Мистическое — как индивидуальный опыт человека

Мистическое - как индивидуальный опыт человекаЛитр..А. Бессонова
В статье рассматривается малоизученный парадокс — фантастическое переживание и сознание. На образцах из биографии знаменитых философов и ученых (П. Флоренского, К. Юнга, Д. Андреева и др.) рассматривается опыт фантастических переживаний, приводится их черта и содержание. В статье приводятся различия меж фантастическими переживаниями и галлюцинациями. Обращение к магическому опыту, к магическим переживаниям показывает на иную природу сознания жителя нашей планеты и на тот факт, что мир, в тот или иной мы живем, по возможности, другой.Мистическое - как индивидуальный опыт человекаЛитр..А. Бессонова
В статье рассматривается малоизученный парадокс — фантастическое переживание и сознание. На образцах из биографии ведомых философов и ученых (П. Флоренского, К. Юнга, Д. Андреева и др.) рассматривается опыт фантастических переживаний, приводится их черта и содержание. В статье приводятся различия меж магическими переживаниями и галлюцинациями. Обращение к фантастическому опыту, к фантастическим переживаниям показывает на иную природу сознания жителя нашей планеты и на тот факт, что мир, в тот или иной мы живем, вероятно, другой.
Обилие фантастических переживаний
Магическими переживаниями я предлагаю нарекать многообразные переживания жителей нашей планеты, в тот или иной человек, личность приобретает опыт единения, слияния себя
с некоторыми другими, глубинными структурами мироздания, с трансцендентным миром. Это особенное мироощущение, в основанию тот или иной лежит представление о
двойственности мира, иной раз за обычным, ежедневным угадывается другое бытие [1, с. 414].
Практически все мы может найти в для себя сходственного рода наклонности, но не многие склонны определять их как фантастические. К образцу, эстетические
переживания от восприятия музыки либо красы пейзажа могут унести нас в некоторые другие пространственно-временные измерения, в тот или иной их (места и поры) нет, а чувствуется некоторое парение, священное растворение в единичном, гармония мира, души и тела, где пропадает особенность. Эта, так именуемая естественная мистика воспевалась почти всеми стихотворцами, музыкантами, к образцу, британский поэт А. Теннисон сказал о том, что иной раз потухает сознание особенности, то в этом нет ничего неявного, против, это светлее всех словечек.
Необычные переживания время от времени появляются в факторы пристального вглядывания в панораму местности городских строений. Даниил Андреев так
обрисовывает собственный главный опыт метаисторического озарения: Это случилось в Москве, на финале дня, иной раз я тормознул у паперти в один-одинешенек из скверов,
окружающих Храм Спасителя Событие, о тот или иной я заговорил, раскрыло передо мной, либо точнее, нужно мной, экий буянящий, ослепляющий, непостижимый мир, обхватывающий историческую реальность Рф в странном согласье с чем-то безгранично крупным над ней, что максимум лет я внутренне насыщался видами и идеями, наплывшими оттуда в круг сознания.
Ум длительное период не мог преодолеть с ими, творя все новейшие и новейшие агрегата, тот или иной подабающие имелись сгармонизировать противоречивость этих идей и объяснять эти образы [2, с. 57-58]. Позднее, рационализировав этот опыт, он сделал близкую метаисторию Рф. Фантастические переживания могут водиться проявлением особенного склада мозга, специализированной, не как у большинства, возможности созидать и чувствовать мир. Так, из автобиографического творенья П. Флоренского Детям моим. Воспоминания прошедших дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещания узнаем о предназначенном подарке этого мыслителя в видимых вещах и предметах настоящего мира созидать другое, символическое. нечто, глядящее обычным и обычным, самым заурядным по собственной частоте, часто завлекало в массу каких-или событий мое интерес. И вдруг тогда раскрывалось, что оно — не попросту. Воистину что-то вдруг приоткрывалось в этом азбучном и обыкновенном явлении и им раскрывалось другое, ноументальное, быть достойным выше этого мира, либо скорее, поглубже его. Полагаю, это — то самое чувство и восприятие, при тот или иной возникает фетиш: обыденный камень, черепица, обрубок раскрывают себя как совсем необыкновенные и делаются окнами в другой мир [3, с. 42].
