики) / Мтр.С. Мацковский. — Мтр., 1989.
3. Зборовский, Грам.Е. Социология образования / Грам.Е. Зборовский. — 4.1. — Екатеринбург, 1993. — С. 38-39.
4. Русский энциклопедический словарь. — Мтр., 1988, -С. 187.
5. Бэкон, Ф. О добродетели и приумножении наук. Соч. в 2 т. / Ф. Бэкон. — Т. I. — Мтр., 1971. — С. 264.
6. Лисицын, Ю.П. Соц гигиена и организация здравоохранения / Ю.П. Лисицын.-Мтр., 1992. — С. 105.
7. Там же, -С. 145.
Бредихина Наталья Васильевна родилась в грам. Челябинске в 1974 году. В 1997 году закончила исторический факультет Челябинского Муниципального Института. С 1997 года функционирует на кафедре социологии ЮУрГУ. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на объект: Ориентации жителя на здоровый стиль жизни: региональный аспект по квалификации социология культуры, духовной жизни. Кандидат социологических наук. Создатель одной монографии и наиболее 10-ка статей.
Bredihina Nataliya Vasilievna was born in Chelyabinsk in 1974. In 1997 has ended historical faculty of the Chelyabinsk State University. Since 1997 works on chair of sociology ЮУрГУ. In 2006 has defended the dissertation on the theme: Orientations of the population to a healthy way of life: regional aspect on a speciality sociology of culture, a spiritual life. The candidate of sociological sciences. The author of one monography and more than ten articles.
ROLE OF INSTITUTIONS OF FAMILY, EDUCATION AND PUBLIC HEALTH IN FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE OF POPULATION, N.V. Bredikhina
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ СЕМЬИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
С признательностью к творцу: Н.В. Бредихина


Posted in Здоровье и Экология by with comments disabled.