Субъектность человека как системообразующее качество души и как предмет психологии

С позиции православной психической парадигмы в статье рассматривается людская субъектность как системообразующее качество души. В данной для нас отношения обосновываются степени искреннего самобытия: бессознательный (арефлексивный), сознательный (рефлексивный), сверхсознательный (трансрефлексивный). Дается понятие индивидуму и особенности как беспристрастно данным искренним целостностям. Раскрываются психические содержания личности и общественного индивидума как парадоксам субъек-тности жителя нашей планеты и как товаров онтогенетического развития особенности и индивидума.С позиции православной психической парадигмы в статье рассматривается людская субъектность как системообразующее качество души. В данной нам отношения обосновываются ватерпасы искреннего самобытия: бессознательный (арефлексивный), сознательный (рефлексивный), сверхсознательный (трансрефлексивный). Дается понятие индивидуму и особенности как беспристрастно данным искренним целостностям. Раскрываются психические содержания личности и общественного индивидума как парадоксам субъек-тности жителя нашей планеты и как товаров онтогенетического развития особенности и индивидума. Раскрывается структура и содержание интеллекта как искреннего атрибута. Дается понятие персональной нравственности и персональной морали, раскрывается психологическое содержание ценностно-ориентационной сферы субъектности жителя нашей планеты. Обусловливаются чувства и эмоции как искренние атрибуты.
Одной из методологических тем психологии прибывает ее научный предмет. При всем этом наблюдается закономерная для психической науки в целом тенденция к переходу от приватных воссозданий отдельных психологических действий, явлений и др. к определению системообразующей людской целостности, отличающей психологию от иных антропологических дисциплин. В качестве экий целостности выступает душа.
Душа рассматривается как предметная область в психологии, построенной в рамках гуманитарной парадигмы. Все же осознание сути и содержательного состава в предоставленном направлении психологии прибывает проблематическим; живет немножко подходов к определению познания о душе. Так, к примеру, в христианской психологии как разновидности гуманитарной психологии, осматривая появление, суть и существования жителя нашей планеты как продукт Священного творчества, ряд ученых психологов и богословов противопоставляют научную психологию учению Церкви. В данном варианте молвят о мертвой психологии, представленной в научно-психических исследованиях и основывающейся на материалистическом мировоззрении, и живой психологии, выстраивающейся на святоотеческом учении. Вторые молвят о психологии как прикладной области христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др. Третьи определяют психологию как самостоятельную научную область познания, базирующуюся на религиозной и идеалистической философии. Понятие души и психики в данном варианте тождественны и трактуются как вневременная безупречная субстанция.
Так как душа прибывает категорий междисциплинарной, требуется уточнение осознания ее содержательного состава с точки зрения психологии. В этом отношении доставляет энтузиазм психологическое наследие В. В. Зеньковского, дотрагивающегося сути осознания людской души. При всем этом должно располагать в облика, что в качестве методологической начала учение Православной Церкви, наследие Святых Отцов, христианскую философию и христианскую космологию. Также, невзирая на содержательную связь психологии с христианской антропологией, сотериологией и аскетикой, ее категориальный состав, методы и процедуры учения исследования, выбор неоспоримой основания важно выделяется от указанных наук. Задачки, тот или другой решает в данном варианте психология, соединены с психической интерпретацией фактов, представленных в Священном Писании, водящим доктрин и понятий, располагающим площадь в учении Святых Отцов Православной Церкви, категорий и главных положений христианской антропологии, сотериологии, аскетики, философии. К примеру, разъяснить с психической точки зрения сущностные конфигурации, происшедшие в человеке в итоге его грехопадения, найти психические содержания личности, сопоставив их с понятием личности в святоотеческом учении, христианской антропологии, сотериологии, аскетике, раскрыть антропологические категории сквозь психические понятия и др. Заключение этих задач непереносимо без опоры на заслуги психической науки на основанию естественнонаучной парадигмы. Все же все теоретические позиции, концептуальные положения, понятия и т. д., приводимые в этих разработках, обязаны иметься соотнесены с учением Православной Церкви, понятийным аппаратом христианской антропологии и т. д.
