Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
В предоставленной статье описаны педагогические обстоятельства, обеспечивающие удачную реализацию методики становления бережного дела к природе у малышей дошкольного возраста, а конкретно: актуализация потребности малышей дошкольного возраста в чувственно — целостном отношении к природе средством расширения витагенного опыта, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у малышей дошкольного возраста, становление экологического мышления малышей, экологизация развивающей предметной среды, употребление партисипативных способов воплощения экологического образования дошкольников.Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
В предоставленной статье описаны педагогические обстоятельства, обеспечивающие удачную реализацию методики становления бережного дела к природе у деток дошкольного возраста, а конкретно: актуализация потребности деток дошкольного возраста в чувственно — целостном отношении к природе средством расширения витагенного опыта, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у деток дошкольного возраста, становление экологического мышления деток, экологизация развивающей предметной среды, применение партисипативных способов воплощения экологического образования дошкольников.
Педагогические обстоятельства становления бережного дела к природе у деток дошкольного возраста приходит целостным действием многообещающего формирования личности, выражающееся в накоплении ею опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения исполнять экологически целесообразную деятельность на основанию налаженности приобретаемых в дошкольном возрасте представлений и простых понятий, реализуя потребность в разумном отношении ко цельному живому [2].
Выявление педагогических критерий исполнялось нами отталкиваясь от содержания и необыкновенностей разработанной методики, специфичности образовательного процесса в дошкольном учреждении, наличие общественного заказа на экологически грамотную личность.
Считаем принципиальным увидеть, что совокупа педагогических критерий обязана препровождать собой две их подсистемы, к тот или другой мы отнесли содержательные обстоятельства (актуализация потребности деток дошкольного возраста в чувственно-целостном отношении к природе средством расширения витаген-ного опыта, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у деток дошкольного возраста, становление экологического мышления деток) и обстоятельства процессуально — технические (экологизация предметной среды, применение партисипативных способов воплощения экологического образования дошкольников).
Осмотрим суть и эффективность выделенного нами комплекса педагогических критерий.
Актуализация потребности деток дошкольного возраста в чувственно-целостном отношении к природе средством расширения витагенного опыта. Так как актуализация — это воссозданье водящихся у жителя нашей планеты познаний, умений, способностей, многообразных форм поведения и чувственного состояния, а также отдельных психологических действий (представлений, идей, идей и т.д.), перевод их из потенциального состояния в конструктивное деяние то принесенное соглашение может содействовать развитию у дошкольников устойчивого энтузиазма к природе, а также самоопределению в налаженности отношений человек — природа.
При выборе предоставленного обстоятельства мы исходили из положения о том, что потребности правят деятельностью со страны субъекта. На генном уровне формируясь, потребности стают функциональной насильственно, тот или иной для собственного ублажения может актуализироваться без помощи других, не призывая неизменного действия извне.
Исполняя конструктивную жизнедеятельность, ребенок встречает с необходимостью преодолевать препятствия в форме показных и внутренних противоречий. Удачливость их преодоления зависит от наличия жизненного опыта ученика, сформированных на ранешних шагах развития определенных убеждений, ценностных ориентаций, нравственных норм, тот или иной выступают как форма понимания дошкольника его взаимодействия с критериями жизни и с окружающими людьми.
У деток дошкольного возраста круг интересов существенно расширяется, их заинтересованность завлекают почти все естественные явления, детки начинают осмысливать происходящее, мастерить собственные решения и умозаключения. Заработанный витагенный опыт влияет на возможности и умения дошкольников сделать в водящемся компетенции для положительной поведенческой практики и для формирования здоровых отношений в мире природы. Этаким образом, актуализация указанной потребности вероятна только тогда, иной раз у дошкольника грызть ее внутренняя мотивация. Нужно применять этакие формы и способы учебного процесса, тот или иной бы обеспечивали сочетание показных действий, вызывающих адекватную реакцию учеников, и внутренних, влияющих на порядочные потребности.
Педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у деток дошкольного возраста. Теоретическое обоснование предоставленного обстоятельства опираются на идеи Ш.А. Амоношвили, Литр..С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Я Лер-нера, А.С. Матюшкина, Мтр.И Махмутова, З.И. Равкина и т.д. Сообразно их взорам, до того как приступить к познавательной и практической деятельности, нужно позаботиться о том, чтоб перед воспитанником показалась необходимость бережного дела к природе в рамках экологического образования.
