,сойоты,семьи,коров

,сойоты,семьи,коровПланетка делается все наименее разнородной: каждый месяц с мировой карты навсегда пропадает два этноса. Тем изумительней, что в нашей стране возродился этнос, выглядевший утерянным навсегда. Сойоты — один-одинехонек из самых малочисленных народов Рф, исчезнувший с этнографической карты в основной половине ХХ века, настоящее опять ощутили себя самостоятельным племенем.
Находясь на Восточном Саяне, в том участке, где живут сойоты, разумеешь: хребет — как плавильный котел, в тот или другой в протяжении 1000-летий соприкасались и влияли товарищ на товарища разноязычные народы, тотемизм и анимализм уживались с ламаизмом.,сойоты,семьи,коров
Планетка останавливается все наименее различной: каждый месяц с мировой карты навсегда пропадает два этноса. Тем изумительней, что в нашей стране возродился этнос, выглядевший утерянным навсегда. Сойоты — один-одинешенек из самых малочисленных народов Рф, исчезнувший с этнографической карты в главной половине ХХ века, сейчас опять ощутили себя самостоятельным племенем.
Находясь на Восточном Саяне, в том площади, где живут сойоты, разумеешь: хребет — как плавильный котел, в тот или иной в протяжении 1000-летий соприкасались и влияли приятель на товарища разноязычные народы, тотемизм и анимализм уживались с ламаизмом.<!—more—> Обычный хозяйственный уклад тут не игрушка для путешественников, а жизнь вдалеке от цивилизации — не происки судьбы-злодейки. Тем изумительнее, что в этом кипящем котле, несмотря на все слияния и поглощения, продолжает жить умопомрачительный малюсенький люд — сойоты. По предоставленным переписи 2002 года, их водилось итого 2700 человек.
,сойоты,семьи,коровЗавтрак, обед, ужин
Покинули в прошедшее поры, иногда сойоты — полукочевые охотники-оленеводы жили в древесных чумах — урсах, схожих на компенсированные выделанными и продымленными кожами, с источником в центре, жилья северных оленеводов, чукчей либо ненцев. Современным сойотам в краткое летнее период доставляет приют летник — стыдливый древесный домик, вдоль стенок тот или другой протянулись лавки-постели, а в центру комнаты определена железная буржуйка. В осеннюю пору семья ворачивается в зимник. Это новейший тип жилья, тот или другой именуют тут семь на восемь — по длине стенок. В отличие от давнишних сойотских жилищ, его место делится на кухню, спальню, гостиную; в центре быть достойным кирпичная печь, обогревающая все помещения.
Nota Bene
1. Хайнаки — Помесь скотин и яков, неподменные животные в хозяйстве Сойотов
2. Лошадки — главный вид транспорта у Сойотов. До большинства пастбищ можнож добраться только лишь на жеребце
3. Интерьер летников очень аскетичен
4. Овцы доставляют теплую мягенькую шерсть, из тот или иной хозяйки ткут одежду и одеяла
В село 40 из Иркутска ведет единственная дорога, всходящая вдоль реки Иркут, а далее опускающаяся вниз — от священного озера, доставляющего начало Оке, реке с эким родным для среднерусского уха именованием. Наиболее 500 км пути водилось преодолено на старой газели. Последующим с утра, пересев верхотурой на лошадка, я отправился к площади сенокосов по реке 40. Оставив близкие табуны и стада на высокогорных пастбищах под присмотром дам — либо нетрудно предоставив животных самим для себя, семьи спустились вниз на зимники для сенокоса. В этом участке можнож выжить, только лишь водя естественное хозяйство.
Сойоты, перенявшие скотоводство у бурятов, держат лошадок, яков (поместному сарлыков), скотин, чью породу зовут татарской, хайнаков — помесь яков и скотин, овец, пореже — коз. На данной живности и держится все хозяйство, она правит режимом дня, покоряет для себя уклад жизни. С утра и вечерком — дойка, в тот или иной зачисляют роль все члены семьи. Молоко и молочная продукция — база автохтонного рациона. С поддержкою ручных сепараторов зарабатывают сливки, из их — масло, тот или другой для превосходнейшего хранения и заготовок на длинную зиму перетапливается.
,сойоты,семьи,коровСтарики мастерят молочную водку по обычным рецептам, обходясь без магазинов и сохраняя немногочисленную наличность. Скотоводство стало основанием жизни: климат и мир тут настолько грозны, что непереносимо вырастить даже овощные культуры. Картофель, морковь, лук приобретают либо меняют в примыкающей, наиболее равнинной Тунке.
На зимнике косить начинают с ранешнего утра, чуть только лишь основные проблески солнца возникают над горизонтом. В этом году бездушная весна не отдала урожая травок. На вопросец, как собственники будут подкармливать скотину в зимнюю пору, глава семьи пожимает плечами: с прошедшего года глодать маленький запас сена; травка, естественно, древняя, но яки сами будут находить для себя пропитание, основное — поддержать скотин и лошадок.
