Проблемы духовности и нравственности в формировании экологического сознания

Проблемы духовности и нравственности в формировании экологического сознанияМысль сохранения природы, ее воспроизводства появилась довольно издавна — еще в Средние века. Но практическая ее реализация началась только в ХХ веке, иногда население земли оказалось на грани глобальной экологической катастрофы. Население земли стало перед выбором: или поменять собственный склад ума потребительского дела к природе на склад ума партнерства, или погибнуть. Отсюда вытекает практическая значимость не только лишь экологического образования и воспитания, да и формирования экологического сознания, новейшей, направленной на природу нравственности жителей нашей планеты.Проблемы духовности и нравственности в формировании экологического сознанияМысль сохранения природы, ее воспроизводства показалась довольно издавна — еще в Средние века. Но практическая ее реализация началась только в ХХ веке, иной раз население земли оказалось на грани глобальной экологической катастрофы. Население земли стало перед выбором: или поменять личный склад ума потребительского дела к природе на склад ума партнерства, или погибнуть. Отсюда вытекает практическая значимость не только лишь экологического образования и воспитания, да и формирования экологического сознания, новейшей, направленной на природу нравственности жителей нашей планеты.
Дисциплина Экология ) приходит неотклонимой для целых высших учебных заведений. Обосновано это тем, что современная экология представляет из себя комплексную науку, решающую очень обширный диапазон практических и теоретических задач, актуальнейших на современном шаге развития населения земли. По емкому определению один-одинехонек из огромнейших идущих в ногу со временем экологов Юджина Одума, экология — это междисциплинарная область познания, наука о агрегате многоуровневых налаженности в природе, сообществе, их взаимосвязи.
Можнож выделить последующие генеральные цели и задачки изучаемой дисциплины:
• общеобразовательные : усвоение генеральных закономерностей отношений меж живыми организмами и окружающей средой, осознание обстоятельств происхождения нарушений динамического равновесия экосистемных касательств и их последствий, экологических заморочек современности;
• воспитательные: формирование и развитие экологического сознания, воспитание ответственного дела к окружающей естественной среде, единства экологического сознания и поведения, гармоничного с природой;
• практические: соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, умение предсказывать развитие экологических заморочек и отыскивать пути их вывода, расценивать близкие деяния и деяния вторых жителей нашей планеты с точки зрения их действия на окружающую среду и экологическую сохранность целых живых организмов, в том числе и жителя нашей планеты.
Главнейшим соглашением удачного вывода поставленных задач приходит их реализация на принципах нравственности и духовности, соблюдения этических по отношению к естественным объектам, природы в целом.
Разговаривая о духовности и нравственности нужно раскрыть смысл этих понятий.
Духовность — свойство души, состоящее в доминировании духовных, порядочных и интеллектуальных интересов над материальными. По определению Ожегова С.И, дух — это сознание, мышление, психологические возможности, то, что вдохновляет к деяниям, деятельности, начало, определяющее поведение, деяния [4]. Нравственность — внутренние, духовные свойства, тот или иной управляется человек, этические нормы; верховодила поведения, определяемые этими свойствами.
Определения этика, мораль, нравственность недалеки по смыслу. Они появились в 3-х языках. Слово этика от греческого ethos — норов, обычай, мораль — от латинского mores, что значит то же, что и в греческом ethos и нравственность — от российского норов. В У веке до н.э. Аристотель термином ethos обозначил добродетели жителя нашей планеты, проявляющиеся в его поведении и сооружающие его свершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, правдивость.
В половине прошедшего столетия в психологии стала формироваться новенькая научная ветвь — экологическая психология — наука о воздействии окружающей среды, ее причин на психику жителя нашей планеты, наука о психологии экологического сознания. Философской основанием психологии экологического сознания стало развитие осознания того, что прогрессирующий экологический кризис не по возможности преодолеть без главенствующего вида массового экологического сознания, приходящего его психологической базой [3].
Экологическое сознание в обширном смысле слова представляет из себя сферу публичного и общественного сознания, связанную с отражением природы как количества бытия. Формирование специфичного восприятия мира природы и необыкновенного дела к этому миру содействует с движением медли развитию экологического сознания. В близкую очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное воздействие как на своеобразие восприятия естественных объектов и явлений, так и на специфику дела к ним.
Дерябо С.Д. и Ясвин В.А. [1,2,5], разглядывая экологическое сознание в социогенетическом и онтогенетическом качествах, выделяют последующие генеральные характеристики, описывающие его в целом: психическая включенность (либо противопоставленность ) жителя нашей планеты в мир природы; субъектность (либо объектность ) восприятия естественных объектов и явлений; непрагматический (либо прагматический) нрав взаимодействия с природой. Творцами выделяется последующие этапы формирования современного экологического сознания: устарелая эра, эра античности, Средневековье, Новое пора. Короткая черта приводится гуще.