В традициях святоотеческого учения душа трактуется многоаспектно, и мыслиться как субстанция самоцельная и бестелесная, одинаковая с духом по существу и т. д. При всем этом ее определение следует или сквозь ее дела к телу, или сквозь дела к духу. Людская душа мыслится как безупречная, метафизическая субстанция, интегрирующая в для себя духовное и естественное в человеке. Водясь невидимой, она проявляет себя сквозь видимое тело1. В данной нам отношения осознание ее сути непереносимо вне рассмотрения Священного творчества мира.
Мысль Священного творения мира более целостно отражена в христианской метафизике. Сообразно ей, в человеке располагают площадь две субстанциональные начала: духовная и естественная, при всем этом основная отражается во 2-ой. Результатом этакого отражения прибывает появление некоего сущностного интегратива, образующего условно автономную людскую субстанцию — душу. Вторыми словами, душа глодать сущностная людская целостность, возникающая в итоге отражения духовного в телесном и доставляющая собой воскрешающую энергетическую налаженность.
Разговаривая о душе, нужно выделить сущностные различия меж человеком и животными. Как жизненное начало, душа глодать и у животных. Все же, по безукоризненно правосудному утверждению свт. Григория Паламы, душа животного глодать жизнь тела, ею одушевленного и располагающего эту жизнь не по существу, а по деянию. Эта душа ничего иного не может, не считая деянья тела, и при разложении тела распадается вкупе с ним. Душа жителя нашей планеты и душа животного — отменно разные феномены и поэтому несопоставимы. Людская душа одухотворена, в ней проявляется образ Божий, в то период как душа животного глодать только энергетический потенциал, выпитый Творцом в животного для оживления тела животного.
Отталкиваясь от идеи Священного творения мира, можнож представить, что духовное и естественное в человеке задано вначале. Эти субстанции по большей числа не располагают высококачественного развития, они только количественно переменяются (размер, содержание и др.) в онтогенезе. Появление же высококачественных новообразований располагает площадь в душе жителя нашей планеты. При всем этом духовное и естественные содержания детерминируют искреннее развитие в внешности развития задатков и расположенностей жителя нашей планеты. Этаким образом, располагает смысл сказать о онтогенетическом развитии духовного и естественного применительно к развитию души жителя нашей планеты. Конкретно в душе жителя нашей планеты духовные и естественные задатки и расположенности делаются возможностями, разнообразными психологическими качествами, действиями, свойствами и др. При всем этом, ежели духовное и естественное выступают данными базовыми субстанциями и реализуются в беспристрастном бытии жителя нашей планеты, то искренние образования, возникающие в его онтогенетическом развитии, охарактеризовывают субъективное бытие жителя нашей планеты. В этих искренних образованиях проявляется субъектность жителя нашей планеты. Следовательно, исследование души как научно-психической вопроса подразумевает рассмотрение субъ-ектности жителя нашей планеты.
Сравнивая меж собой ватерпасы существования субъектности, осматриваемые в современной психологии и области существования души, выставленные в христианской антропологии, сотериологии и святоотеческом учении в качестве главных ватерпасов искреннего бытия, можнож выделить сознанательный, сверхсознательный и бессознательный, либо, наиболее верно, арефлесксивный, рефлексивный, трансрефлексивный ватерпас.
Бессознательное (арефлексивный ватерпас психологического) глодать естественно детерминированная область психики. В нем располагает площадь искренняя ориентированность на телесное бытие жителя нашей планеты либо соединено с существованием группы как целостного общественного организма. Бессознательное располагает два ватерпаса: глубинное бессознательное и подсознательное. В главном случае идет речь о психологическом содержании, раскрытом соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, тот или другой обретают в нем близкое психическое выражение. Во 2-м случае есть в облика психологические характеристики, предписывающие человеку определенные нормы поведения, несмотря на трудности со сторонки инстинктов и показного мира.