Знакомый южноамериканский психотерапевт А. Маслоу в ходе собственных тестов выделил группу жителей нашей планеты, подверженных почаще, чем вторые, фантастическим
переживаниям. По его определению, это так-называемые самоосуществляющиеся, либо самоактуализирующиеся, личности, тот или иной в большей ступени
присущи сходственные пиковые переживания, это те, кто связан с сущьностью духовного нрава — поэзией, эстетикой, символикой, собственной, неинституциальной религией. В отличие от данной группы жителей нашей планеты, самоактуализирующиеся личности без пиковых переживаний почаще итого прибывают людьми практическими, деловыми, непревзойденно адаптированными к миру, в тот или иной живут. Отделяя сходственные переживания от феноменов сверхъестественного и изучая их как естественные, природные факты, он прибывает к решению о том, что фантастический опыт можнож расположить на количественном континууме от интенсивного до слабенького. И тогда останавливается явным факт, что слабенькие фантастические переживания есть у почти всех жителей нашей планеты, вероятно, у большинства, а у неких они происходят достаточно плотно.
И все-таки природные, либо спонтанные, фантастические переживания — явление достаточно редкое и плотно не осознается либо заглушается пережившим их
субъектом, оказываясь невостребованным в средней обыденности. Живут особенные приемы техники вхождения в экие состояния, зародившиеся в старых цивилизациях и сохранившиеся до наших дней. Идет речь о культивированном фантастическом опыте. Так, в шаманизме, один-одинешенек из главных, нулевых разновидностей магического опыта, состояние экстаза и встреча с другим миром достигается методом долгой подготовки: поста, уединенного стиля жизни, медитирования на однообразном звуке бубна, заклинаниях. Индийская духовная традиция накопила многолетний опыт пробуждения возможностей к
фантастическим прозрениям — это дыхательная гимнастика, медитация, йога-практика, долгое проживание в горах, лесах без еды и общения с целью заслуги особенного состояния — самадхи, иной раз пропадает я, сливаясь с Атманом, Душой Вселенной.
Буддизм, дзен-буддизм, даосизм, все восточные фантастические налаженности придавали большущее интерес техникам вхождения в другое сознание — состояние
молчания, углубления, отрешенности, восхождения вверх, к Нирване. Так, в медитации человек настраивает собственный мозг на определенный лад. Отключаясь от показного мира, от бесконечного разговора с самим собой, человек сосредоточивается в самом для себя, собственном внутреннем пространстве, чтоб в углубленном покое покинуть обычные рубежи словечек, идей, эмоций и пережить, выяснить в своем опыте то, что по другому непостижимо. Это приближение к сути вещей, к свойскому поэтическому Я Медитация — это странствие в глубины нашей непомерной техники, непомерного опыта — семантического континуума [4, с. 70-71].
Мистическое - как индивидуальный опыт человекаОсобенное участок в шеренге обилия фантастических переживаний занимает религиозный опыт. В нем опыт единства заслуживает нрав слияния с Всевышним, Абсолютом. И жаждая во почти всех собственных проявлениях фантастические переживания сходны с религиозными и всякая религия мистична, все таки в религиях чувство Господа заслуживает форму 2-ух природ — священной и людской, иной раз человеческое растворяется не в Универсуме, не в большом Ничто, Нирване, а в Священном. Но вопросец о соотношение магического и религиозного опыта — особенный, и его аспекты не прибывают целью обсуждения данной статьи.