Устарелое экологическое сознание характеризуется высочайшей психической включенностью жителя нашей планеты в мир природы, наделением в той либо другой форме субъектностью объектов и явлений мира вокруг нас, а также неразделенностью прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
В устарелом сознании человек понимался как количество большого естественного организма. Вопросец отношений с окружающей природой был вопросцем физического выживания людского рода. Стиль жизни не дозволял ни встать над ней, ни пренебрегать ее. Атрибуция (от лат. atributum — приданное — наделение каким-или качеством, свойством) субъектности жило в различных формах на различных шагах эволюции устарелого сознания. В устарелой эре Дерябо С.Д. [1] выделяет 5 шагов развития субъектного восприятия естественных объектов.
На основном шаге первобытная община фактически не выдается от стада высокоорганизованных животных и нетрудно занимает свойственную ей экологическую нишу. В это пора ни о какой атрибуции субъектности еще как бы нет и речи.
На втором шаге теснее возникает субъектификация, но в специализированной форме, порождаемой не отдельной персоною, а родом. И в основанию перенесения на естественный объект человечьих свойств, уподобление его человеку, т.е. антропопатизма, лежит его неразделенность с природой. Каждый объект мира приходит сосредоточением демонической энергии, тот или другой быть может подходящей либо вредной для жителя нашей планеты. Отсюда целая порядок ритуалов, направленных на минимизацию деяния злой и увеличения деяния доброй демонической массы.
На 3-ем шаге, иной раз человек выучился различать идею вещи от самой вещи, водящей формой атрибуции субъектности останавливается анимизм.
Анимизм — это порядок представлений о мире, в основанию тот или иной лежит вера в наличие у естественных объектов и явлений специализированной отделимой от их субстанции (духа, души), способной энергично и без помощи других действовать. В анимических концепциях духи живут в естественных объектах и явлениях, но не отождествляются с ими. Они могут жить и затем погибели объекта, вызывать различные естественные явления, милуя либо наказывая жителя нашей планеты в зависимости от его поведения в природе.
Равномерно анимистические представления заслуживают все наиболее абстрактный и обобщенный нрав — мир духов перерастает в мир богов. В это пора боги равноправны природе в ее проявлениях ; природа и грызть сами боги, их воплощение, их персонификации. Другими словами, на четвертом шаге водящей формой атрибуции субъектности останавливается персонификация.
Персонификация, либо олицетворение — это порядок представлений о мире, в тот или иной объект приходит воплощением какого -то людского характеристики, представителем определенного вида людского нрава, абстрактных понятий, идей. Египетские, греческие, римские боги прибывают персонификациями тех либо других абстрактных понятий и идей. Осирис либо Деметра — персонификация земного плодородия, Марс либо Арес — войны, Гефест — ремесленного искусства и т.д.
И в конце концов, на 5-ом шаге водящей формой атрибуции субъектности останавливается антропоморфизм.
Антропоморфизм — порядок представлений о мире, в основанию тот или иной лежит признание наличия телесного и психологического схожести, сходства меж человеком и вторыми объектами и явлениями (животными, растениями, живой природой, небесными телами, мифологическими и священными созданьями и т.п.); наделение объектов и явлений мира человечьими качествами, уподобление человеку, т.е. все объекты воспринимаются как люди, но в товарищем обличии.
В эру античности в экологическом сознании вышло его 1-ое высококачественное изменение: психическая включенность в мир природы сменилась психической противопоставленностью. Началось научное осмысление природы, она стала объектом исследования, что стало предпосылкой ее объектного восприятия и, тем более, соответствующей чертой древнего экологического сознания приходит, что оно поближе к субъектному, чем к объектному восприятию природы. Это соединено с тем, что мифологическое мышление в эру античности не пропадает на сто процентов, а переплетается с научно -логическим. И природа для древнего жителя нашей планеты не только лишь материальная, да и духовная ценность. Потому взаимодействию с миром природы свойственен не только лишь прогматический, да и непрогматический нрав.
Дерябо С.Д. [1] отмечает, что античная эра, укрепив психическую отчужденность жителя нашей планеты и мира природы и, в определенном смысле, подготовив их определенную противопоставленность в следующие века, стала главным высококачественным шагом в формировании современного экологического сознания.
