Срочная адаптация к шуму и ее влияние на интеллектуальную работоспособность человека

Распознают временную (долговременную) и срочную (неотложную, кратковременную) адаптацию людского и животного организма к действию вредных причин окружающей среды. В то период как закономерности медлительной (длительной) адаптации человеческого организма и животных к звукам и гулам хватить много изучены и покоряются корпоративному адаптационному синдрому, срочная (неотложная) адаптация жителя нашей планеты к гулу и ее воздействие на его интеллектуальную трудоспособность не достаточно исследованы, а на психофизиологическом ватерпасе никем не исследовались.Распознают временную (долговременную) и срочную (неотложную, кратковременную) адаптацию людского и животного организма к действию вредных причин окружающей среды. В то пора как закономерности медлительной (длительной) адаптации человеческого организма и животных к звукам и гулам довольно много изучены и покоряются корпоративному адаптационному синдрому, срочная (неотложная) адаптация жителя нашей планеты к гулу и ее воздействие на его интеллектуальную трудоспособность малюсенько выучены, а на психофизиологическом степени никем не исследовались.
Генеральная целься исследования — создать психофизиологическую модель срочных адаптационных реакций организма, испытуемых на шум, и выявить их отношение с интеллектуальной трудоспособностью жителя нашей планеты.
Сделанная занятие приходит результатом долголетних наблюдений за психофизиологическими реакциями и умственной трудоспособностью студентов, живущих в различных акустических соглашениях [1,2,3]. Плодами исследований выявлено, что равносильны степени внутривузовской шумовой перегрузки студентов в обследованные интервалы учебного поры колебались в рубежах 35-55 дбА.
В то пора как внутривузовская шумовая перегрузка для целых студентов водилась приблизительно схожей, вневузовская шумовая перегрузка оказалась разной и зависела в главном от шумового режима участков проживания студентов. Отталкиваясь от величины эквивалентных степеней вне-вузовской дневной и ночной шумовой перегрузки, вся изучаемая совокупа студентов (596 юношей и 895 женщин) водилась условно разбита на 3 главные группы: с басистым ватерпасом (30-44 дбА деньком и 25-30 дбА ночкой), средним (45-55 деньком и 25-35 дбА ночкой) и высочайшим ватерпасом шумовой перегрузки (56-70 дбА деньком и 36-45 дбА ночкой). На основанию таковой дифференциации имелись выявлены значительные различия в показателях срочных адаптационных реакций и ватерпасах интеллектуальной трудоспособности студентов, отнесенных к указанным группам.
Не тайна, что адаптация жителя нашей планеты к умственному произведению и его интеллектуальная деятельность обеспечиваются согласованной службой мозга и жизненно главных порядков организма. Их взаимодействие и связь рассматриваются как многофункциональная психофизиологическая налаженность, обеспечивающая трудовую деятельность. Она исполняет интеграцию целостного организма, избирательное соединение структур и действий, направленных на исполнение данной умственной функции. Системообразующим фактором многофункциональной деятельности психофизиологической порядка приходит итог психологической деятельности жителя нашей планеты [4,5,6]. В качестве физиологических характеристик имелись применены левый, центральный и правый пульс (ЧCС, уд/мин), а также левая аксиллярная подъязычная (оральная) и правая аксиллярная температура тела. Эти характеристики регились как жилья, так и в вузе, в ходе учебного процесса до и потом исполнения тестовых интеллектуальных нагрузок. В число бранных вошли испытания на кратковременную и долговременную память, заинтересованность и мышление в бланковом и аппаратурном вариантах [7,8,9].
Для увеличения диагностической и информационной ценности небольших физиологических сдвигов сопоставлялись мгновенно измеренные характеристики левого, центрального и правого пульса, левой аксиллярной, оральной и правой аксиллярной температуры тела. Этот методический прием применялся для выяснения закономерностей согласования и рассогласования характеристик пульса и температуры тела под воздействием шумовых действий и тестовых нагрузок, а также для векторного кодировки приобретенной инфы. При применении векторного способа нас интересовала генеральным образом направленность сдвигов левого и правого характеристик пульса и температуры тела по отношению к их центральному параметру, принятому за нулевой ватерпас либо точку отсчета. В итоге водилось определено 9 позиционных положений периферического пульса и температуры тела по отношению к их центральным характеристикам в каждой из анализируемых суммационных шкал. На основанию этих принесенных разработана векторная модель срочных адаптационных реакций, в появлении и регуляции тот или иной водящую роль играют левое и правое полушария мозга.
Выявлено, что в процессе умственного работы характеристики левого, правого и центрального пульса и температуры тела, взаимодействуя меж собой, сформировывают 9 позиционных вариантов (компонентов) срочных микрореакций, из тот или иной три (1,2,3) иметь отношение к микрореакции, названной нами тренировка; два (4,5) — микрореакции — активация; три (6,7,8) — к микрореакции стресс; один-одинешенек (9) — к соматовегетативному состоянию — ареактивность. Любая из 3-х микрореакций содержит в себе надлежащие ингредиенты реагирования. Так, тренировку сочиняют ориентировка (1), перестройка (2) и тренированность (3); активацию первичная активация (4) и стойкая активация (5); стресс тревога (6), устойчивость (7) и истощение (8). Термин микрореакция использован нами с тем, чтоб не отождествлять кратковременные, срочные, реакции с долговременными, черепашьими, тоническими реакциями, тот или иной коренным образом выделяются товарищ от приятеля по механизмам их формирования и развития.
