Отношение школьников к курению
В статье освещена тема аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфичность дела идущих в ногу со временем школьников к курящему окружению, рекламе табака, употреблению вида курильщика в художественных фильмах. На основанию результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения посреди учащихся.
В статье освещена вопрос аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфичность дела идущих в ногу со временем школьников к курящему окружению, рекламе табака, применению вида курильщика в художественных фильмах. На основанию результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения посреди учащихся.
Глобальная организация здравоохранения признала курение табака глобальной опасностью для населения земли. По предоставленным ВОЗ, от болезней, связанных с сиим пагубным пристрастием, в мире каждые 6 секунд помирает один-одинешенек человек, а раз в год — наиболее 5 млн. человек. Ежели тенденции нарастания распространения курения продлятся, то, сообразно прогнозам, теснее к 2020 году преждевременно будут помирать раз в год по 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет один-одинешенек из самых мощных причин, приводящих к досрочной погибели.
Подростковый возраст более небезопасен в плане формирования аддиктивного поведения1, в том числе и табакокурения. Детки и дети оказываются более не защищенными, уязвимыми в трудных социально-экономических договорах, ощущая себя одинокими в борьбе с трудностями. Часто они не готовы к новеньким, твердым заявкам сообщества, не способны сделать самостоятельный выбор и забрать на себя ответственность за него [6; с. 3]. Рвение к познанию в итоге новейшего, жажда побыстрее встать взрослым, перенять повадки поведения старших, трусость отстать от ровесников — все это при неблагоприятно складывающейся ситуации густо приводит к формированию у ребенка разных зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой, табачной и др. При всем этом не исключается и воздействие био, соц, психических и духовных причин.
Аддиктивное поведение
1 Аддиктивное поведение (от addiction — склонность, пагубная повадка) — форма деструктивного поведения, тот или другой выражается в стремлении к уходу от действительности средством конфигурации свойского психологического состояния (Современный психический словарь / под ред. Б.Грам. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб., 2006. — С. 18.).
По результатам мониторинга, проведенного ИСЭРТ РАН в 2008 грам., посреди жителя Вологодской области водилось выявлено 35% курящих, в числе тот или другой 43% сочиняет толика семей, обладающих несовершеннолетних детей2 (рис. 1). Невзирая на то, что число этаких семей сокращается, число курящих в Вологодской области усиливается [5].
Школьный возраст — это период роста как физического, так и умственного. Происходит крепкое усвоение познаний, умений, способностей, повадок, при этом не только лишь нужных, да и вредных. Большая часть курящих обладали 1-ый опыт курения в школьном возрасте. И превосходно не тайна, что чем ранее человек начнет курить, тем труднее ему отрешиться от сигареты. В отношения с сиим предназначенное заинтересованность учители и психологи Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН уделяют формированию агрегатов школьников на здоровый стиль жизни.
Огромное действие на несформи-ровавшееся сознание школьника оказывают окружающие. Судя по предоставленным опроса, проведенного в апреле 2009 грам. посреди учащихся 5 -11 классов НОЦ, 95% школьников находятся в окружении курящих приятелей, одноклассников, знакомых (табл. 1).
У половины учащихся курят недалекие родственники: отец, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка (табл. 2). В отношения с сиим увеличивается возможность перехода некурящего учащегося из категории пассивного курильщика в категорию конструктивного.
По результатам опроса водились выявлены курящие учащиеся НОЦ — это 6,6% женщин 10 — 11 классов. По сужденью школьниц, в главном дети начинают курить за компанию — 66%, из любопытства — 17%, из-за заморочек жилища и/либо в школе — 17%.
Лишь 40% курящих учащихся НОЦ ответили позитивно на вопросец: Собираетесь ли Вы кинуть курить в последнее время?). Их рвение кинуть курить поддерживают приятели (60%), одноклассники (40%), предки (20%), учителя (20%).
В качестве обстоятельств, мешающих кинуть курить, школьники отметили последующие: Все приятели курят (80%), Легко нет желания (20%), Не хватает массы воли (20%).
Отвечая на вопросец: Что, по Вашему сужденью, может сориентировать кинуть курить?), учащиеся избрали экие варианты ответов, как:
♦ занятия спортом — 31%;
♦ собственное жажда — 66%;
♦ сужденье окружающих — 12%;
♦ пропаганда здорового стиля жизни — 5%.
Эким образом, осмотренные сведения социологического опроса дозволяют сделать заключение о густой ступени распространенности курения в школьной среде НОЦ и в то же пора о обширной распространенности данной вредной повадки посреди недалекого окружения школьников. Но их собственные цели, ценностные предпочтения, убеждения, а также доводы за курение и против него остались невыясненными, потому что выявить их способом искреннего опроса проблемно. Потому нужен второй способ — интерактивный, тот или другой дозволяет найти собственную позицию подростков по отношению к курению посреди ровесников. Нами был применен способ фокус-групп (групповое интервью).
