Философия поведения личности
В статье дается феноменология понятия поведение — базисной свойства этической психологии личности. Поведение быть может созерцательным и преобразующим, расцениваемым и неоцениваемым. Оно проявляется в поступках, ситуациях, обосновано показными и внутренними факторами, а также ватерпасом человечности. Человечность амбивалентна, представлена соотношением блага и злобна, обладает глубочайшие истоки в истории людской культуры.В статье дается феноменология понятия поведение — базисной свойства этической психологии личности. Поведение быть может созерцательным и преобразующим, расцениваемым и неоцениваемым. Оно проявляется в поступках, ситуациях, обосновано наружными и внутренними факторами, а также ватерпасом человечности. Человечность амбивалентна, представлена соотношением добросердечна и злобна, располагает глубочайшие истоки в истории людской культуры.
Одной из центральных задач человекознания прибывает творенье новейшей отрасли психической науки — добронравной и этической психологии. Все-таки в психической науке пока не сформулировано верно представление о ее предмете, адекватных способах исследования, серьезной налаженности соотнесенных понятий [1].
Мы посчитали вероятным сказать о необходимости становления этической психологии личности, ограничивая тем сферу новейшего направления обращением к высоконравственному миру и поведению личности. Мы делим позицию Литр..И. Анцыферовой о разделении значений, укрепляемых за определениями субъект, личность. Субъект инициирует, создает, узнает, а место личности соединено с понятиями духовности, гуманности, нравственности, совести, добродетельности [2].
Развитие новейшего направления — этической психологии личности — обусловило новейший энтузиазм к явлению поведение человека. Предыдущий период исследования поведения как парадокса активности каждый живой налаженности был связан с развитием науки о поведении животных (этологии) и с твореньем 1-го из самых дискуссионных направлений психологии — бихевиоризма.
Поведение как проявление активности жителя нашей планеты прибывает предметом исследования в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во целых родных направлениях изучают то, как поведение проявляется в деяниях, реакциях каждый живой налаженности, в том числе жителя нашей планеты.
Выявлено, что оно соотносится с жизнедеятельностью субъекта, направляется на объект и быть может дружелюбным либо брутальным, базироваться на чувствах либо интеллекте, носить осознаваемый либо неосознанный нрав.
Психология устремляется в исследовательском плане найти безоценочно формы, направленность, интенсивность поведения.
Социология и соц психология приносят представление о формах, направленности, интенсивности поведения небольших и огромных групп жителей нашей планеты и также наиболее безразлично, чем пристрастно закрепляют поведение этих жителей нашей планеты с их ментальностью, политическими, экономическими пристрастиями.
В этике и педагогике поведение — это сначала деяния жителя нашей планеты по отношению к второму (вторым), тот или другой соответственны водиться соотнесены с принятыми в культуре правилами, нормами во отношениях жителей нашей планеты. Идет увидеть, что глодать верховодила поведения, тот или другой сознаются большинством жителей нашей планеты, самостоятельно от расы, цивилизации. Это ряд заповедей, идущих от Старого Завета: не убий, не укради и т. д. В то же период глодать в каждом народе, в каждой подкультуре близкие представления о добре и зле.
И ежели этика на основанию норм, принятых в сообществе, вдохновляет жителя нашей планеты самого избрать тип поведения в предоставленном обществе, то педагогика как наука о воспитании разрабатывает способы действия на жителя нашей планеты. Она описывает пути и порядок ценностей, тот или другой соответственны водиться приняты персоною и тот или иной подобать руководиться, проживая в предоставленной подкультуре, встречая ее ментальность в процессе социализации.
В правоведении поведение отдельного жителя нашей планеты рассматривается с точки зрения соответствия деяний жителя нашей планеты по отношению к вторым людям, животным, сообществу, материальным ценностям, интересам страны. Предполагается, что реальное поведение жителя нашей планеты подобать водиться регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение — наказывается.