В налаженности дошкольного экологического образования педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности соединено с переживанием, тот или иной вдохновляет малыша разыскивать ключ к осознанию проблемной ситуации, не дозволяя удовлетвориться подсказанным извне либо случаем разысканным методом выхода из нее[4].
Взаимодействие обучения, воспитания и развития происходит более продуктивно в настоящей практической деятельности дошкольника. В процессе экологически направленной настоящей деятельности формируются практические умения деток по экологии: охрана окружающей среды, бережное к ней отношение в трудовой, общественно полезной деятельности, проектирование и исполненье коллективных и личных внешностей занятий по охране природы[3].
В отношении деток дошкольного возраста плотнее употребляется понятие познавательная активность. Познавательная активность — активность, возникающая по предлогу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии инфы, жажде углубить, уточнить родные познания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросцы; проявлении творчества, в умении усваивать метод познания и употреблять его на ином мат-ле. Многообразными формами познавательной активности приходят ориентировочно-исследовательская активность, осознание, рефлексия и т.п.[5]. Активность завершается актами вывода темы, представленными в актах понимание. Конкретно потому более внушительными ситуациями в появлении актов познавательной активности в процессе становления бережного дела к природе у деток дошкольного возраста приходят ситуации обучения, многообразных видов межличностного взаимодействия, забавы, учения.
Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
В целом значимость стимулов практической и познавательной деятельности в процессе становления бережного дела к природе у деток дошкольного возраста проявляется в том, что они:
— нацеливают малыша на любознательность и энтузиазм к предоставленной деятельности;
— отражают идеи гуманизма в области учебной деятельности, в отношения с чем они будут приспосабливаться в последующем;
— разрешают индивидуализировать познавательную деятельность малыша;
— содействует развитию саморегуляции учебной деятельности каждым обучающимся.
Становление экологического мышления деток. Процессы мышления появляются при содействии жителя нашей планеты с окружающей реальностью.
И.Мтр. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления появляются на основанию простых форм познания — практических деяний малыша. Эти деянья включены в чувственное познание и служат не совсем только средством вывода определенной задачки, да и методом освоения самой мыслительной деятельности.
Мы предполагаем, что развитие мыслительной деятельности деток будет проходить наиболее счастливо при соглашении, ежели:
1. работа с детками в природе будет систематичной;
2. знакомить деток с естественными обществами, демонстрировать связи представителей животного и растительного мира;
3. ставить и решать проблемные задачки в процессе общего обсуждения с воспитателем, что приносит потенциал детям анализировать, сопоставлять, обобщать, т.е. развивать логическое мышление.
Методы развить экологическое мышление:
пристально следить за миром вокруг нас;
отыскивать изъяснения происходящим явлениям в природе;
инспектировать идеи;
задавать вопросцы;
Принципиальная и более непростая вопрос умственного развития дошкольника — это формирование активности, тот или иной обладает различные выражения у малыша: проявление энтузиазма к окружающим предметам, объектам, явлениям природы, вожделение и умение отыскивать ответы на интересующие вопросцы без помощи других либо с поддержкою воспитателя; формирование самостоятельности мыслительной деятельности.
Экологизация развивающей предметной среды. Термин развивающая предметная среда введен С.Литр.. Новоселовой. Предметная развивающая среда -порядок материальных объектов и средств деятельности малыша, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического вида. Обогащенная среда развития подразумевает единство соц, в том числе предметных и естественных средств обеспечения разнородной деятельности малыша.
Обогащенная среда подразумевает единство соц и естественных средств обеспечения разнородной деятельности малыша.
Экологическая среда в ребяческом саду — это сначала определенные, раздельно арестованные животные и растения, тот или иной непрерывно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и деток; при всем этом чрезвычайно главно, чтоб воспитатели и вторые сотрудники ребяческого сада знали экологические индивидуальности каждого объекта природы — его потребности в тех либо других факторах наружней среды, обстоятельства, при тот или другой он отлично себя ощущает и развивается.