Целься фокус-группового исследования: узнать отношение школьников различного возраста к вопросу курения в современном сообществе, в частности к ее соц, юридическим, психическим нюансам:
1. Воздействие рекламы табачной продукции (щитовая, в СМИ), а также вида курящего героя в современном искусстве на социально-психологическое самочувствие школьников, их отношение к близкому здоровью.
2. Оценка школьниками эффективности административных мер, применяемых против распространения курения: запрета на курение в публичных участках, запрета реализации табака личностям до 18 лет.
3. Воздействие фактора курения на нрав межличностных отношений школьников с родственниками, товарищами, одноклассниками.
4. Причины, содействующие формированию агрегатов на здоровый стиль жизни, борьбе с распространением курения посреди молодежи.
Для роли в исследовании приглашались школьники 5 — 11 классов, навещающие НОЦ, в возрасте от 11 до 17 лет. Учащиеся бегло (по вожделению) воспринимали заключение о близком участии в занятию фокус-группы.
В целях проведения исследования водились сформированы 2 группы респондентов, выделяющихся возрастными чертами:
старшие классы (10-11-ый); 15-17 лет — старший подростковый возраст, ранешняя молодость;
средние классы (7 — 8-ой); 12-13 лет — младший подростковый возраст.
Точные аннотации водящих, динамичная разминочная число, общее дискуссия в группах управлял поведения во пора интервью обеспечили активность школьников при обсуждении темы курения, искренность в выражении воззрений.
Все соучастники фокус-группы отметили высшую значимость и актуальность темы курения подростков, показали довольно пространную осведомленность о ее мед, психических и соц качествах и глубину их осознания.
Факт пространного распространения курения в молодежной среде подтвердили все респонденты: У меня курят почти все знакомые, Начинают курить на данный момент рано и т. п. Но несколькими соучастниками (15,4%) подмечена тенденция вырастающей репутации здорового стиля жизни посреди юных жителей нашей планеты: На данный момент курить останавливается не модно.
Сформулированные соучастниками дискуссий доводы за курение и против него демонстрируют в целом негативное отношение к данной вредной повадке.
Способ мозгового штурма, направленный на выявление доводов и контраргументов, отдал последующие результаты.
Доводы за курение:
• успокаивает, снимает напряжение — 23% респондентов;
• благовидно глядит, привлекателен сам процесс (сигара, дорогие сигареты) — 15,4%;
• придает убежденности, приносит чувство взрослости — 15,4%;
• приносит экономическую прибыль бизнесу и государству — 7,7%.
Идет отметить, что некие соучастники фокус-группы затруднились с определением доводов за курение; смогли их сконструировать 53,8% респондентов, в главном мальчишки (85,7%). Наиболее конструктивными в определении плюсов курения оказались учащиеся 7 класса, для тот или другой необыкновенно актуальным оказался психический аргумент — обретение убежденности за счет курения (40%).
Наиболее деятельно соучастники показали себя в формулировании контраргументов. Примечательно, что те школьники НОЦ, тот или другой обладают больший опыт научной деятельности (10 класс), направляли заинтересованность не только лишь на мед нюансы ущерба курения, да и на экономические и социальные.
Доводы против курения:
портит здоровье (вред целому организму) — 92,4% опрошенных;
наносит вред окружающим (пассивное курение) — 30,8%;
вздорная растрата средств, сырья (бумага, краска) — 30,8%;
приводит к зависимости, изменению психики жителя нашей планеты — 23%;
изготовители могут иметься нечестными в отношении состава сигарет -15,4%;
противный запах изо рта — 15,4%;
вызывает отличия в физическом развитии потомства — 15,4%;
теснее не стильно — 15,4%;
замедляет рост организма — 7,7%;
мешает заниматься спортом — 7,7%;
курение — причина пожара — 7,7%;
наносит экологический вред — 7,7%.
Большая часть респондентов считают курение вредной повадкой (76,9%), но отмечают, что эта повадка чрезвычайно стремительно останавливается зависимостью; 23% соучастников дискуссии окрестили курение болезнью.
Надлежащий агрегат вопросцев выявлял отношение к рекламе табачной продукции. Вопросцы, дотрагивающиеся рекламы и антирекламы табака, вызвали энтузиазм у респондентов, дозволили им искренне высказать свойское сужденье. Они довольно стремительно вспомнили, где лицезрели рекламу:
на улице (щитовая) — 38,5%;
в печатных СМИ (глянцевых журнальчиках) — 30,8%;
в телевизионных програмках -15,4%;
в художественных фильмах — 15,4%;
маркетинговые акции в магазинах — 7,7%;
маркетинговые проспекты около площади реализации сигарет (ларьки, кассы в магазине) — 7,7%.