Итак, те науки, где поведение прибывает предметом исследования по аспекту созерцание — преобразование, можнож поделить на три группы:
1) созерцательные, безоценочные (философия, психология, этология, социология);
2) созерцательные, расценивающие (этика);
3) оценивающе-преобразующие (педагогика, правоведение).
Созерцание и преображенье — два облика направленности деяний жителя нашей планеты
в процессе жизни. Глодать основания считать, что основательное научное познание и производные от него науки складываются в процессе углубленного созерцания хоть какого предмета, явления, процесса и побуждают исследователя не столько расценивать их, сколько просачиваться в сущность и сделать модельное представление о нем в знаковой форме, тот или другой как познание не вызывает нравственной оценки.
Все-таки полный цикл жизнедеятельности жителя нашей планеты включает и 2-ой вид направленности деяний жителя нашей планеты, его субъектные инициативные деяния по преображению мира, сообщества и самого себя. И ежели созерцание может происходить на степени ублажения собственного любопытства, то преобразующие деяния соответственны водиться соотнесены с интересами остальных жителей нашей планеты, законами природы и социальной жизни. Это обусловливает необходимость введения расценивающей элемента в структуру деяний жителя нашей планеты, тот или иной решается приложить разысканное познание в практику.
Целься исследования — выполнить созерцание такового парадокса жизнедеятельности жителя нашей планеты, как поведение — предмет этической психологии личности, в тот или иной переплетаются созерцательно-преобразующие функции: деянье, поступок как разновидности преображенья чего же-или, кого-или вовне. Это также то, что вдохновляет жителя нашей планеты к деянию и живет в облике ценностей, агрегатов, чувственных черт личного субъекта и в облике налаженности ценностных, этических, правовых регуляторов сообщества как группового субъекта.
Поведение на философском степени обусловливается как система взаимосвязанных деяний, исполняемых субъектом с целью реализации предопределенной функции и призывающих его взаимодействия со средой [3]. Тут же признается, что применительно к поведению живых организмов требуется последующее: наличие субъекта, владеющего предопределенной организацией для учения целесообразных деяний; наличие объекта, на тот или иной поведение направляется; наличие предопределенной программы и механизма оценки эффективности ее исполнения.
Отталкиваясь от дозволенья термина субъект для свойства конструктивных деяний живого существа, идет проговорить, что в философских источниках под субъектом понимается энергично работающий и познающий, владеющий сознанием и волей человек [4].
Психология субъекта как научное направление отечественной психической науки [5] описывает субъекта как творца близкой истории, вершителя собственного жизненного пути, устремляющегося инициировать и исполнять вначале практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и вторые облики специфично людской активности — творческой, добронравной, свободной [6, с. 4].
Категория взаимодействие останавливается нужной для передачи деяний, идущих от субъекта, действий принятия субъектом действий, идущих извне, а также целых действий внутрисубъектного плана. Взаимодействие, по суждению А.Литр.. Журавлева, подобать и в психологии придти на площадь наиболее приватным понятиям: общению, деятельности, поведению [1, с. 211].
Для того чтоб категория взаимодействие имелась целиком приспособлена к категориальному аппарату психологии, надо фиксировать за ее приватными проявлениями определенную зону ответственности. Более проработанной в отечественной психологии прибывает категория деятельности, за тот или иной закрепляется функция активности субъекта, обладающей целенаправленный нрав по преображению наружного мира либо самого себя. Наименее проработанными в этом плане прибывают категории общение и поведение.
Поведение как понятие на шаге развития отечественной психологии русского периода имелось целиком ассоциировано с рефлекторной жизнедеятельностью, а потом — с непрерывно осуждаемым бихевиористским подходом, исключавшим сначала в акте поведения роль субъекта. Процесс дошло до того, что на волне критики бихевиоризма и его базисного понятия поведение, по суждению Б.Ф. Ломова, вместе с водой выплеснули и малыша. На данный момент наступила пора вернуть в правах это емкое и конструктивное понятие, очевидно, разделяв его от того объяснения, тот или другой давалось бихевиоризмом. Само собой разумеется, это вытребует крупный теоретической службы, направленной на определение участка поведения в налаженности остальных генеральных понятий психической науки… по степени обобщенности и абстрактности понятие поведение полностью быть может отнесено к базисным категориям психологии [7, с. 395-396].