Триады позиционных микро-реакций реализуются в рубежах 3-х числовых ступеней пульса либо температуры тела и закономерно повторяются на различных ватерпасах их числовых шкал. Этот парадокс, на наш взор, приходит результатом аккуратно сердитой регуляции психофизических функций организма на мгновенные действия информационных и иных причин среды.
Наши долголетние психофизиологические обследования студентов проявили, что вызванные позиционные микро-реакции вида тренировка — активация стресс появляются у их в ответ не на слабенькие, умеренные и мощные показные раздражители, как это наблюдается при длительных реакциях, а на один-одинешенек и этот же дежурный стимул, а конкретно, на одну и ту же обыкновенную тестовую нагрузку, т.е. цельным обследуемым предъявляется одна и та же обыкновенная тестовая перегрузка, а реакции на нее у обследуемых студентов различные. Эти различия можнож разъяснить как персональными необыкновенностями, так и текущим многофункциональным состоянием центральной сердитой порядка (ЦНС) студентов. Оттого подход к их оценке обязан быть безукоризненно другим, чем при оценке длительных адаптационных реакций. Позиционные микро-реакции, вероятнее всего, отражают не беспристрастную интенсивность воздействующего информационного стимула, а субъективное его восприятие испытуемыми с позиций слабый — умеренный сильный в отношения с текущим многофункциональным состоянием полушарий мозга.
Результаты проверки этого догадки с подмогою опроса и психофизиологического обследования студентов проявили, что чем выше функциональное состояние ЦНС, тем паче слабеньким им представляется обычный информационный раздражитель и, напротив, чем басистее ее функциональное состояние, тем лучше, труднее как будто одна и та же тестовая перегрузка. Так, ежели большая часть студентов, живущих в тихих площадях, обыденную умственную нагрузку расценивали как беглое тестовое задание, то большая часть студентов, живущих в чрезвычайно гулких площадях, эту обыкновенную умственную нагрузку расценивали как трудное тестовое испытание, т.е. приносили данной нам перегрузке неадекватную оценку.
В вызванных позиционных микро-реакциях мозг, по-видимому, соотносит, сличает массу наружного обычного раздражителя с внутренними многофункциональными потенциалами организма в каждый этот причина поры. Оттого экстренные микро-реакции вида тренировка — активация стресс приходят проницательным индикатором трудоспособности мозга и их можнож применять для экспресс — диагностики многофункционального состояния ЦНС. В ходе наших исследований определено, что, ежели микро-реакции тренировки и активации охарактеризовывают обычное состояние, то микро-реакции стресса и ареактивности сниженное функциональное состояние организма и ЦНС.
Эким образом, результаты наших исследований дозволили сделать должно заключения:
1. Векторная модель срочных психофизиологических реакций студентов отражает регуляторные воздействия полушарий мозга на функциональное состояние организма и охарактеризовывает ступень его приспособления к окружающей среде на каждый текущий причина поры.
2. При удовлетворительной персональной адаптации студентов к среде и к испытательной перегрузке организм отвечает реакцией тренировки и активации, при неудовлетворительной адаптации — реакцией стресс, при срыве адаптации — ареактивностью.
3. Высочайший ватерпас умственной трудоспособности студентов обеспечивается реакциями тренировки и активации, а густой-реакцией стресс и состоянием ареактивности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Некипелов Мтр.И. Шум на местности жилой стройки поблизости Иркутского аэропорта // Гигиена и санитария. -1969. -5.С. 94-96.
2. Некипелов Мтр.И. Интенсивность и беспокоящее деянье гула, творимого водопроводноканализационным оборудованием в помещениях //Водоснабжение и санитарная техника. -1972. -1. — С. 13-16.
3. Некипелов Мтр.И. Зависимость продуктивности зрительной и слуховой памяти студентов от типологических параметров сердитой порядка и биоритмики психофизиологических функций //Вопросцы психологии личности и деятельности студентов: Сб. науч. тр. — Иркутск, 1978. — С. 44-57.
4. Некипелов Мтр.И. Физические причины и их воздействие на обстоятельства работы и здоровье народонаселенья //Произведения Всероссийского съезда гигиенистов и санит. докторов. — Москва, 1979. С. 72-77.
5. Некипелов Мтр.И. Физические причины окружающей среды в СССР: Ежегодные публикации о исследованиях русских творцов. — Мтр.: Медицина, 1981. -С. 268-269.
6. Некипелов Мтр.И. Шумовая перегрузка и трудоспособность студентов в хороших и экстремальных соглашениях учебной деятельности. // Архитектурно — строй нюансы шумозащиты в градостроительстве и индустрии: Тез. докл. На 1У науч. практ. конф. — Днепропетровск, 1981. — С. 104-106.
7. Некипелов Мтр.И. Психофизиологическая диагностика интеллектуальной трудоспособности студентов // Наука и поэзия. Иркутск, 1998. — С. 15-29.
8. Некипелов О.О., Коновалова А.Н., Некипелов Мтр.И., Шишелова Т.И. Шум, как экологический фактор сферы обитания // Современные наукоемкие технологии. — 2004.-2. -С. 157-158.
9. Некипелов О.О., Некипелов Мтр.И., Шишелова Т.И, Маслова Е.С. Шумовое загрязнение городской среды и его воздействие на народонаселение // Основательные исследования. -2004.-5. — С. 46-47.
Создатели:
Некипелова О.О. (Столичный технический институт гражданской авиации)
Некипелов Мтр.Н. (Иркутский муниципальный мед институт)
Шишелова Т.И. (Иркутский муниципальный технический институт)
Размещено в журнальчике «СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» 2 2005


Posted in Экодом by with comments disabled.