Биоэтические проблемы в контексте Живой этики Н.К. Рериха

Биоэтические проблемы в контексте Живой этики Н.К. РерихаБеря во внимание круг охватываемых тем и динамику развития биоэтического познания, теснее настоящее мы можем отметить, что она претендует на статус глобальной этики. Но для нашей страны это направление исследований прибывает новеньким и недостаточно разработанным в теоретико-методологическом плане. В данной отношения определенный энтузиазм доставляют работы нашего соотечественника Н.К. Рериха, связанные с его учением о Живой Этике, либо Агни Йоге.Биоэтические проблемы в контексте Живой этики Н.К. РерихаБеря во внимание круг охватываемых тем и динамику развития биоэтического познания, теснее настоящее мы можем отметить, что она претендует на статус глобальной этики. Но для нашей страны это направление исследований прибывает новеньким и недостаточно разработанным в теоретико-методологическом плане. В данной взаимоотношения определенный энтузиазм препровождают произведения нашего соотечественника Н.К. Рериха, связанные с его учением о Живой Этике, либо Агни Йоге. Идеи и идеи Рериха также содействуют осмыслению происхождения биоэтики как культурно-исторического парадокса.
Н.К. Рерих поймал и искрометно выразил глубинно назревшую, но еще нехорошо чувствуемую тенденцию смены парадигм, железно диктуемую корпоративной трагической экологической ситуацией. Само собой разумеется, никто нынче не отрицает значения этих тем. Но подавляющее большая часть лицезреет в их задачи экологии природы. Рерих же в начале XX века увидел наиболее основательный степень эко-задачи — делему конфигурации природы, жителя нашей планеты и населения земли в целом и необычно — ученых, творческих личностей, ответственных за судьбы мира, судьбы жизни на Миру.
Агни Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения людской природы. Она не попросту провозглашает необходимость улучшения собственного нрава и души, да и досконально указывает, как достичь желанного совершенства, что необходимо сделать, чтоб и показной, и внутренний мир имелись преображены. Так как предлагаемые способы совершенствования не попросту нацелены на жизнь, да и жизненны, и действенны по свойской сущности, Учение под заглавием Живая Этика противоборствует бессчетным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же пора Учение носит заглавие огненной йоги, тот или иной ориентирована на просыпание в человеке сокрытой энергии организма и психики, а также на употребление творческих сил сознания и сердца. Приходя изначальной и небывало узкой, психологическая энергия располагает необыкновенное значение для целых внешностей деятельности жителя нашей планеты и поэтому быть может сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря воздействию данной множества этическое начало из области благих пожеланий перебегает в сферу деяний.
К наиглавнейшей стране Учения нужно отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, тот или иной оно придает человечьим попыткам сделаться превосходнее и безукоризненнее. Эволюция жителя нашей планеты, с точки зрения Агни Йоги, — это, сначала, космическая эволюция, предполагающая расширение личного сознания до безграничных масштабов, установление отношений с тончайшими пространственными энергиями, полупрямыми и мудрыми созданиями вселенной, что по возможности, в свойскую очередь, едва с помощью многообразной внутренней службы по одухотворению космоса.
Живая Этика прибывает также натурфилософским учением, озадаченным неувязкой возрождения гармоничных отношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса передвигающейся материи, а как живая субстанция, пронизанная и управляемая мудрым и одухотворяющим началом — Мамой Мира, творительницей проявленных форм.
Философия Живой Этики как порядок показалась в XX веке и быть может осмыслена и оценена едва в неразрывной взаимоотношения с его культурно-историческим фоном. Создатель новейшего учения Н.К. Рерих внес свойскую лепту в формирование новейшего планетарного мышления и новейшего сознания современного населения земли. Рерих обширнее, чем современная наука, трактовал экие основательные понятия, как материя, дух, энергия, и разглядывал Мироздание как потрясающую и безграничную порядок одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и жителя нашей планеты. Живая Этика держит информацию о содействии этих структур и воздействии такового взаимодействия на Космическую эволюцию.
