Дарвиновскому музею сто лет

Дарвиновскому музею  100 лет

Дарвиновскому музею  сто лет
Комплекс корпусов Муниципального
Дарвиновского музея. Фото с веб-сайта
www.museum.ru

Дарвиновский музей, столетие тот или другой отмечается в эти
дни, занимает абсолютно особенное площадь посреди целых музеев. Его
коллекции вначале формировались как собрание экспонатов,
иллюстрирующих в итоге едва одну научную теорию  правда,
этакую, тот или другой перевернула веками бывшие представления
о мире живой природы и отдала толчок к развитию новейшего
мировоззрения.

Дарвиновскому музею  100 лет

Дарвиновскому музею  сто лет
Комплекс спостроек Муниципального
Дарвиновского музея. Фото с веб-сайта
www.museum.ru

Дарвиновский музей, столетие тот или другой отмечается в эти
дни, занимает совсем специализированное площадь посреди цельных музеев. Его
коллекции вначале формировались как собрание экспонатов,
иллюстрирующих итого только одну научную теорию  правда,
экую, тот или иной перевернула веками жившие представления
о мире живой природы и отдала толчок к развитию новейшего
мировоззрения. Имя данной нам теории  дарвинизм.

Дарвиновскому музею  сто лет
Зал Обилие живой природы
(1-й этаж). Из книжки:
Муниципальный Дарвиновский
музей

К умнейшей догадке о том, как реально может происходить
эволюция,
Чарлз Дарвин пришел совсем не немедленно, а лишь затем
сравнения громадного численности разрозненных и как бы
никак не связанных меж собою фактов. В отличие от близких
имеющихся критиков он скрупулезно избегал спекуляций, а близкую
книжку именовал максимально метко:
Происхождение внешностей методом природного отбора либо сохранение
подходящих рас в борьбе за жизнь.

Дарвиновскому музею  сто лет
Слушательницы Столичных высших
дамских курсов со родным
педагогом
А. Ф. Котсом
(в центре). Правее
его (и чуток басистее)
 
Н. Н. Ладыгина-Котс.
Вокруг слушательниц (а
иногда  в их руках)
экспонаты коллекции Котса, теснее
переданной дамским курсам. Фото
1913 грам. Из книжки:
Муниципальный Дарвиновский
музей
Дарвиновскому музею  сто лет
Александр Федорович Котс и
Надежда Николаевна Ладыгина-Котс
с пугалом
волка-меланиста  частично
приданого жены (вторая
часть  волк альбинос).
1911 год. Из книжки:
Муниципальный Дарвиновский
музей

Глядящая на 1-ый взор азбучный, дарвиновская
концепция происхождения внешностей не так просто воспринимается
повседневным сознанием. Она живописует не обыкновенную
для него детерминистскую картину мира, лежащую
в базе хоть какого креационизма, а вероятностную,
полную стохастизма и непредсказуемости. Эта концепция
подчеркивает не столько совершенство организмов, сколь различную
ступень их несовершенства, неодинаковость в вероятностях
выжить и бросить потомство. Но, имеясь понятым и осмысленным,
дарвинизм дозволил по-новенькому упорядочить теснее живущий
большой размер познаний. Биология приобрела от дарвинизма новейший
ракурс видения. Все в данной нам науке получило некоторый новейший
смысл, так как стало рассматриваться в свете эволюции.

Проникновение дарвиновской теории в науку и
в порядок образования вызывало иногда конструктивной
перестройки устоявшейся порядка взоров.
Конец XIX-го  начало XX века во целой
Европе отмечены борьбой за дарвинизм. В данной нам борьбе
выдвигались близкие фавориты, близкие подвижники. В Рф один-одинешенек
из их был
Александр Федорович Котс, выпускник природного
отделения физико-математического факультета Столичного
института, зоолог, таксидермист, музеевед (либо музеолог,
как он сам себя нарекал), блещущий лектор и экскурсовод,
страстный пропагандист дарвиновского учения. Еще
в студенческие годы ему удалось посетить ряд
институтов Западной Европы, пообщаться с несколькими
выдающимися биологами-эволюционистами и теснее тогда осознать, как
не хватает на лекциях по теории эволюции
иллюстративного мат-ла.

А иногда в 1907 году А. Ф. Котсу самому
предложили прочитать на Столичных высших дамских курсах
факультативный курс по эволюционному учению, то он не
лишь его искрометно прочел, да и проиллюстрировал лекции
бессчетными экспонатами свойской неповторимой коллекции,
державшей, в частности, пугала животных с редкой,
уклоняющейся окраской. Эту собранную на собственные средства
коллекцию в 1907 году А. Ф. Котс
официально передал Столичным высшим дамским курсам. Тем
имелось положено начало водящемуся музею, тяжбе целой жизни
Александра Федоровича и его супруги, а заодно долголетней
помощницы 
Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс.