Сенокос вызывает самое большее сил и тружеников, оттого на немного собравшихся семей забили быка и на пару подготовили позы — пельмени размахом с кулак. Позы обильно запиваются черным чаем на травках с молоком. Полный сил мяса в летнюю пору практически не посещает: нет холодильников. ,сойоты,семьи,коров,сойоты,семьи,коров,сойоты,семьи,коровЛетнее мясо — это солонина, из тот или иной варят бульон с семейней лапшой, и вяленое мясо, а позы — блюдо торжественное.
Ожидаемых длинных посиделок с беседами обо цельным, переходящих в застолье с горячительными напитками и встречей утренней звезды, не вышло: соседи разошлись по близким зимникам. Завтра опять сенокос, необходимо успевать ловить каждый погожий задевай.
С утра завтрак по-сойотски: рукодельный хлеб со сливками и чай с молоком, неоднородный со ржаной пыткой и сахаром. Варенье из ревеня, голубики, смородины либо брусники, произрастающих тут, — нечастое угощение. В один-одинешенек из дней я стал сборщиком ягод и сумел поучаствовать в процессе заготовок. На крутом склоне каменной осыпи поселяются незначительные кусты смородины. Добраться до их, на мой взор, под массу только лишь горным козлам, но у сойотов даже дама на восьмом месяце беременности с легкостью добирается до ягод, что не так обо мне. Сбор был не чрезвычайно обилен, к тому же из набранного бидона смородины хозяйка сварить ничего не успела: детки растащили редкое полный сил лакомство.
Сейчас сойотки рождают по два-три малыша, в отличие от родных матерей, тот или другой считали нормальным тяжбой располагать 5-6 деток. Но касательство поколений выслеживается и на данный момент: детки играют в игрушки, вырезанные некогда из дерева для их родителей.
В этом мире нет чужих, оттого предки могут смирно покинуть на сенокос за немного км, оставив двухлетнего малыша играться около жилья. Иногда предки возвратятся сквозь 5-6 часов, он будет на том же площади — искусан комарами, но по-прошлому весел и смирен. Буддистская стойкость впитывается с молоком мамы, а может, она нетрудно разлита в воздухе.
В том, что в жилье сойотов не достаточно мебели, я вижу воздействие прошедшего, иногда вся обстановка чумов перевозилась и хранилась во вьючных сумах. Неименье вещей можнож разъяснить и умеренным достатком, невыполнимостью привезти на лошадки пианино либо сервант. Обычно, вещи подвешивают на стенки, берегут на полках либо в мешках, в коробках под лавками. Классическую советскую стенку я лицезрел только лишь в один-одинехонек жилье, а вот сундук жены — практически в каждом.
Неперспективная порода
,сойоты,семьи,коров Узнав, что в горах глодать люди, восстанавливающие обычное для сойотов оленеводство, я перебрался сквозь горный перевал и оказался в гостях у семьи Шараевых.
Автохтонная карагайская порода северных оленей имелась истреблена практически полста лет назад по выводу правительства Бурятской АССР как нерентабельная. Желая для сойотов олень постоянно был в основную очередь транспортным средством, дозволявшим осваивать взрослые промысловые угодья, и только лишь позже источником пищи и одежды. Истребив оленей, власть убила оленеводство особенного разновидности — вьючно-верхового, прибывавшего рудиментарным остатком древнего метода хозяйствования народонаселения Саяно-Алтайского региона. В девяностые на южноамериканские средства водилось куплено незначительное стадо в Тофларии.
Тофларийские олени побывали в различных руках, и в конце концов охотхозяйство передало их семье Шараевых. Задачка чрезвычайно примитивна: возродить утраченные традиции и прирастить поголовье. Глава семьи, Юрий Шараев, ездил перенимать опыт в соседнюю Тыву, но тяжба не следует. На данный момент в стаде около 40 оленей,
Досье Discovery
Кабарга — самый малюсенький олень на местности Рф. Обитает в Восточной Сибири, на Сахалине, а также на Корейском полуострове, в Восточной монголии, маньчжурии и Восточных гималаях. Занесен в международную Красноватую книжку. Возвышение взрослого самца в холке — 70-80 сантим., вес менее 18 кг. Характерная черта самцов — два длинноватых клыка в верхней челюсти, у самок клыки отсутствуют. Самцы обладают брюшную железу размахом с куриное яичко, вырабатывающую мускус, либо кабарожью струю. Железа взрослого самца может хранить до 50 грам мускуса.
и новейших не прибавляется: олени плотно хворают, а в зимнюю пору их задирают волки. Юрий с его супругой оказались настоящими энтузиастами оленеводства: теснее год как охотхозяйство не выплачивает им зарплату, так что все заботы и трудности встали их собственным тяжбой, а цельной выгоды — младше литра молока, правда, чрезвычайно жирного, от оленихи, да изредка — мясо забитого больного и слабенького оленя.