При целым обилии магического опыта и путей его заслуги находится феноминальный факт: и лесные обитатели Упанишад, и средневековые
мистики — Майстер Экхарт, Тереза Авильская, и человек, живущий в ХХ веке, Карл Юнг, а также вторые мистики различных эпох и культур обрисовывают во многом сходные переживания. Обратив интерес на эту изюминка, южноамериканский психолог У. Джеймс выделил четыре главных, отличительных признака,
тот или иной, как он считает, могут послужить аспектом для разнообразных фантастических переживаний: неизреченность, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Его дополняет Уолтер Стейс [5], указывая на базовую, по его сужденью, черту магического опыта — единое сознание, унифицированное видение, а также чувство блаженства. Это подтверждается и текстами Упанишад, в тот или иной непрерывно указывается, что есть все единичный дух — Атман-Брахман. Майстер Экхарт также видит все в единичном и единичное во целым, и Карл Юнг разговаривает о этаком целом, тот или иной есть сразу вчера, сейчас, завтра. Практически все религиозные мистики передают чувства восторга, радости от встречи с Божеством, Абсолютом.
Хотелось бы заострить интерес на 2-ух этаких свойствах магического опыта, как кратковременность и неизреченность. Плотно люди, пережившие схожий опыт, боятся о нем говорить из ужаса водиться непонятыми либо попасть в разряд чокнутых. И вправду, наша рационалистическая культура описывает конкретно экое отношение к проявлениям схожих переживаний.
Провести границу меж психическими болезнями и нормой очень тяжело, но практика психиатрии выработала аспекты отличия один-одинешенек от иного. О ненормальности в занятию сознания молвят последующие нарушения поведенческих норм:
— дезориентировка во поры, ситуации;
— неимение светлого, отчетливого восприятия окружающего;
— несвязность речи;
— затруднения в воссоздании происшедших событий и субъектов и
субъективных болезненных явлений;
— неадекватность восприятия и оценки событий.
При сравненьи этих признаков с обрисовываемыми переживаниями обнаруживаются совпадения. Но, перечисленные признаки психических
расстройств носят устойчивый нрав, их интенсивность может усиливаться либо убавляться, но выйти из этого состояния навсегда нездоровой не может.
Фантастические переживания носят кратковременный нрав, их рубежом прибывают срок от получаса до 2-ух часов, после этого они пропадают, уступая участок
нормальному сознанию. Так же как сон со сновидениями, гипноз, опьянение, интоксикация наркотиками не прибывают признаками психологических болезней, а
глодать только временное изменение среднего, базового сознания, так и фантастические переживания не располагают дела к психологическим расстройствам. Мыслю,
никому в башку не придет нарекать Павла Флоренского, Н. Бердяева, К. Юнга и др., переживших этот опыт, чокнутыми.
О неизреченности собственных переживаний молвят сами мистики. Неизреченность идет разуметь как невозможность выразить нашим мертвым языком всю палитру охвативших жителя нашей планеты переживаний, так как в их человек встречает с чем-то, что не обладает аналогов в средней жизни. И все таки мистики выражают его, прибегая к языку парадоксов (незримый свет, блеск тьмы), иносказаний, знаков. Восточные учения, религиозные доктрины, космологическая концепция Я. Беме, метаистория Д. Андреева прибывают словесным, беспристрастным, а стало водиться, разумным оформлением этих переживаний. Непременно, их тяжело принимать людям, неизвестным с сиим опытом, так как их язык граничит с бессмысленностью, рассказы мистиков выходят за рамки осмысленного, и все таки в их что-то улавливается нашим пониманием, мы вроде бы узнаем нечто, не испытанное нами. Никак не многие в этих словах полностью чуждо нам Язык мистики обладает понятную нам сердцевину. Разумеется, слова этого языка функционируют в нашем сознании не так, как обычные изображения эмпирического опыта, но мы все таки способны ухватить их смысл, чтоб потом связать его с знаменитыми нам значениями словечек, действующих в определенном концептуальном каркасе [6]. Добавлю, что если б это водилось не так, не могли быть имуществом нашей культуры учения Будды, Христа, Мухаммеда.
Фантастическое сознание
Фантастический опыт глодать итог определенного, особого состояния сознания — модифицированного. Чрезвычайно коротко модифицированное сознание можнож найти
как все то, что сочиняет содержание чьей или психики в некий просвет поры.
Можнож ли обрисовать фантастическое сознание?