Вообщем, заслуженную знаменитость Н. Н. Ладыгина-Котс
потом приобретет не лишь как сподвижница свойского
супруга по службе в музее, но и как наикрупнейший
спец-зоопсихолог, создатель классического работы Дитя
шимпанзе и дитя жителя нашей планеты в их инстинктах, чувствах, забавах,
повадках и выразительных движениях, размещенного очень
ограниченным тиражом в 1935 году Дарвиновским
музеем, а не так давно изданного в Оксфорде
на британском языке (
Ladygina-Kohts, 2002).

Дарвиновскому музею  сто лет
Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе
Иони. Слева: мортышка
выражает сочувствие рыдающей
Надежде Ладыгиной-Котс.
Справа: Иони испытывает
волнение и сжимает кулачки. Из
собрания фотоматериалов
Дарвиновского музея.
Воспроизведено в книжке:
Муниципальный Дарвиновский
музей

Мат-лом для данной нам занятия послужили наблюдения за поведением
юного шимпанзе Иони, тот или другой жил в семье Котсов
в 1914-1916 годах. При этом
Н. Н. Ладыгина-Котс (Надя Котс, как нежно нарекают
ее на данный момент западные исследователи) не нетрудно следила
за Иони, да и провела с ним множество отлично обмысленных
тестов. А позднее она использовала подобные подходы
к исследованию собственного сына  Руди (Рудольфа
Александровича Котса, тот или другой на данный момент участвует в службе
над научным наследством свойской мамы).

Дарвиновскому музею  сто лет
Таксидермист Филипп Евтихиевич
Федулов (18811961), всю близкую
жизнь проработавший
в Дарвиновском музее. На
снимке 1940-х годов он сшиблен на
фоне сделанного им пугала
индийского слона.
(О Ф. Е. Федулове
сантим..: В. А. Удальцова.
Ремесло либо искусство.) Из
книжки Муниципальный
Дарвиновский музей

Полная драматизма история творения музея и борьбы
(а по другому не например!) за его последующее выживание и
развитие отыскала близкое отражение в прекрасно изданной
подарочной книжке, приготовленной к сто-летию Дарвиновского
музея в рамках издательской
программы Интерроса. Ее 1-ый и, пожалуй, более
увлекательный раздел посвящен истории музея. Блистающей идеей
составителей имелось включить сюда текст, сочиненный самим
основоположником музея  А. Ф. Котсом (рассказ,
обхватывающий главное десятилетие существования музея  от
зарождения до 1917 года). Вышло так, как как будто
Александр Федорович и на данный момент продолжает участвовать
в службе музея, желая он и скончался
в 1964 году. Текст наиболее чем полувековой давности
там-сям смотрится как сочиненный вчера.

Дарвиновскому музею  сто лет
Анна Иосифовна Клюкина 
директор Дарвиновского музея с
1988 года. Конкретно она
в труднейший для страны
период достигнула завершения
стройки новейшего корпуса музея,
управляла перевозкой коллекций и
организацией новейшей экспозиции.
На данный момент к этому корпусу прибавилось
второе  выставочный
комплекс. Из книжки:
Муниципальный Дарвиновский
музей

Так, о близких попытках раздобыть средств (три тыщи рублей
золотом), чтоб купить в 1912 году у германской
конторы настолько подходящую музею пару пугал горилл, Котс строчит: Как досадно бы это не звучало!
Наиблежайшие пробы обращения к столичным благодетелям оказались
безуспешными: у сострадающих Дарвину и курсам не хватало
средств, а владельцы ругательных не симпатизировали мортышкам.
Водились и экие, кто сострадая Дарвину и мортышкам, не
сострадали женскому образованию…). Все же усилия Котса
все же увенчались успехом  средства он достал, желая ему и
привелось для этого ездить на поклон к вельможной
даме в нелюбимую им Северную Пальмиру. А пара
горилл и на данный момент находится в Дарвиновском музее.

Создатель бранной главы раздела об истории музея  его
сегодняшний директор Анна Иосифовна Клюкина. О свойской роли
в борьбе за музей Анна Иосифовна строчит наиболее чем
робко, но одно лишь упоминание числа обращений,
направленных ею городским и федеральным властям, а также
короткий рассказ только об один-одинехонек заседании молвят сами
за себя. Те же, кто, сходственно творцу этих строк, хоть
всего ничего знают о перипетиях вокруг музея за ругательные
20 лет, великолепно соображают, что все, что на данный момент мы лицезреем
на углу улицы Вавилова и улицы Дм. Ульянова
(а это два великолепных корпуса с богатейшей
экспозицией как био объектов, так и творений
искусства), навряд ли было бы по возможности без поистине
подвижнических усилий А. И. Клюкиной.

