Современный социум: искушение гедонизмом

Современный социум: искушение гедонизмом
Христианские эталоны и ценности, приходящие глубинными основаниями современной западной цивилизации и частично в ней воплощенные, настоящее утрачивают близкое былое значение: разрыв меж ими и эмпирической сущьностью наращивается. Сохраняя в сторонке предпосылки этих трудных действий, обратим заинтересованность на то, какие эталоны и ценности утверждаются взамен уходящих. Ареал христианских ценностей начинают замещать ценности другого ранга и порядка — гедонистические.Современный социум: искушение гедонизмом
Христианские эталоны и ценности, прибывающие глубинными основаниями современной западной цивилизации и частично в ней воплощенные, настоящее утрачивают близкое былое значение: разрыв меж ими и эмпирической сущьностью наращивается. Сохраняя в сторонке предпосылки этих трудных действий, обратим заинтересованность на то, какие эталоны и ценности утверждаются взамен уходящих. Ареал христианских ценностей начинают замещать ценности другого ранга и порядка — гедонистические.
Глядело бы, гедонизм — отжившая доктрина, со цельной очевидностью показавшая близкую бедность, и настоящее речь может идти едва лишь о том, что Р. Барт нарекал отрыжками гедонизма. В реальности же гедонистический принцип наслаждения, арестованный в качестве жизненной стратегии, оказался обширно нужным и в оставившем XX в., и в наступившем XXI.
Современная культурная ситуация маркирована эким феноменом, как гипергедония — патологически завышенное рвение жителя нашей планеты к удовольствиям,
удовольствиям, весельям, что доставляет настоящую опасность духовному миру жителя нашей планеты. Можнож без преувеличения утверждать, что в нашем мире понятие гедонизм стало иметь отношение к кодовым.
Современный социум: искушение гедонизмомВопрос утверждения гедонистических эталонов приковывает к для себя заинтересованность виднейших мозгов современности. Так, английский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистских и эгоистических настроений приходит знаковым для нашего медли [1; 127]. Один-одинешенек из главных южноамериканских идеологов П.Дж. Бьюкенен, провозгласивший идею смерти евро-атлантического общества (Погибель Запада), посреди обстоятельств демографического кризиса, коллапса института семьи и брака особо выделяет гедонистическую мораль. Следование императиву живи себе и наслаждайся жизнью, рвение к наибольшему уюту, ценность карьеры в вред семье, освобождение дамы (разумеемое конструктивными феминистками как отказ от традиционной роли супруги, мамы и хозяйки жилья), эгоизм и культ удовольствий — все это приводит к разрушению семьи и брака. Главные плоды гедонизма теснее кажутся ядовитыми.
Какая масса, — задается Бьюкенен вопросцем, — может противостоять песне сирен гедонистской культуры, песне настолько соблазнительной и призывной,
песне, тот или другой повторяют чуть ли не многие, кто обращается к молодежи, — Голливуд, MTV, мыльные оперы, передачи, глянцевые журнальчики, по- MTV, мыльные оперы, передачи, глянцевые журнальчики, по- , мыльные оперы, передачи, глянцевые журнальчики, модная музыка, дамские романы и остальные бестселлеры?) [2; 75]. Этот вопросец остается без ответа. Неуправляемая мoдель эгoистического гедoнизма в случае масштабнoгo распространения может привести к разрушению социальной налаженности. П. Дж. Бьюкенен не колеблется, что сообщества, творимые с целью обеспечения родным членам максимума наслаждения, свободы и счастья, в то же пора готовят сиим людям похороны.
Иной представитель южноамериканской политической элиты, З. Бжезинский, также обязан признать, что творение в США сообщества употребления в заключительнее десятилетие привело к нарастающему гедонизму. Ситуация во многом подсказывает эпохи заката Римской империи, крах тот или другой был вызван, по сужденью Бжезинского, 3-мя главными причинами: политическим разделом, культурным гедонизмом и денежной инфляцией [3; 23]. Так, США, странам Западной Европы, считает Бжезинский, тяжело совладать с культурными последствиями тупого общественного гедонизма и резким падением в сообществе центральной роли религиозных ценностей. Состояние западной культуры достаточно проницательно характеризуется южноамериканским политологом как сочетание эскапистского гедонизма с духовной малосодержательностью [3; 30].
Современный социум: искушение гедонизмомД. Белл, наикрупнейший соц мыслитель, подчеркивал, что центральное участок в современной западной культуре занимает гедонизм. По его сужденью,
конкретно в 1960-е гг., в противовес пуританству, оформилась современная гедонистская мораль. Все же сдвиг в налаженности ценностей западного сообщества наметился еще ранее, в 1920-е гг., иной раз в итоге массового производства и роста употребления стала преобразовываться жизнь среднего класса: аскетические побуждения начинают уступать участок расточительным импульсам. В контексте постмодернистской культуры объект гедонизма, наслаждения
и соблазна останавливается в особенности актуальной. Постмодернистское сообщество избрало родным императивом удовольствие, а близкой стратегией — соблазн. Мысль
жизни не по духу, а по телу, присущая современной западной цивилизации, водилась метко выражена французским философом Ж. Бодрийяром: Сейчас не разговаривают теснее: У тебя глодать душа, ее надлежит спасти, но:
У тебя глодать пол, ты обязан разыскать ему не плохое применение,
У тебя глодать бессознательное, необходимо, чтоб оно заговорило,
У тебя глодать тело, им идет наслаждаться,
У тебя глодать либидо, необходимо его потратить и т.д. [4; 84].