В знакомой занятию Состояние сознания [7] южноамериканский психолог Чарльз Тарт, применяя системный подход к исследованию состояния сознания,
показывает на то, что нормальное наше сознание представляет из себя трудную агрегат, состоящую из пары долей, находящихся во содействии.
Посреди их можнож выделить базовое сознание, находящееся под контролем воли, самосознание, направленное на самого себя.
Должно ингредиентом данной налаженности прибывают устойчивые и постоянные структуры психологической (мозговой) деятельности, действующие как средства
получения и преображения инфы. Тут работают чувства, восприятия, представления, а также возникающие на их основанию безупречные понятия и образы.
Мистическое - как индивидуальный опыт человекаВсе это в совокупы сочиняет обычное, нормальное сознание, иной раз индивидум, его владелец, расценивает окружающую его реальность по
определенным образцам, стандартам. То, что отражается сиим сознанием, воспринимается как количество беспристрастной действительности, будущей вне и самостоятельно от субъекта.
В фантастическом сознании депривированы эмоции, мышление молчит, приглушен либо отсутствует контроль со страны воли. Мир, тот или другой стает мистику, либо человеку, находящемуся в состоянии сна, гипноза либо погруженному в медитацию, относят к миру мистическому, миру трансформированной действительности, вызванной модифицированным состоянием сознания.
А ах так описано фантастическое сознание в древнем индийском монументе литературы и философии — Мундака Упанишадах: Это не чувство, не
осознание, не выражение Это девственное, единичное сознание Это неизъяснимый покой. Это Высший Бог. Это одно без иного. Это Я [8, с. 32]. Разберем по строке эту цитату. В правой строке держится отрицание, разговаривающее нам отом, что в опыте ничего нет: Это не чувство, не понимание. Сиим не фиксируется неимение содержания среднего сознания. Затем отрицания идет утверждение, что это единое, Одно без другого, в тот или иной растворено все множество предметов и явлений мира. Следовательно, сердцевиной этого опыта приходит некоторое безразмерное единство при неимении множественности, расхождений. Дальше идет утверждение, что это единство глодать Я. Зачем?
Вспомним, чем заполнено наше нормальное сознание? Оно заполнено обилием идей, чувств, жажд, чувств. Каждый ингредиент этого множества препровождает в окончательном счете единство нашего ума. И вот иной раз это множество устраняется из единичного места, то остается девственное единство за минусом его содержания. Это и глодать Я. Упанишады идентифицируют это единство с Всепригодной душой мира. Что все-таки стает мистикам, какая действительность? И.Д. Успенский, воспитанник знаменитого и даже знаменитого магия Гурджиева, в главе Экспериментальная мистика собственной книжки Новенькая модель Вселенной, использовав необыкновенную методику (о тот или иной он замалчивает), обрисовывает ту действительность, тот или иной открылась ему в предназначенном состоянии сознания. Он обрисовывает мир, неизвестный и не обладающий ничего корпоративного с миром, в тот или иной мы живем. Сначала, все есть в согласье, все соединено приятель с другом Нет ничего отдельного, другими словами ничего, что можнож водилось именовать либо обрисовать в отдельности. Этот мир виден немедленно в каждой собственной точке [9, с. 321]. В этом мире не есть сечения на беспристрастное и субъективное, они изменяются там-сям, одно преобразуется в второе. И.Д. Успенский максимум разов показывает на тот факт, что передать правильно эти переживания ему водилось чрезвычайно тяжело. Человек пропадает посреди безграничного множества новейших воспоминаний, для выражения тот или иной у него нет ни словечек, ни образов [9, с. 322]. Наиболее итого для изображения подступали математические дела.
Приведу иной вариант, рассказанный мне совершенно не так давно моим знакомым. Сергей П., 38 лет, инженер по профессии, поведал о опыте парения
вне тела, иной раз он летал, как птица, мог просто править телом, достигая верхушек самых больших деревьев, перемещаясь в воздухе от один-одинешенек дерева к иному. Он не мог правильно передать, что он ощущал в этот причина — экстаз, восторг? Во период рассказа у него на очах вдруг явились слезы. Я сообразил, что можнож жить иначе, — так резюмировал он свойское повествование. Происходило все это во период утреннего сна, иной раз, как глядело, он и не дремал, все светло и отчетливо осознавая.