Конкретно закономерностям Космической эволюции, в тот или другой смыкались все линии людского существования, и посвящена Живая Этика. Идеи Живой Этики не приходят отвлеченными и абстрактными. Сложившись в естественном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошедшего и реального населения земли, объединив в для себя мысль Востока и Запада, они обладают громадный энергетический заряд действенности, устремляя население земли к имеющемуся, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению.
Живая Этика осматривает хоть какое земное явление с точки зрения взаимодействия Духа и Материи и энергетики этого взаимодействия. Экий методологический подход приносит вероятность выявить настоящий смысл явления и определить его причинные взаимоотношения [1]. Нарушение равновесия меж Культурой и Цивилизацией, Духом и Материей людского бытия привело к острому кризису человеческое общество XX века. Материя, по линии обстоятельств, заняла главенствующее положение, выразив себя в техногенной, бездуховной цивилизации, применяющей массивные технические средства без разницы от каких-или добронравных установлений. В учении Живой Этики поставлена вопрос Культуры как средства спасения Планетки от будущих гибельных катаклизмов.
Создатель учения внушительно показывает, что деятельность населения земли завела его в тупик, чреватый гибельными энергетическими взрывами. Выход из него видится в сближении Духа и Материи людского бытия, в одухотворении данной материи и в следующем синтезе [2]. Один-одинешенек из основополагающих постулатов новейшего мышления и его мировоззрения прибывает мысль о том, что исторический процесс грызть природное, космическое явление, причина тот или иной во многом не зависит от деятельности самого жителя нашей планеты. Но совместно с тем энергетика этого процесса предоставляет людскому обществу пользоваться данной вероятностью. Грамотное употребление их на благо населения земли зависит от тех познаний, тот или иной держатся в пространстве новейшего Космического мышления, и, сначала, по суждению творца, в Живой Этике.
Саморазрушение рода людского при разрушении им природы так явно в наши дни, что густо будто исторически предопределенным, фатальным. Но Рерих не зачислял данной фатальности. Не неосновательной мечтой — настоящей перспективой видится ему перевоплощение планетки в сад имеющегося: если высадка каждого дерева заключает в для себя мысль о имеющемся, то мысль о оживлении целых пространств грызть истиннее устремление к ясному имеющемуся. Познание, оживление, процветание — постоянно будут неотложным заданием человечества (Сад будущего, 1935 год) [3].
Все следует к тому, что свершится возвращение образумившегося блудного отпрыска — населения земли — к отчему жилища, к первоистокам природы. Провидцы, пророки воскрешения естественного естества в человеке, экие, как Вернадский, Швейцер, Пришвин, Рерих станут будущим поколениям куда наиболее недалекими, понятными, однозвучными, чем родным современникам и даже нам, отдаленным от их полувековым временным местом и теснее осмотрительно вводящим в научный обиход понятия: экология культуры, ноосфера, Живая Этика, биоэтика.
И очередной непременный спутник будет сопровождать наше возвращение к естеству: новейшее познание, восходящее к высочайшим абстракциям и высочайшим технологиям, все поближе будет соприкасаться и объединяться с живым познанием — многолетним народным опытом. Рационализм, главенствующий в науке, по последней мере, заключительные три столетия, традиционно иметь отношение к этому опыту с сомнением, а то и с пренебрежением [4].
В равнении под одно, в стандартизации мозгов и душ, нарастающей в XX веке от десятилетия к десятилетию и принявшей особо небезопасные масштабы опосля большой информационной революции, полноценных фурроров кибернетики и электроники — во цельным этом теснее на заре открытий, преобразивших к нашим дням особа планетарной цивилизации, предчувствовал Рерих большую опасность для духовности населения земли. Опасность эта таится в союзе невежества и новейших достижений науки. Экий альянс может совершить хоть какое насилие над естеством жизни. При этом еще наиболее губительное, чем можнож ждать от самой тоталитарной, самой тиранической власти: Это чудовище гнездится в наиболее бессчетных ущельях, ежели предполагается. Самая страшная безжалостность, как страшная форма невежества, живет не в каких-то судах либо около тронов и кафедр, нет, она притаилась в источниках домашней и публичной жизни [5].