Сознание (рефлексивный ватерпас психики) по собственной сущности прибывает необыкновенно искренним образованием связанным с происхождением рефлексии. Рефлексия сначала реализуется сквозь способность жителя нашей планеты обнаруживать различную ступень и глубину понимания своей самости. В ней выражается функциональность сознания руководиться неким символам, смыслы тот или иной могут иметься раскрыты в терминах людской жизни.
Сверхсознание глодать духовно детерминированная область психики. Тут наблюдается искренняя ориентация жителя нашей планеты на духовное самобытие. Сверхсознание соединено, сначала, с реализацией духовной свободы жителя нашей планеты. В данном варианте проявляется способность мозга «разбираться» в положении и взвешивать планы, способность души загораться теми либо другими эмоциями и, в конце концов, способность встречать заключения и исполнять их. Сообразно этому, в сверхсознании реализуется духовная направленность жителя нашей планеты к Всевышнему либо в противоположную сторону. В главном случае человек переживает вершинные чувства — сострадание, терпимость, самопожертвование, добродетельность (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, смирение и др.). Все это обеспечивает заслуги вершины духовного бытия — состояние любви Господа и жителей нашей планеты. Во 2-м случае человек переживает глубинные чувства — ужас, зависть, неприязнь, гордыню, враждебность и др. В итоге располагает площадь нелюбовь как состояние отвержения, богоборения, эгоизма и др., что свойственно духовному упадку, грешному самобытию жителя нашей планеты.
При всем этом арефлексивный и трансрефлексивный ватерпас в людской субъектности заданы по факту творения в внешности задатков и интенций. Задатки являют собой расположенности естественно-детерминированного нрава, а интенции расположенности духовно-детерминированного нрава. Бранное дозволяет сказать о 2-ух данных человечьих искренних целост-ностях: индивидуме и особенности.
Индивидум в психологии как правило трактуется как единичный представитель людского рода, раздельно забранный человек безотносительно к его социальности. Он представляется в естественных, био необыкновенностях как организм человека. Делая упор на христианскую метафизику, в качестве первопричины особенности должно осматривать духовные интенции как смыслы Священного творчества, реализованные в раздельно забранном человеке, в его непохожести в духовном плане на иных жителей нашей планеты. Это глодать идея жителя нашей планеты, воплотившаяся в неповторимости его духовного мира, необыкновенностях жизненного пути.
Онтогенетическое развитие жителя нашей планеты подразумевает воздействие на особенность и индивидум социальной среды. Результатом этакого воздействия выступают психологические новообразования, возникающие в итоге формирования новейших параметров, действий, состояний, свойств души. Конкретно в этих искренних образованиях располагает площадь духовное и естественное развитие жителя нашей планеты.
Ежели духовное и естественное выступают данными базовыми субстанциями и реализуются в беспристрастном бытии жителя нашей планеты, то искренние образования, возникающие в его онтогенетическом развитии, охарактеризовывают субъективное бытие жителя нашей планеты. В этих искренних образованиях проявляется субъектность жителя нашей планеты.
Отталкиваясь от того, что особенность и индивидум глодать данные психические целостности жителя нашей планеты, субъектность можнож разглядеть в контексте социализации этих целостностей. В данном варианте результатом социализации особенности выступает личность, а индивидума — соц индивидум.