Респондентам запомнилось немного вариантов более красочной рекламы, с ясными видами, выгодными предложениями, к примеру акция Купи и выиграй, реклама сигарет марки Winston.
Большая часть соучастников дискуссии (84,6%) считают, что реклама табачной продукции не нужна, разъясняя свойскую точку зрения бесполезностью таковой рекламы: Ежели человек курит, то ему реклама не нужна, Не оказывает влияния. Немного соучастников заняли нейтральную позицию сравнительно рекламы табачной продукции (15,4% -лишь мальчишки).
Школьники приняли функциональное роль в обсуждении вариантов антирекламы табака. В главном (61,5% опрошенных) это многообразные облики устрашающей антирекламы, к примеру фото из морга, крупным планом органы курильщика и т. п. Водились и положительные предложения (15,4%): показать пример здорового человека, создать образ жителя нашей планеты, находящегося в гармонии с природой. Но 23% респондентов не лицезреют предназначенного смысла ни в рекламе табака, ни в антирекламе.
С перечисленными выше вопросцами перекликались вопросцы о допустимости употребления вида курящего героя в твореньях современного искусства (художественных фильмах). На то, курит герой в кинофильме либо нет, уделяют свое внимание 53,8% соучастников, не обращают — 46,1%. Но в процессе дискуссии 76,9% школьников смогли именовать этаких курящих героев, как Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Волк из Ну, погоди!), герои телесериала Бригада и др. В то же пора, по сужденью 38,4% школьников, в российских фильмах сцен, сопровождающихся курением, главным образом, чем в иностранных; другие учащиеся не лицезреют тут предназначенной различия.
Школьники сочли вероятной демонстрацию в кинофильмах процесса курения лишь в качестве художественного средства:
• для передачи стресса героя -38,5%;
• большей действительности вида, ежели курение сочиняет его неотъемлемую число (Шерлок Холмс, милиционер, бандит), — 30,8%;
• эстетической привлекательности (курящие дамы) — 15,4%;
• рекламирования той либо другой марки сигарет — 15,4%;
• передачи процесса раздумий героя — 7,7%.
Большая часть школьников, принявших роль в групповом интервью (61,5%), считают, что возможно обойтись без демонстрации процесса курения, ежели применять вторые художественные средства, к примеру стресс передать дрожью. При всем этом 38,5% респондентов считают употребление в фильмах вида курящего героя полностью оправданным: это число образа. Этакое сужденье поддерживают 75% опрошенных.
Можнож отметить разнообразное отношение школьников средних и старших классов к курящему герою с точки зрения пропаганды данной вредной повадки. Подавляющее большая часть учащихся средних классов (80%) считают употребление сходственных образов пропагандой курения. Старшие школьники (85,7%) заявили, что сказать тут о пропаганде курения нельзя, так как на происхожденье повадки курить влияет сначала свита жителя нашей планеты и его собственные убеждения: все зависит от человека.
Жаждая респонденты обеих групп в целом отмечают, что впрямую воздействовать на заключение курить либо не курить образ курящего героя не может, 15,3% школьников дозволяют экую вероятность (не себе) в том случае, ежели герой прибывает для жителя нашей планеты кумиром.
Последующая число вопросцев дотрагивалась воздействия фактора курения на межличностные дела. Тут мы не выявили точной зависимости меж положительным отношением к человеку и неимением у него повадки курить.
Можнож сказать о приклнном либо нейтральном отношении респондентов к факту курения бессчетных недалеких и знакомых жителей нашей планеты, при этом как сверстников, так и старших по возрасту (брат, папа, подруга матери, одноклассники, отчим, ребята во дворе). По сужденью подавляющего большинства (84,6%), курение не мешает общению, жаждая если б человек бросил курить, то достигнул бы большего почтения респондентов.
Школьниками водились названы последующие более комфортные для курения площади: во дворе школы — 30,8%; на балконе — 30,8%; у гаражей — 15,4%.
Специализированный энтузиазм вызвали вопросцы, направленные на исследование дела школьников к курящим личностям противоположного пола. Тут мы также не встретили ожидаемого резко отрицательного восприятия данной темы. Лишь 46,1% школьников высказались о нехорошем отношении к курящему юному человеку/девушке. У 30,8% респондентов факт курения лиц противоположного пола не влияет на их восприятие, 23% — не пустили внятного ответа (мне все равно, даже не знаю и т. п.).