Начало надлежащего шага в формировании современного экологического сознания соединено с возникновением монотеистических религий. Для средневекового сознания, идеологическим стержнем тот или иной имелось христианство, отличительна твердая иерархизированная картина мира. Порядок представлений в христианстве строится на основанию иерархии Бог — человек — природа. Другими словами для средневекового экологического сознания отличительна безусловная психическая противопоставленность жителя нашей планеты и природы.
В христианстве Бог поднимается на безусловную возвышение: есть все Бог, ничто не быть может вне Господа и не по воле Господа. Человек тоже поднимается в мировой иерархии. Но поставив жителя нашей планеты на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально меняет нрав восприятия естественных объектов — оно останавливается полностью объектным. Утверждается прагматический нрав взаимодействия с природой.
Разговаривая о христианстве, нужно отметить, что определенные христианские движения различаются особым этическим нравом дела к природе. Так, старообрядцами природа воспринимается как ясное очистительное начало. Ликвидирование в итоге природного, естественного рассматривается как тягостный грех.
И современному христианскому духовенству совершенно небезразличны экологические темы: читаются церковные проповеди, печатаются надлежащие публикации в духовной литературе, освящаются многообразные акции публичных экологических организаций, принимается роль в экологических форумах. В идущих в ногу со временем христианских проповедях подчеркивается, что растения и животные владеют автономным правом на жизнь, своим значением перед Всевышним-творцом, самостоятельно от того, приносят они прок человеку либо нет. Показательно, что Глобальный совет церквей (300 церквей из 130 государств) в 1991 году стал инициатором Всеобщей Декларации обязанностей жителя нашей планеты по отношению к природе.
Укрепив полностью объектное восприятие природы, Средневековье появилось вторым высококачественным шагом формирования современного экологического сознания [1].
Самую важную роль в формировании экологического сознания Новейшего медли сыграла картезианство, возникшее в ХVII веке и ставшее одной из философских баз современной цивилизации. Его начальным пт стало представление о человеке-субъекте и о мире-объекте, тот или иной человек правит.
В культуре классицизма главенствующей в ХVII-ХVIII веках природа отодвигается на периферию мира. Она быть может великолепна, ежели облагорожена ) человеком-творцом. В экологическом сознании Новейшего медли психическая противопоставленность жителя нашей планеты и природы достигла наибольшей ступени. Картезианство утверждало безусловную ценность людского ума, субъективности в целом, а так как внечеловеческая природа ними не владеет, ее ценность несравненно гуще. В итоге, в экологическом сознании Новейшего медли объективность восприятия природы также достигла наибольшей ступени. Окончательную целься познания картезианство лицезрело в господстве жителя нашей планеты над мощами природы, природа соответственна служить человеку, а ( человек — король природы. И, как следствие, в экологическом сознании Новейшего медли взаимодействие с природой носит полностью прагматический нрав.
Абсолютизировав прагматический нрав взаимодействия с природой, Новое пора стало третьим высококачественным шагом формирования современного экологического сознания.
Историческое развитие западного мировоззрения привело к господству парадигмы людской исключительности ). Для нее отличительны: антропоморфизм, антиэкологизм и соц оптимизм и базирующееся на ней экологическое сознание быть может в целом названо антропоцентрическим [1]. Его признаки и структурные составляющие, представлены в таблице 1.
Современный антропоцентрический тип экологического сознания Дерябо С.Д. описывает как порядок представлений о мире, для тот или иной отличительны:
1) противопоставленность жителя нашей планеты как высшей ценности и природы как его принадлежности ;
2) восприятие природы как объекта одностороннего действия жителя нашей планеты;
3) прагматический нрав мотивов и целостнее взаимодействия с ним.
Как лицезреем, для антропоцентрического экологического сознания отличительно противопоставление природы и жителя нашей планеты, высшей ценностью приходит сам человек, применяющий природу для ублажения собственных прагматических потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и верховодила.
Осознание того, что для преодоления экологического кризиса, нужно новое видение мира, новейший тип экологического сознания, новенькая порядок отношений жителя нашей планеты с природой привело к появлению так давать имя новой инвайронментальной парадигмы. Базирующееся на ней экологическое сознание названо экоцентрическим. Его генеральные признаки и структурные составляющие представлены в таблице 1.
Экоцентрический тип экологического сознания — это порядок представлений о мире, для тот или иной отличительны: 1) ориентированность на экологическую необходимость, неимение противопоставленности жителя нашей планеты и природы; 2) восприятие естественных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Другими словами, для экоцентрического экологического сознания отличительно наделение объектов и явлений природы субъективными качествами, в итоге что сама природа признается как ценность, дела с ней строятся на принципах равноправия и распространения на мир природы этических норм и верховодил.