Личность можнож найти как духовно-соц парадокс, представленный в сознательном существовании, т.е., личность — это та область субъективной действительности, в тот или другой духовный мир жителя нашей планеты реализуется сквозь соц бытие. Тут человек понимает себя субъектом, хорошим от иных. Этаким образом, аспектом личности выступает сознание (рефлексивный ватерпас), по наличию либо неимению тот или другой молвят о наличии либо неимении личности, а по ступени развития определяют ватерпас развития личности. Соц индивидум — это социально-био парадокс. Этот парадокс характеризуется бессознательной социальностью (арефлексивный ватерпас), его характеристики разрешают человеку идентифицировать себя с предопределенной социальной совокупой либо сообществом в целом. Процесс становления общественного индивидума во многом детерминирован индивидными качествами жителя нашей планеты, посреди тот или иной типические характеристики занимают одно из водящих площадей. Должно проговорить, что ежели особенность прибывает чертой личности, то типическое типично для общественного индивидума. При всем этом типизация общественного индивидума исполняется на основанию связи типических необыкновенностей индивидума и его социальной активности. Вторыми словами, идет речь о типических необыкновенностях субъектов поведения, общения и т. д.
Делая упор на святоотеческое учение, христианскую антропологию и сотери-ологию, можнож проговорить, что личность и соц индивидум обретают близкую реализацию в 3-х главных формах самобытия: растительной, чувственной, разумной2. Это представляется 3-мя массами, количествами души: 1) ощущающей; 2) желанной; 3) мудрой (умственной). На ватерпасе самобытия личности и общественного индивидума указанные сторонки души наполняются определенным психическим содержанием.
Мыслительная сторонка души более целостно представлена интеллектом жителя нашей планеты.
С позиций православной парадигмы в психологии, согласующейся с творениями отцов Православной Церкви, интеллект должно осматривать как атрибут души, выражающийся в умственном опыте жителя нашей планеты. В данной нам отношения вызывает энтузиазм теория интеллекта Мтр. А. Неотзывчивой. На нынешний на днях это, пожалуй, единственная психическая теория, тот или другой предугадывает некоторую метафизичность в структуре интеллекта и, не считая того, доставляет представление о интеллекте как особенной психологической действительности. В предоставленном случае интеллект обусловливается как (…особенная форма организации личного ментального (умственного) опыта в внешности наличных ментальных структур, порождаемого ними ментального места отражения, и строящихся в рамках этого места ментальных репрезентаций происходящего…) При всем этом под метальным опытом понимается налаженность наличных психологических образований и инициируемых ними психологических состояний, лежащих в основанию познавательного дела жителя нашей планеты к миру и обслуживающих определенные характеристики его интеллектуальной деятельности. Этаким
образом, в рамках данной нам теории настоящий опыт представляется в внешности ментальных структур, ментального места и ментальных репрезентаций.
В рамках субъектности жителя нашей планеты выделенные формы ментального опыта определяют изнутри индивидуальности поведения личности и общественного индивидума. Предназначенное площадь тут принадлежит ментальным структурам, т. к. они лежат в основании иерархии ментального опыта. По другому разговаривая, ментальные структуры — это (…необыкновенные психологические механизмы, в тот или иной в «свернутом» внешности представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и тот или другой могут «развертывать» при столкновении с хоть каким показным действием специализированным образом организованное ментальное пространство4, бранное же дозволяет перейти к ментальным репрезентациям5, тот или другой располагают выраженность в 3-х ватерпасов ментального опыта — когнитивного, метакогнитивного, интенциональ-ного. Основной из их обеспечивает хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей инфы, содействуя тем воссозданью в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных качеств его окружения. 2-ой — дозволяет выполнить невольную регуляцию процесса переработки инфы и произвольную, сознательную компанию своей интеллектуальной активности. В 3-ем заключены личные интеллектуальные склонности, главное направление тот или иной включается в том, чтоб предопределять субъективные аспекты выбора предопределенной предметной области, направления поиска заключения, источников инфы, субъективных средств ее представления и т. д.6 Указанные ватерпасы определяют характеристики личного интеллекта жителя нашей планеты, тот или иной проявляется сквозь интеллектуальные возможности, реализуемые в сверхсознательной, сознательной, бессознательной областях психики.