Идет указать и на то, что свойское сознание мистики определяют как чистое сознание. На пути к его продвижению они проходят различные ступени, этапы. Это особая подготовка (как писалось выше), техника вхождения (спонтанные фантастические переживания — явление редкое), постепенная трансформация сознания. Выделяют немножко ступеней экий трансформации:
1 шаг — отключение воспоминаний на физическом уровне-сенсорного мира;
2 шаг — формирование фантастических объектов;
3 шаг — постепенное отключение показных форм фантастических объектов;
4 шаг — отбрасывание самих фантастических объектов;
5 шаг — бессодержательность;
6 шаг — слияние с трансцендентной сущьностью.
1-ые четыре ступени — переходные. В их мистик может столкнуться с неожиданными явлениями: звучанием гласов, музыки, явлением некоторых фантастических персонажей. В одной из книжек по дзен-буддизму мне встретился занимательный пример: воспитанник во период медитации увидел богов и ощутил при всем этом экстаз. Он поторопился поведать о этом свойскому учителю, но в ответ услышал серьезный вопросец — водилось ли сосредоточено интерес медитирующего на вздымании и опускании брюшины, как того вызывают наставления. Иной раз воспитанник ответил, что не помнит, учитель сделал ему укор за отвлечение от концентрации интереса. Это разговаривает о том, что необыкновенным видениям при медитации не идет уделять интерес, потому что это итого только одна из ступеней погружения в фантастическое сознание. Визуально-звуковые явления, маловажно, сопровождаются они чувством ужаса и гадости либо видами священных созданий, не прибывают магическими. Зачем? Эти явления состоят из компонентов интеллектуально-сенсорного сознания (видим, слышим). Видимое тут стает, обычно, в необыкновенных сочетаниях, поэтому и забывает воспоминание что-то ненормального, сверхъестественного. В фантастическом же сознании компоненты интеллектуально-сенсорного сознания отсутствуют. О этом же строчит и И.Д. Успенский. Он обрисовывает переходное состояние, иной раз ему слышались гласа, они даже что-то сказали, вещали. Анализируя эти воспоминания, он прибывает к решению о том, что все в их водилось отраженным, все прибывало из памяти, из воображения [9, с. 329]. Все те известия, разговаривает он, тот или иной передавали ему гласа, он мог бы придумать сам.
Целью фантастической практики приходит достижение необычайного состояния гармонии, единения с Абсолютом, другими словами это — цели духовного нрава.
Итак, фантастическое сознание — особенный вид модифицированного состояния сознания, это погружение в глубины психики, активизация глубочайших и древних отделов мозга.
Исследования фантастических состояний сознания обнаруживают необыкновенности геометрии внутреннего мира жителя нашей планеты, его места и поры, масштабов
объектов. Е.К. Файдыш в занятию Модифицированные состояния сознания отмечает, что, невзирая на, глядело бы, субъективный нрав внутреннего места, оно обладает ряд закономерностей и инвариантов, свойственных целым людям, самостоятельно от их культурной либо государственной принадлежности. К ним касается неимение постоянных масштабов и форм у один-одинешенек и такого же объекта.
Так, в один-одинешенек из рассказов чукотского шамана говорится: Тяжело осознать, какие посещают духи, великие либо малолетние. Посмотришь на духа — он младше
мошки. Посмотришь вновь — и он теснее ростом с жителя нашей планеты. И вот погляди: он теснее посиживает на утесе и ноги его внизу, на песке, присмотрись к нему поближе: он
как будто не преимущественно пальца. Погляди на него издали, через свободный туман — и он высится, как целая гора [10, с. 19].
Иной отличительной, инвариантной сторонкой внутреннего магического места приходит деформация условных масштабов: какая-то количество
может усиливаться и останавливаться большой, в то период как вторые резко убавляются. Отмечается и перемещение, инверсия объектов — правое может
замерзнуть левым, внешнее — внутренним, женское — мужским.