По нашему суждению, эколого-развивающая среда подразумевает наличие этаких частей, тот или иной бы содействовали уточнению, расширению и конкретизации экологических представлений деток, воспитанию у их бережного дела к объектам природы, вожделение хлопотать о их, ощущать ответственность за их жизнь и повседневное состояние.
Применение партисипативных способов воплощения экологического образования дошкольников.
Мы в собственном исследовании, прямо за Е.Ю. Никитиной, будем разглядывать партисипативные способы становления бережного дела к природе у деток дошкольного возраста как метод организации управленческого взаимодействия, побуждающего соучастников образовательного процесса к деятельности, направленной на заслуги наиболее высочайшего ватерпаса становления бережного дела к природе[1].
Заметим при всем этом, что слагаемыми термина партисипативность приходят: общее принятие и выполнение заключений, предоставление способности ребенку водиться деятельностным на цельных шагах подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки вывода в процессе экологического образования; диалог меж субъектами образования, основанный на паритетных началах; поиска согласия, заслуги консенсуса; компетентность соучастников образовательного процесса; рвение к сопричастности, признанию, самовыражению, саморазвитию и т.д.
Анализ практики указывает, что удачное употребление партисипативных способов по возможности при обеспечении надлежащих причин:
профессионализм и опыт учителя, дозволяющий вызывать деток дошкольного возраста на доверительное общение, что содействует становлению бережного дела к природе;
дискуссия и переработка инфы в области охраны природы;
готовность деток к партнерству с педагогом, иной раз они из слушателей преобразуются в полноправных соучастников образования.
Новизна выделенных педагогических критерий становления бережного дела к природе у деток дошкольного возраста содержится в том, что они не употреблялись ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования. Необходимость и достаточность разыскиваемых критерий будет подтверждена во 2-ой главе истинной службы.
Библиографический перечень
1. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к теме подготовки водящегося учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 101 с.
2. Соколова, Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. …канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.
3. Тарасюк, В.Н. Теоретические начала педагогического стимулирования: дис. .д-ра пед. наук.- Карачаевск, 1997.- С.3-316.
4. Тюмасева, З.И. Методические назначения по экологическому образованию/Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. — Челябинск. 1989. — 83 с.
5. Урсул, А. Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы.-2006. — 7.-С.28-33
Bibliography
1. Nikitina, E.Yu. Theoretical-and-Methodological Approaches to the Problem of a Future Teacher’s Training in the Sphere of Educational Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina — Chelyabinsk: ChSPU, 2000. — 101 p.
2. Sokolova, N. A. Younger Schoolchildren’s Careful Attitude to Nature Forming: Dis. … Cand. of Ped / N.A. Sokolova. — Kurgan, 2008. — 213 p.
3. Tarasyuk, V.N. Theoretical Bases of Pedagogical Stimulation: Dis. … Doctor of Ped / V.N. Tarasyuk. — Karachaevsk, 1997. — P. 3-316.
4. Tyumaseva, Z.I. Methodological Recommendations for Ecological Education / Z.I. Tyu-maseva // Chel. Region. University of Teachers’ Adv. Training. — Chelyabinsk, 1989. — 83 p.
5. Ursul, A. D. The Concept of Outstripping Education / A.D. Ursul // Bulletin of Higher School. — 2006. — 7. — P. 28-33.
The article describes pedagogical environmental complex which provides successful realization of preschool children’s careful attitude to nature forming, namely: actualization of the preschool children’s necessities for sensual-holistic attitude to the nature by means of vitagen experience; pedagogical stimulation of cognitive and practical activity of the preschool children; preschool children’s ecological thinking forming; ecologization of developing subject environment; usage of participative methods of the preschool children’s ecological education.
Key words: pedagogical environmental complex, preschool children’s careful attitude to nature, stimulus, cognitive activity, ecological thinking, ecologization of environment, participative methods.
грам. Челябинск Gordeeva Darya Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics and Psychology of Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
С признательностью к создателю и источнику: Гордеева Дарья Сергеевна, соискатель; кафедра педагогики и психологии предметных методик Челябинский муниципальный педагогический институт, Вестник ЧГПУ6 2010


Posted in Экология человека by with comments disabled.