Обращение к психологии отдельного жителя нашей планеты, к его личности, налаженности настоящих побуждений (мотивов, ценностей) в 1970-1980-е годы в отечественной культуре стимулировало не совсем только развитие прикладных отраслей психологии (социальной, возрастной, управленческой, девиантной), да и усиленного применения категории поведения. Слово поведение стало сочетаться с экими словами, как соц, брутальное, асоциальное, бессознательное, девиант-ное, делинквентное, деструктивное, ролевое, целенаправленное и т. д.
В конце концов, рвение линии психологов отдать ответ на соц запрос в области этического поведения личности выразилось не совсем только в идее выделить посреди прикладных психологий этическую психологию личности, да и выявить феноменологию понятий, сопряженных с понятием поведение.
На наш взор, предметом этической психологии личности подобать встать расцениваемое поведение субъекта. Оно подобать водиться осмотрено спустя настоящие деяния жителя нашей планеты, другими словами поступки. По суждению С.Литр.. Рубинштейна, поступком прибывает не всякое деянье жителя нашей планеты, а едва лишь этакое, в тот или иной водящее значение располагает сознательное отношение к вторым людям, к сообществу, к нормам публичной морали [8, с. 537].
Продолжая мысль С.Литр.. Рубинштейна, Б.Ф. Ломов считает, что поступок -это общественно означаемый акт, тот или иной вызывает поступки остальных жителей нашей планеты: или их содействие, или противодействие. Человек обязан предугадать вероятные последствия родных поступков и дышать ответственность за их. Но, к раскаянию, в психологии эта проблематика не разрабатывается и отсутствуют способы психического анализа поступков [7, с. 332].
Поступок обязан быть осмотрен в контексте настоящей ситуации, реально работающих детерминант. В качестве обстоятельств поведенческого акта выступает не отдельное событие, — строчит Б.Ф. Ломов, — а порядок событий, либо ситуация Ситуация не сохраняется в постоянном облике, она модифицируется под воздействием поведения, по этому появляются новейшие действия на субъекта К раскаянию, психология еще пока не располагает хватить классическими методами и средствами изображения ситуации как налаженности. Их разработка — одна из наиглавнейших задач [7, с. 120].
При оценке настоящего поведения жителя нашей планеты подобать водиться вскрыто его психологическое обрамление: показные и внутренние детерминанты — регуляторы поведения. Под наружными идет осознавать социальные, групповые, личные нормы и ценности культуры, подкультуры, где человеку предписывается в той либо другой ситуации определенный тип поведения, тот либо другой метод заслуги цели.
К внутренним регуляторам поведения идет отнести ценностные ориентации, агрегата, порядок ценностных смыслов, мотивов, а также психические необыкновенности личности.
Аспектом расцениваемого поведения может служить степень человечности поступка в договорах ситуативного акта. Степень человечности обусловливается разностью проявления добро расцениваемых деяний и деяний, расцениваемых как безнравственные, противоречащие принятым нормам.
Добрые деяния соотносятся с теми чертами (качествами, чертами) личности, тот или другой в этических источниках даются как позитивно расцениваемые: добродетель, духовность, ответственность, справедливость, стеснительность, альтруизм, милосердие, толерантность, беспристрастность, бескорыстие и др. Безнравственные деяния соотносятся с экими чертами, как злонамеренность, жадность, зависть, леность, гедонизм, пессимизм, злопамятность, тщеславие, конфликтность, ревность, вероломство [9].
Человечность как явление духовной жизни жителя нашей планеты, по мат-лам книжки В.Д. Шадрикова [10], проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добросердечна и Злобна, а в настоящих поступках как любовь либо нелюбовь, амбивалентна, в ней находится Добросердечно и Злобно.