В конце концов, внутреннее место характеризуется неименьем места как такового, одинаково как и поры. Один-одинешенек и этот же объект быть может
частично что-то корпоративного и сразу вмещать его в себя, другими словами проецироваться в многообразные области внутреннего, моделирующего различные нюансы действительности места, владеющего различной структурой и геометрией. В фантастическом сознании, как теснее указывалось, происходящие действия не могут
водиться описаны в определениях реального, прошедшего либо имеющегося — там все присутствует в реальном.
Возникает вопросец: какая действительность быть достойным за обилием миров, воспринимаемых человеком в фантастических состояниях сознания? Безукоризненно разумеется, что она не совпадает с ньютоно-картезианской моделью пространственно-временного мира. Ежели в ругательной размахи и формы при перемещении
объектов не модифицируются, то в пространстве магического сознания они модифицируются самым невозможным, феноминальным образом. Физическое место Ньютона однородно, изотропно, в нем отсутствуют переходы (туннели), связывающие какие-то другие области внутреннего мира, инверсии. Все это глодать во внутреннем пространстве магия.
О чем молвят эти факты? Они указывают, как минимум, на два причины: вероятно, окружающий жителя нашей планеты мир не таков, каким он приходит нам в нашем
обыкновенном сознании. Он не трехмерен, а многомерен (мысль многомерных вселенных рассматривается в службах С. Хиптона, И. Успенского, Р. Рукперта и др.). Эти идеи знамениты с глубочайшей древности. Так, в упоминаемых мною Упанишадах непрерывно указывается на то, что наша вселенная только одна из безграничного множества схожих на нее вселенных.
И 2-ое: эти состояния подтверждают существование других форм сознания, вместе с средним, что дозволяет поглубже осознать особенность жителя нашей планеты,
то, как устроена его духовная природа.
Мистическое - как индивидуальный опыт человекаФантастические переживания открывают иную природу сознания.
Современная аналитическая психология З. Фрейда, К. Юнга почти все проясняет в том, что приходит источником, базовой генеральной схожих состояний. Знакомый спец в области трансперсональной психологии С. Гроф ввел другое понятие для обозначения осматриваемых мною духовных состояний — холотропное сознание.
Озарения жителя нашей планеты в холотропных состояниях сознания дозволяют поглубже понять единство людского существования и Бытия, связь цельных
частей космической сети, неотъемлемой частью тот или иной приходим каждый из нас. В этих состояниях обретается, раскрывается новейший пласт познаний о мире, его
агрегате, и часто он осознается как наиболее принципиальный, наиболее подлинный для магия, ежели научная картина мира.
Действие фантастических переживаний испытали на для себя духовидцы глобальных религий, большие стихотворцы, музыканты, ученые. Можнож допустить мысль о
том, что этическими ценностями нашей культуры мы должны этакого рода переживаниям лесных обитателей Упанишад, Будды, Моисея, Авраама, Христа,
Мухаммеда.
Для подведения итога мне хотелось бы обратиться к размышлениям нашего российского философа В. Розова, изложенным в занятию Странствие
в страну эзотерической реальности. Определяя действительность как устойчивый мир, этот нам в сознании и вне его, он показывает на принципиальный, на мой взор, причина: есть множество реальностей, настоящих для субъекта; для религиозного жителя нашей планеты — это Бог, для магия — это Универсум, Вселенная, большое То, для делового жителя нашей планеты — занятие, для обывателя — семья, для малыша — предки, еда, тепло. Действительности могут водиться высшими и производными. Для мистиков земной мир, природа — производные действительности, в то период как для среднего жителя нашей планеты они высшие; и те, и вторые переживаются человеком как будущие на самом деле, безусловно реально.