Сейчас легкомысленное, близорукое приведение в деянье сильных сил и энергий в масштабах целой Мира и околоземного космоса может губительно сказаться на доле планетарной жизни. И ежели для жителей нашей планеты во все века принципиально имелось обдумывать и оберегать близкое духовное родство с окрестной средой, то нынче с неменьшей остротой обозначилась его духовная касательство с природой, простирающейся за околицей планетки, связь людского духа с космическими явлениями. Население земли подобать и дерзать и преуспевать, но предпосылки и следствия, как-то всего (Каменный дождь) [6].
Не попросту скопление сведений, но расширение миросозерцания и устремление к наивысшему ведет жителей нашей планеты из пучины быта. Все это — и высочайшее, и безбрежное, и неисчислимое — удержит население земли от постыдных отрицаний и приведет к высочайшему творению благоволения (Свет опознанный, 1935 год) [7].
Биоэтические проблемы в контексте Живой этики Н.К. РерихаПорядочно-психические свойства жителя нашей планеты рассматриваются в Учении Рериха как разновидности энергий многообразной тонкости и свойства. Этические принципы Агни Йоги, вытекающие из ее онтологии, пронизывают все сферы Бытия. Ключевой постулат большинства этических налаженности мира — не мастери иным того, что не жаждешь, чтоб вторые сооружали тебе — обхватывает в Учении не только лишь область поступков, да и распространяется на мышление. Повторен и научно обусловлен старый завет Зороастра: Благая мысль, добросердечное слово, добросердечное дело. Считая идеи первопричиной поступков, Учение показывает на недопустимость разрыва меж идеею и деянием, показным и внутренним. Осматривая ноосферу как всеобщее богатство жителей нашей планеты, оно, в согласовании с базами восточной эзотерики, утверждает ответственность жителя нашей планеты за мышление как верховный добронравный закон [8].
Этическая философия Учения сцементирована крепкой верой в окончательную победу блага над злобном. Сходственная мысль просит расшифровки. Разумея злобно как отражение несовершества самого жителя нашей планеты и видя невозможность его искоренения в процесс долгого поры, Агни Йога призывает жителей нашей планеты, исповедующих эталоны блага, к единственно правильному отношению к его диалектической противоположности: принимать злобно как нужный трамплин на эволюционном пути восхождения к свету.
На должно эволюционных ступенях злобно как масса, противоположная добру, утратит нрав сознательного противоборства и станет инерцией, противодействием материи. На новейший высококачественный степень перейдет и добросердечно, став творческим светом, тот или другой, будто солнце, равно освещает для целых — наиболее произведенных и наименее произведенных. Схожее отношение и познание эволюционно-этических законов, сообразно Рериху, подсобляет человеку обрести терпимость по отношению ко цельным людям, в чьем внутреннем мире злобно переплетено с добросердечном. Оттого высшим мерилом, тот или иной сумело бы найти границы меж добросердечном и злобном в каждом определенном случае, прибывает не какой-или абстрактный принцип либо формула блага, а человеческое сердечко (при его открытости либо пробужденности). Улучшение блага соединено с раскрытием потенциала сердца, тот или иной, храня субъективную окраску блага, побуждения, оценки либо деяния, развивает в человеке способность к беспристрастному качеству блага либо справедливости [9].