Как видно из принесенных рисунка 2, лишь 30,8% респондентов признают, что факт курения влияет на их заключение встречаться либо нет с юным человеком/женщиной. При этом 23% опрошенных не замерзли бы встречаться, а 7,7% — не встречались бы до того времени, пока человек не бросит курить. Для подавляющего большинства учащихся (61,5%) факт курения не располагает такового значения в отношениях с противоположным полом, жаждая 46,1% респондентов признались, что пробовали бы воздействовать на недалекого жителя нашей планеты, чтоб он отказался от вредной повадки.
Заключительная число вопросцев анкеты дотрагивалась соц качеств курения. Фактически все школьники отметили густую эффективность принятых государством административных мер по борьбе с курением (запрет на продажу табачных изделий личностям, не достигшим 18 лет, запрет на курение в публичных участках). Это отражалось в этаких высказываниях, как: можно целым приобрести сигареты, противно, иной раз близко с тобой курят, я приобретаю собственной девушке сигареты и т. п.
Школьники обеих возрастных групп водились чрезвычайно функциональны в подборе мер, направленных на профилактику табакокурения. Выделены последующие причины, тот или другой, по сужденью респондентов, влияют на эффективность борьбы с курением на муниципальном степени и могут вынудить жителя нашей планеты кинуть курить:
1. Пропаганда здорового стиля жизни — 30,8%.
2. Устрашающие варианты антирекламы — 15,4%.
3. Пример важного жителя нашей планеты -15,4%.
4. Угроза здоровью — 15,4%.
5. Рост стоимости табачной продукции — 7,7%.
Проведенная по завершении службы фокус-группы рефлексия изобразила, что дети превосходно информированы о вероятном ущербе курения, необыкновенно в подростковом возрасте, но касаются к этому явлению, как к сложившейся действительности: Все зависит от человека, Трудно воздействовать на предпосылки курения и т. п.
Судя по предоставленным анкетного опроса и группового интервью, нужна системная профилактическая занятие со школьниками НОЦ. Невзирая на то, что большая часть из их не курят, они все находятся в группе риска, что обосновано курящим окружением, рекламой в СМИ, лояльностью публичного воззренья.
Потом подведения итогов исследования был организован месячник обслуживания табакокурения (апрель 2009 грам.). Спецы НОЦ оформили информационный щит о мед и психических качествах курения. В каждом классе прошли занятия по профилактике табакокурения с показом видеоматериалов, раскрывающих ступень ущерба курения для здоровья. Для 9 и 11 классов общегородского факультатива проведен тренинг по профилактике табакокурения Откажись от курения!). Все классы НОЦ приняли роль в конкурсе стенгазет, направленных на борьбу с курением. Профессионалами выступили спецы Вологодского областного центра мед обслуживания. Как итоговое мероприятие для учащихся 5 — 11 классов, студентов филиала СПбГИЭУ в грам. Вологде и аспирантов был организован совершенный стол Вопрос курения в современном обществе.
Разглядываемое направление формирования здорового стиля жизни, бесспорно, призывает прибавления и развития. Более многообещающими формами службы для проведения цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике вредных повадок могут иметься признаны:
• вербование школьников и аспирантов к волонтерскому движению против курения;
• проведение психических тренингов с целью обслуживания аддик-тивного поведения;
• организация встреч со спецами (нарколог, психоаналитик);
• употребление идущих в ногу со временем компьютерных программ (к примеру, внедрение комплексной программы обслуживания наркозависимости, алкоголизма и табакокурения Сталкер для службы с детками среднего и старшего возраста).
Исследование принесенной темы будет длиться, потому что энтузиазм для исследования препровождает выявление необыкновенностей происхожденья и протекания табачной зависимости у лиц различного возраста, а также сравнительный анализ эффективности причин (материальных, добронравных, соц), влияющих на заключение жителя нашей планеты кинуть курить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белановский, С.А. Способ фокус-групп / С.А. Белановский. — Мтр.: Магистр, 1996. -271 с.
2. Дмитриева, Е.В. Способ фокус-групп: темы подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. — 1999. — 8. — С. 133-139.
3. Игровая аддикция школьников: природа, формы проявления, методы преодоления: сборник научных статей / под корпоративной ред. Е.А. Репринцевой. — Курск: Курский гос. ун-т, 2008. — 159 с.
4. Крайнов, Д.Б. Алкоголь, курение и доходы / Д.Б. Крайнов // Деньги и бизнес. -2007. — 2. — С. 133-145.
5. Мониторинг состояния здоровья жителя Вологодской области / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — 2008.
6. Сборник методических веществ для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде / под ред. Грам.А. Никаном. — Вологда: ГОУ ВОЦТРиГО, 2007. — 157 с.
С признательностью к создателям и источнику: Темы развития местности • вып. 1 (47) • июль — сентябрь • 2009
Posted in Здоровье и Экология by admin with comments disabled.