Различные действительности обоснованы различием сфер психики — генеральных каналов изживания психологических структур жителя нашей планеты, тот или иной обеспечиваются его практической деятельностью. При соответственных договорах потребности, вожделения, цели жителя нашей планеты довольствуются, снимаются с повестки дня, но ежели обстановки этому не содействуют, тогда нереализованные в центральной сфере психологические структуры провоцируют учение символических реальностей. Их индивидуальностью приходит полное либо частичное неимение при их теории показной детерминации со страны сознания, либо воспоминаний, прибывающих из центральной сердитой налаженности. Это доставляет вероятность психике выбирать особенный строительный материал — опыт души и творить необыкновенную действительность, психологическую, в тот или иной царствует дух. Более ясно это проявляется в фантастических состояниях, наименее ясно — в искусстве, забаве, общении [11, с. 354-355].
Кто-то потребует: ну и что ценного в этаких переживаниях, располагают ли они какой-или смысл? Эти состояния указывают нам на то, что человек может жить
как-то по другому, созидать сверхразумное начало, космическое целое, трансцендентальные миры. Вероятно, это — зачатки процесса трансформации сознания и перехода его на другой ватерпас, иной раз эталоны красы, добросердечна, свободы, творчества завоюют статус настоящей, земной действительности.
Summary
L.A. Bessonova. Mystical As an Experience of Human Individuality.
This article is devoted to the specific sphere of mystical phenomenon — mystical experience. Mystical experience is viewed on the examples from biographies of such famous philosophers and researches as P. Phlorenskey, K. Jung, D. Andrew and others. The gamut of emotions, such as ecstasy, obscure horror, a feeling of loosing oneself in the spatial and temporary and premonition of something extraordinary is not complete enough to show the emotional experience of those people. The facts summarized, conclusion is мейд that majority of people have poor emotional experience and some of them, probably, suffer from it every day.
It is a usual phenomenon for those who are connected with spiritual reality and usually they are musicians, poets, philosophers and clergymen.
Key words: mystical spirit tradition, mystical consciousness, mystical experience, mystical reality, the natural mystical experience, the cultivated mystical experience, meditation, Absolute, the unified vision, holotropical consciousness.
Литература
1. Гуревич П.С. Роптания души и фантастический опыт (Послесловие) // Джеймс У.
Обилие религиозного опыта. — Мтр.: Наука, 1993. — С. 411-424.
2. Андреев Д. Роза мира. — Мтр.: Другой мир, 1992. — 576 с.
3. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошедших дней. Генеа-
логические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. — Мтр.: Моск. рабочий,
1992. — 560 с.
4. Налимов В.В. В поисках других смыслов. — Мтр.: Прогресс, 1993. — 285 с.
5. Уолтер Стейс. Мистицизм и человечий ум / Пер. с англ. Литр..А. Бессоновой //
Архетип. Филос. психоаналит. журн. — Мтр., 1997. — 3-4. — С. 58-74.
6. Кларк Д.Ж. Мистицизм и феномен жизни затем погибели // Волшебный кристалл:
Мистика очами ученых и волшебников: Сб. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина; пер.
В.Н. Поруса. — Мтр.: Республика, 1994. — С. 270-282.
7. Тарт Ч. Состояние сознания // Волшебный кристалл: Мистика очами ученых и ча-
родеев: Сб. / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина; пер. В.Н. Поруса. — Мтр.: Республика,
1994. — С. 180-248.
8. Упанишады / Пер. А.Я. Сыркина. — Мтр.: Наука, 1967. — 365 с.
МИСТИЧЕСКОЕ КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА 41
9. Успенский И.Д. Новенькая модель Вселенной. — Мтр.: Фаир-Пресс, 2003. — 560 с.
10. Файдыш Е.А. Модифицированные состояния сознания (лаконичный путеводитель по внутрен-
ним мирам). — Мтр.: АО Корона Лак, 1993. — 135 с.
11. Розин В. Странствие в страну эзотерической действительности. Избранные эзотериче-
ские учения. — Мтр.: УРСС, 1998. — 376 с.
Бессонова Людмила Александровна — доктор философских наук, доктор, за-
ведующий кафедрой философии Академии управления ТИСБИ, грам. Казань.
E-mail:
Этот e-mail адресок защищен от мусор-роботов, для его просмотра у Вас обязан быть включен Javascript


Posted in Экология человека by with comments disabled.