Коллекции музея поражают родным богатством. Не лишь
зоолог, да и нетрудно пытливый человек не может,
к образцу, пройти минуя витрины с коллекцией
альбиносов  животных и птиц, безусловно белоснежных, лишенных
иных пигментов. Где еще вы увидите белоснежную галку, белоснежного
павлина, белоснежную рысь и белоснежного волка. Волк-альбинос, кстати как
и волк-меланист (темный),  это приданое жены
Александра Федоровича  Надежды Ладыгиной. Сумма,
истраченная на покупку этих редких экземпляров,
предназначалась, как строчит А. Ф. Котс, для
агрегата имеющихся хором юный четы.

Дарвиновскому музею  сто лет
Пугало бескрылой гагарки
(Pinguinus impennis
большой нелетающей птицы,
гнездившейся на островах в
северных морях. Птица эта имелась
вполне истреблена человеком к
половине XIX века. Один-одинешенек из ценнейших
экспонатов Дарвиновского музея.
Фото из книжки: Муниципальный
Дарвиновский музей

В экспозиции музея грызть и ценнейшие документальные
свидетельства существования животных, вполне истребленных
человеком. Таков, к примеру, полный скелет издавна (но теснее на
людской памяти) исчезнувшего дронта,
либо иначе  додо с острова Маврикий, а также
немного пугал птиц, изничтоженных человеком совершенно
недавно  в XIX-мтр либо в начале XX века.
Это и бескрылая гагарка, и путешествующий голубь, и незначительная
изящная птица из Новейшей Зеландии  разноклювая гуйя.
О том, что все эти внешности иногда-то вправду жили на
Свету, свидетельствует сейчас лишь маленькое число пугал,
разбросанных по коллекциям самых большущих
естественнонаучных музеев. Само собой разумеется, эти редкости  одни
из ценнейших экспонатов Дарвиновского музея.

В книжке, приготовленной к юбилею музея,
качественные цветные фото шеренги экспонатов
из различных коллекций (млекопитающие, птицы,
пресмыкающиеся, скелеты, насекомые, остатки ископаемых,
картины, древние книжки и вторые объекты) образуют свойского
рода альбом снутри книжки. На мой взор, творцы книжки
совсем верно уделили в этом альбоме специализированное
заинтересованность тем экспонатам, тот или иной в витринах музея
рассмотреть посещает тяжело, но тот или иной зато можнож безпроигрышно
представить в книжке. Таковы, к примеру, занимательнейшие картинки
из книжек XVII-го и XVIII века по природной
истории. Либо примечательные фото, иллюстрирующие опыты
Н. Н. Ладыгиной-Котс с шимпанзе Иони,
показывающие мимику мортышки в различных ситуациях (сантим.. выше),
а также в сравнительном нюансе мимику
ребенка  отпрыска Александра Федоровича и Надежды
Николаевны. Кроме свойской документальной научной значимости,
эти снимки непременно прибывают реальными твореньями
искусства и могут иметься неустрашимо экспонированы на всех
идущих в ногу со временем выставках художественной фото.

Дарвиновскому музею  сто лет
Набросок из книжки голландской
художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан
Dissertatio de generatione et
metamorphosibus insectorum
Surinamensium. 1726 год.
Земноводное в воде 
суринамская пипа. Из собрания
редких книжек Дарвиновского музея.
Из книжки: Муниципальный
Дарвиновский музей

Само собой разумеется, в книжке говорится и о выдающихся живописцах
анималистах, действовавших в музее, о его
таксидермистах, о бывшем при музее кружке
молодых натуралистов  известном ВООПе
и его долголетнем руководителе Петре Петровиче Смолине.

На данный момент Дарвиновский музей  это не только лишь собрание
био редкостей, древних книжек и творений
искусства. Это не только лишь нужная для школьников и студентов
экспозиция, повествующая об эволюции органического мира
и о истории науки, познававшей эволюцию. Это и занимательнейшие
выставки, конференции, экспедиции, кружки для школьников,
особые экскурсии для слабовидящих жителей нашей планеты… Это большущее,
динамично развивающееся научно-просветительское учреждение,
где постоянно много молодежи, где поочередно отстаивается
научное мировоззрение и где отдается подабающее самой природе,
науке и искусству. Остается лишь поздравить музей
со столетним юбилеем и пожелать ему предстоящего
процветания.

Источник :
.
2007. Мтр.: Издательская программа Интерроса. 360 с., ил.
ISBN 978-5-91105-016-0. Репродукции неких разворотов книжки
изображены
.
Алексей Гиляров
(
)


Posted in ЭкоМедицина by with comments disabled.