Охотничьи трофеи тоже доставляют немножко еды. Охотятся ради мяса на изюбря, но быстрее на данный момент это дань традиции, стилю жизни. А как пушнина? Соболь, белка, тот или другой выплачивали ясак, изменялись с иркутянами и тункинцами на пытку, ткани, орудия работы и оружие Шкурку белки охотхозяйство зачисляет за 80 рублей. Ее надобно отследить, добыть, добраться сдать — это вправду произведение и период, — ответил Юрий, — еще выгоднее сдать кабарожью струю по 300 рублей за гр. А рыболовство и ранее водилось редким явлением, на данный момент хариуса глодаем, только лишь иногда он следует на нерест в августе.
Переезжая от один-одинешенек летника к второму, плотно можнож узреть ленточки, повязанные на деревьях. Дерево этакое величается мургэл: оно рассчитывается вместилищем специализированной множества, влияющей на жизнь жителя нашей планеты. Каждый, проходя мимо экого участка, соответствен что-нибудь бросить, побрызгать крону молоком либо водкой, а отправляющийся в далекий путь — повесить на ветку ленточку, зурмаданан, как правило белоснежного либо красноватого цвета. Чтоб не огорчать загадочною массу, я оставил дереву единственное, что водилось с собой,- сигареты. Автохтонные знают: все, что окружает жителя нашей планеты, обладает собственного владельца, у животных глодать душа, и все это взаимосвязано меж собой, конкретно оттого не сохранять мусор, не кидать окурки в костер, не сливать в реку помои — верховодила жизни сойота. Почтенье к окружающему миру держится не на штрафах, а на глубочайшей вере в то, что все вокруг живет в гармонии и находится в тесноватой связи.
Смотря на Саяны — таковой Тибет в миниатюре, — отгораживавшие в прошедшем равнину Оки от натиска недоброжелательных племен, а в истинном спасающие от промышленного освоения, я вспоминал картины Рериха: те же цветовые переходы, то же празднество вечности и бешеной красы. Я разумел, отчего у сойотов религиозные представления, суеверия и запреты соединены с культом гор.
Самой почитаемой горой-покровительницей у сойотов приходит Ринчинлхумбэ, находящаяся в Монголии около озера Хубсугул вблизи с русской границей. На ее склонах проводятся ритуалы поклонения духам гор, во период тот или иной на огне сжигают веточки можжевельника и белоснежную молочную пищу.
Не запамятывают сойоты и веру дальних предков.,сойоты,семьи,коров Те, кто поветше, знают самое большее старых ритуалов. Так, дедушка Самаев, патриарх семьи, лет семидесяти, почитаем за умение верно гадать на бараньей лопатке. Шаманские практики умиротворенно сосуществуют с дацаном в селе 40, тот или другой опять раскрыл близкие двери там же, где и 100 годов назад. Кто-то прогуливается за правдой либо выздоровлением к бараньей лопатке, кто-то — к ламе за наставлениями либо тибетскими рецептами, кто-то — к поселковому медику.
Люд-феникс
Как сумел возродиться сойотский этнос? Может быть, это воздействие самого участка, тот или другой и сейчас воспринимается бурятами равнинных площадей как некоторая дальная, неясная, окруженная сокровенной мир, населенная особенным, во многом непонятным народом. ,сойоты,семьи,коров
Неважно какая поездка в этот кромка представляется чем-то дивным, заслуживающим глубочайшего почтения. Это долгое странствие в неведомые страны, желая от столицы республики Улан-Удэ до Орлика, центрального поселка Окинского аймака (участка), итого около 700 км.
А может, причина — различия на степени эмоций, испытываемых бурятами к окинцам. С одной сторонки — свободный нападение пренебрежительности как к людям, владеющим ясно выраженными психическими и поведенческими чертами, а с второй — почтенье к народу, живущему в грозных естественных договорах, и подсознательное преклонение, основанное на недостижимости и непостижимости этого закраины, где объединяются Небо и Мир.
,сойоты,семьи,коровМожет, это воздействие генетической памяти. Оказалось, что она наиболее развита у дам: доктор Лариса Павлинская разговаривает, что подавляющее число, около 80%, заявлений о смене национальности с бурятской на сойотскую нацарапано конкретно дамами. Немаловажную роль, достоверно, в этом сыграла конструктивная жизненная позиция дам, их роль в аборигенном социуме: в семьях, где мужья, не обладая в ближайших предках сойотов, на вопросец о причине конфигурации национальности постоянно отвечали: Вся семья — сойоты, отчего я один-одинешенек бурятом останусь?)
Ключевое значение, пожалуй, сыграл инстинкт самосохранения этноса в ситуации угрозы полного поражения: в 1987 году близкую принадлежность к сойотам верно понимали только лишь 30 человек — представители 3-х поколений одной семьи.
Может быть, едва лишь одна из этих обстоятельств либо они все в различной ступени воздействовали на то, что в XXI веке мы опять можем познакомиться с сойотами. Принципиально, что глодать малюсенький люд, осознающий себя хорошим от соседей, устремляющийся сохранить эту самобытность. И кто знает, быть может, у сойтов покажется не только лишь собственный государственный ансамбль Сосэргэнэ, да и энтузиасты, тот или другой возродят нынче мертвый сойотский язык. А личика сойотов вправду выделяются от бурятских


Posted in Экология человека by with comments disabled.