Экологическое сознание, экологическое представление, сформированные в процессе жизнедеятельности жителя нашей планеты стают в следующем тем фундаментом, на основанию тот или иной вырабатываются генеральные направления в заключении экологических, этических, экономических заморочек взаимодействия жителя нашей планеты с природой.
Как теснее указывалось, в формировании экоцентрического экологического сознания главное, а можнож огласить основополагающее, значение обладает субъективное восприятие мира природы.
Современная форма субъектного восприятия естественных объектов субъектификация — принципиально выдается от атрибуции субъектности, свойственной устарелому сознанию.
Субъектификация — это процесс наделения естественных объектов и явлений функциями субъекта, после этого они начинают восприниматься как субъекты, т.е. это процесс наделения естественных объектов человечьими свойствами, качествами, уподобления их человеку.
От анимистических концепций она выдается тем, что никак не связана с представлениями о наличии потустороннего мира духов : субъектно воспринимается сам естественный объект, а не некоторый дух, живущий в нем.
При персонификации естественный объект — это, вероятнее всего, не столько естественный объект, сколько воплощение кого -или людского свойства абстрактного понятия идеи. А при субъектификации естественный объект приходит самим собой, а не воплощением что-либо.
Более недалек к субъектификации антропоморфизм. Антроморфическая картина мира строится на представлениях о том, что естественным объектом присущи людские характеристики, свойства, что естественные объекты могут мыслить, ощущать верно также как и люди, они, фактически, преобразуются в людей в товарищем обличии. Принципиальное отличие антропоморфизма от субъектификации содержится в том, что субъектные характеристики мыслятся как будущие у естественных объектов в реальности, а при крайней человек дает постоянно для себя отчет в том, что естественные объекты не владеют этими качествами, но тем более, продолжают принимать их как субъектов. В массу этого останавливается вероятным общение с природой, отдельными ее объектами. К примеру, собеседовать с кошкой, растениями, цветами. Субъектификация приходит более сильным средством формирования субъектного восприятия природы, что в близкую очередь, приходит сильным средством теории налаженности отношений к природе, миру в целом.
В субъектном восприятии мира природы главное значение располагают эмоции. Различные объекты могут вызывать многообразные эмоции: эстетические, познавательные, этические, практические. Одни и те же объекты у различных жителей нашей планеты могут вызывать многообразные эмоции. На эмоции накладываются познания личности, ее представления о мире природы, мышление и др.
На структуру восприятия оказывает воздействие и потребностно -мотивационный компонент личности. И особенное воздействие на восприятие определенного объекта природы оказывает мировоззрение жителя нашей планеты, его сознание, порядок ценностных ориентаций.
Субъектное восприятие служит основанием для теории и проявления отношений к природе. Как человек принимает природу, какой внутренний образ ее он у себя сформировывает, в какой ступени наделяет ее субъектными качествами (очеловечивает ), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. В близкую очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся дела будут содействовать расширению сферы восприятия, насыщению ее новеньким содержанием.
Решения.
Субъективное отношение жителя нашей планеты к природе — это довольно непростая сфера взаимодействия жителя нашей планеты с миром, где обретают выражение позиции личности, ее взоры, агрегата, обусловленные степенью развития экологического сознания и степенью воспитания. Главной целью экологического образования и воспитания подрастающего поколения приходит формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся балансом прагматического и непрагматического взаимодействия, сознательно и трепетно исполняющей не только лишь близкие деяния по отношению к природе, да и совершающей поступки, дышащие высочайший заряд нравственности и порядочности, духовности в обширном смысле этого слова.
В перспективе чрезвычайно главно, чтоб проф подготовка студентов педагогических вузов предусматривало исследование психических баз развития экологического сознания
Литература
1. Дерябо С.Д. Экологическая психология : Диагностика экологического сознания. — Мтр: Столичный психолого -соц институт, — 1999. — 310 с.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов на дону — на — Дону, 1996
3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — Мтр., 1990.
4. Ожегов С.И. Словарь российского языка. — Мтр.: Российский язык, 1984. — С.157.
5. Ясвин В.А. Психология дела к природе. — Мтр.: Смысл, 2000. — 456 с. Поступила в редакцию 08.10.2008г.
Создатели: Еремка Е.В., Шокотко Т.В., Баланова С.Грам, Калоерова В.Грам., Донецкий государственный институт Донецкий институт экономики и торговли им. Мтр.И.Туган-Барановского Донецкий муниципальный институт здоровья, физического воспитания и спорта


Posted in Экология человека by with comments disabled.