Человечность, по суждению В.Д. Шадрикова, появилась на основанию инстинктов, тот или другой в процессе эволюции от животных к человеку также перерастали в отдельные проявления человечности: половой инстинкт перерастал в любовь; инстинкт оборонительный — в смелость, храбрость; инстинкт жертвенности — в сострадание, альтруизм.
Вторым источником человечности появились предания, обычаи, благодаря тот или иной исполнялась идентификация себя со близким народом. Человечность, проявляясь в борьбе добросердечна и злобна, эгоизма и альтруизма, в окончательном счете выступает как победа добросердечна над злобном в определенном поступке и во цельным складе личности [10, с. 79]. Выражением человечности прибывает духовность, ключевым источником тот или иной выступает понимание себя и родных отношений с иными людьми, понимание близкой выгоды и отказ от нее во имя второго [10, с. 84]. На формирование духовности воздействовало то, что еще издревле человек складывался под воздействием морали веры и светской морали. Мораль веры складывается в облике ужаса наказания перед Всевышним за нравственное злобно.
В светской морали духовность соотносится с идеями свободы, равенства, справедливости, патриотизма, другими словами идей, за тот или другой человек готов дать жизнь, ежели они личностно означаемы для него.
Степень человечности (высочайший, средний, густой) в согласовании с предоставленными обоснованиями быть может персонально зафиксирован в форме количественного показателя с подмогою теста Добросердечно-зло [11].
Этическая психология личности быть может значительно обогащена, ежели детализировать понятие безнравственное поведение и разглядывать все формы отклоняющегося от нормы поведения личности: девиантное, делинквентное и аддиктивное.
Литература
1. Журавлев А.Литр.. Некие тенденции развития психических исследований в ИПРАН // Мат-лы итоговой науч. конф. Ин-та психологии РАН (1-2 февраля 2006 грам.). — Мтр.: Изд-во Институт психологии РАН. — С. 202-215.
2. Анцыферова Литр..И. Психологическое содержание парадокса субъект и границы субъ-ектно-деятельностного подхода // Анцыферова Литр..И. Развитие личности и вопроса геронтопсихологии. — Мтр.: Изд-во Институт психологии РАН, 2006. — С. 350-354.
3. Юдин Э.Грам. Поведение / БСЭ: в 30 т. — Т. 20. — Мтр.: БСЭ, 1975 — С. 70.
4. Философский словарь / Под ред. Мтр.Мтр. Рузенталя. — Мтр.: Полит. лит. 1975. — С. 399.
5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психическая концепция С.Литр.. Рубинштейна. — Мтр.: Наука, 1989. — 247 с.
6. Брушлинский А.В. Вопроса психологии субъекта. — Мтр.: Изд-во Институт психологии РАН. 1994. — 110 с.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические вопроса психологии. — Мтр.: Наука, 1984. — 537 с.
8. Рубинштейн С.Литр.. Базы совместной психологии. — Мтр.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
9. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Грам. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Мтр.: Гардарики, 2001. — 671 с.
10. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. — Мтр.: Логос, 2004. — 296 с.
11. Священников Литр..Мтр., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добросердечно и злобно в психологии жителя нашей планеты. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. — 176 с. Summary L.M. Popov. The Philosophy of Person’s Behavior.
The article analyzes the phenomenon of behavior as a basic characteristic of personal ethical psychology. The behavior can be contemplative and reforming, estimated or non-estimated. It reveals itself in actions and situations and is conditioned by external and internal factors, as well as the level of humanity. The humanity is ambivalent, as it is presented by correlation of good and evil, and is deeply embedded in the history of human culture.
Key words: behavior, ethics, psychology of personality, contemplation, transformation, act, determination.
С признательностью к создателю: Священников Леонид Михайлович — доктор психических наук, доктор, управляющий кафедрой психологии личности Казанского муниципального института. E-mail:
Этот e-mail адресок защищен от мусор-роботов, для его просмотра у Вас обязан быть включен Javascript
Posted in Экология человека by admin with comments disabled.