Сначала, должно проговориться, что под сердечком в Агни Йоге понимается не столько физический орган, сколько чувственно-духовный центр, средоточие внутренней жизни жителя нашей планеты. Экое почтительное отношение Учения к сердечку опирается на могучее силовое поле традиции. И христианство, и буддизм, и индуизм, и суфизм с различных сторонок и по-различному озаряли наиглавнейшую роль сердца в духовной жизни жителя нашей планеты. Поистине неисчислимо численность упоминаний о сердечко и обращений к нему в литературе. Буддизм сказал о сердечко как о воротах освобождения от деяния колеса сансары, а индуизм лицезрел в сердечко орган священной любви. Но Агни Йога не попросту продолжает заключенное в религиях прошедшего восприятие сердца как девственно чувственного органа, но выдвигает на основной план его новое значение: ведь почти все обстановки жизни на планетке по сопоставлению с порой ранешнего буддизма либо ранешнего христианства важно поменялись.
Сердечко квитается тут центром добронравных переживаний, одаряющим жителя нашей планеты или чувством внутренней чистоты и безупречности, или заполняющим угрызениями совести. Экий подход к срединному чувственно-духовному центру появился в Агни Йоге не на порожнем площади, а опирается на богатейшие духовные традиции многообразных религий и учений Востока и Запада. В индийской традиции — это бхакти-йога, почитание Кришны, вишнуизм, в Китае — это даосский культ сердца, на Ближнем Востоке — это суфийский кодекс сердца как средоточия бытия. Но главный традицией, на тот или другой в свойском отношении к сердечку опиралась Живая Этика, водилась раннехристианская святоотечественная духовная традиция. Синтезируя восточные и западные подходы к сердечку, создатель Учения направлял особенное заинтересованность на неразрывность сознания и сердца, что обладало особенное значение в наш век, иной раз под воздействием 2-ух причин цивилизации — завышенного рационализма и завышенного невротизма — сознание и сердечко разошлись приятель от товарища чрезвычайно далековато. Сердечный центр в Учении уподобляется крыльям либо воздушному шару на родных тончайших, схожих беглому газу, эманациях уносящих дух в горящие сферы Пламенного Мира — правильной духовной отчизны жителя нашей планеты [10].
Сообразно учению Рериха, в процессе эволюции жизни на нашей планетке увеличивается роль психологических энергий, овладение тот или иной приведет к высоконравственному преображенью природы [11].
Принципиальная новизна подхода Живой Этики, по сопоставлению с учениями прошедшего, состоит в выдвижении на основной план принципа ответственности жителя нашей планеты не только лишь за деяния, да и за собственные идеи.
Психологическая энергия квитается в Учении наихорошим эволюционным достижением жителя нашей планеты, располагающим большущее значение для его имеющегося. Будущее планетки не может состояться без овладения большинством жителей нашей планеты базами психологической энергии. Сообразно Рериху, схожее овладение располагает значение не только лишь для личного роста отдельных жителей нашей планеты, да и для судеб целой земной цивилизации в целом.
Вот таковыми лицезрел отношения жителя нашей планеты и природы Н.К. Рерих. Он сказал не попросту о познании мира с подмогою моделей, формул, законов. Его дума о духовном освоении и преображении и Космоса, и Мира, и самого Жителя нашей планеты.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Рерих Н.К. Живая этика. — Мтр.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. — С. 9.
2. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. — Мтр.: Межд. Центр Рерихов: Компания Би-сан-Оазис, 1994. — С. 50.
3. Рерих Н.К. Человек и природа. — Мтр.: Межд. Центр Рерихов: Компания Бисан-Оазис, 1994. — С. 67.
4. Там же. — С. 7.
5. Там же. — С. 23.
6. Там же. — С. 92.
7. Рерих Н.К. Пути благословения.- Мтр.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 104.
8. Там же.- С. 427.
9. Рерих Н.К. Живая этика. — Мтр.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. — С. 102.
10. Рерих Н.К. Человек и природа. — Мтр.: Межд. Центр Рерихов: Компания Бисан-Оазис, 1994. — С. 77.
11. Рерих Н.К. Держава Света. — Нью-Йорк, 1931. — С. 43.
С признательностью к творцу: И.Х. Мальбахова


Posted in Экология человека by with comments disabled.