Накатившая мутная волна гедонизма накрыла современную культуру, изменила ее вид. По сужденью французского философа Ж. Липовецки, изменившийся образ жизни изменил тип культуры, за тот или иной последовали коренные конфигурации в сообществе, его характерах, в современном человеке, живущем в эру массового употребления; появился абсолютно новейший метод социализации и индивидуализации, началась новенькая фаза в истории западного индивидуализма. Результатом этих смен стало возникновение новейшего разновидности жителя нашей планеты с завышенным заинтересованностью к себе и близкому телу, беспокоящегося о своем благоденствии, тот или другой Липовецки называет нарциссом. На замену дисциплинарной социализации следует гедонистическая персонализация, сплетенная с раскрепощением личности, нейтрализацией общественного места и оживлением сферы личной жизни [5; 25].
В современном гедонистическом сообществе происходит процесс деформации личности, обусловленный сужением горизонта ее бытия, разрушением ценностной вертикали, господством внешнего человека над внутренним. И жизнь жителя нашей планеты, и сам человек в эком мире овнешневляются, утрачивая существенность, глубину, внутреннее содержание; неминуемым следствием гедонизма приходит духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к совместному благу, озабоченность только лишь близкими личными интересами.
Гедонистические устремления жителя нашей планеты оборачиваются опустошенностью и смысловой выхолощенностью: плененный хищными вещами и соблазнами, он расходует близкие массы и энергию на поиск новейших, еще не испытанных удовольствий. Жизнь не по духу, а по телу — следствие нарушения соответствующей иерархии антропологических ипостасей. Утилитарные и гедонистические ценности цивилизованного мира, — отмечает Б.Н. Тарасов, — создают экую огранку людской души, при тот или другой незначительно атрофируется ее высшая половина, а воля приковывается к низшим этажам существования [6; 250].
Невостребованность метафизических глубин, разрушение сакральных баз бытия водят к угасанию духа, к атрофии созидательных возможностей. Нигилизм по отношению к высшим ценностям и эгоистическое своеволие связаны с неминуемой вседозволенностью. Гипертрофия гедонистического начала, соответствующая для современной цивилизации, видоизменяет саму природу жителя нашей планеты: происходит упрощение людского сознания, обеднение его ценностно-смысловой сферы, редуцируется духовное измерение людского существования.
Современный социум: искушение гедонизмомВ культуре воздействие гедонизма воздействует, сначала, в понижении ватерпаса духовных ценностей, в адаптации творений искусства к ожиданию и спросу потребителей, в агрегату на развлекательность. Сильная промышленность удовольствий и веселий, сделанная в современном сообществе, — типичный индикатор репутации гедонистических ценностей. Культ гедонизма и чувственных удовольствий — соответствующая черта современной массовой культуры. Усиление упора на развлекательность и наслаждение в массмедиа проявляется в эком парадоксе, как инфотеймент. В режиме гедонистической нацеленности функционирует реклама, занимающая настоящее участок идеологической индокринации. Современные средства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм стал водящей ценностной ориентацией молодежи.
Гедонизм эволюционирует, порождая новейшие формы. Так, французский писатель Фредерик Бегбедер, создатель романа Романтичный эгоист, нарекает искренний им вид гедонизма апокалипсическим гедонизмом. Романтичный эгоист, гедонист разумеет жизнь как долгий уик-энд с бокалами бурбон-колы и убежден, что никто не располагает права помешать ему приобрести наслаждение (словить кайф) даже на фоне глобальных катаклизмов, включая 11 сентября. Апокалипсический гедонизм — вот правильное состояние духа на нынешний на днях. Разов уж мы убеждены, что небо обязательно упадет нам на башку, нужно немедля начать жить на всю катушку, это самая здоровая реакция Опосля 11 сентября мы ничего не обязаны откладывать на завтра, так как непонятно, состоится ли оно [7; 67]. Бегбедер дает оттянуться напоследок, ведь третья глобальная война — мощнейший афродизиак.
Горячий и простой гедонизм с его философией carpe diem, с его лозунгами наслаждаться без стеснений, все и сию же минуту, отступает в прошедшее; но заместо безудержного гедонизма возникает гедонизм оптимальный, гигиенический, просвещенный. Развиваются технологии с целью приведения жителя нашей планеты в соответствующую форму, внедряются милующая медицина, диетические режимы, средства для релаксации, возникает уйма всяких снадобий по уходу за собой. Эпоха гедонизма длится.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бауман З. Индивидуализированное сообщество. Мтр.: Логос, 2005. 390 с.
2. Бьюкенен П. Дж. Погибель Запада. Мтр.: АСТ; СПб: Terra Fantastica, 2004. 444 с.
3. Бжезинский З. Большая шахматная дощечка. Мтр.: Международные дела, 1998.
256 с.
4. Бодрийяр Ж. Соблазн. Мтр.: Ad Marginem, 2000. 318 с.
5. Липовецки Ж. Эпоха бессодержательности. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир
Даль, 2001. 336.
6. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская
мысль и современное сознание). Мтр.: Academia, 1999. 288 с.
7. Бегбедер Ф. Романтичный эгоист // Иностранная литература. 2006. 2.
С. 3-112.
Создатель: Галина Васильевна Патракова — управляющий филиала Тюменского муниципального института в грам. Сургут
Этот e-mail адресок защищен от мусор-роботов, для его просмотра у Вас обязан быть включен Javascript


Posted in Экология человека by with comments disabled.