Желанная сторонка души более целостно представлена ценностно-ориентационной сферой личности и общественного индивидума. Ценности — это, сначала, специфично социальные определения объектов мира вокруг нас, выявляющие их положительное либо отрицательное значение для жителя нашей планеты и сообщества, т. е. это налаженность критериев, описывающих жизненную происходящего с человеком и вокруг него (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Ш. А. Надирашвили и др.). Они открывают добронравную и нравственную сторонку жизненной ориентации жителя нашей планеты. При всем этом добронравные ценности охарактеризовывают духовный потенциал жителя нашей планеты и определяют личность. Нравственные же ценности исполняют социально адаптивную функцию и присущи как личности, так и соц индивидуму. Этаким образом, добронравные ценности препровождают собой принципы, детерминирующие духовную реализацию жителя нашей планеты в соц бытии. Нравственные ценности обусловливаются обобщенными социально выраженными нуждами большинства членов социальной совокупы. Вторыми словами, предоставленные ценности отражают обобщенные жизненно главные потребности той социальной среды, к тот или другой принадлежит человек. Они обретают близкую выраженность в нормах сознательной и бессознательной морали.
Сознательная мораль отличительна для личности, в то период как бессознательная — для общественного индивидума.
Разговаривая о желанной стране души, возникает необходимость затронуть определение воли как собирающую предоставленной сторонки. В христианской антропологии понятие воля рассматривается во связи с понятиями желание, влечение, страсть7. В современной психологии понятие воля, желание, мотивация, также верно не разбиты. Часто воля плотно изменяется либо отождествляется с мотивацией, при всем этом понятия желание, стремление, хотение, мотив, обычно, пересекаются и отличаются только в главном по ступени осознанности8. Рассматривается воля и как потребность преодоления препятствий9. Экий подход к осознанию воли навряд ли можнож считать правомерным, ежели осматривать людскую суть как с позиции христианской метафизики, так и в целом с позиции Священного Писания. Воля, как и свобода, глодать атрибут духа, и в данном варианте людская воля глодать эманация Священной воли. В людской воле проявляется образ Божий. Потому сводить волю к мотивации и еще больше к потребности глодать заблуждение. Воля, конечно, располагает близкое пребыванье в людской душе, все же она выходит за границы какой-то отдельной сторонки души, воля заходит во все одухотворенные искренние образования. В желанной стране души воля природно связана с духовными нуждами жителя нашей планеты и, этаким образом, детерминирует подобающую мотивацию.
Чувственная сторонка души открывает содержание чувственно-чувственной сферы жителя нашей планеты. В христианской антропологии и святоотеческом учении предоставленная сторонка связана с сердечком и выступает духовным центром цельной жизни жителя нашей планеты. Святые папы указывают на то, что сердечко способно думать, и оно прибывает вместилищем эмоций, ему присущи удовлетворенность, скорбь, ужас и т. д. Святые папы отмечают, что в глубине сердца скрыта любовь. В нем Бог раскрывает себя человеку.
Этаким образом, чувственная сторонка прибывает системообразующей сторонкой души, она выступает основанием для мыслительной и желанной сторонок.
Психологическое содержание чувственной сторонки души сочиняют эмоции и чувства жителя нашей планеты. В чувствах располагает площадь искренняя ориентация на естественную субстанциональную базу жителя нашей планеты. Они препровождают собой психологические состояния, детерминированные пользой либо угрозой для жителя нашей планеты внутренней либо наружней беспристрастной действительности. В этаких состояниях или мобилизуются энерго ресурсы в ситуациях, связанных с угрозой физического либо общественного существования жителя нашей планеты, или демобилизуются в ситуациях покоя. Эмоции постоянно отражаются во наружном виде жителя нашей планеты сквозь мимику, жесты, взор, запах и т.д. Они, обычно, соединены с чувствами жителя нашей планеты. В главном эмоции охарактеризовывают реактивность поведения общественного индивидума.
Чувства охарактеризовывают искреннюю ориентацию на духовную субстанцию жителя нашей планеты. В их показываются низменные либо вершинные переживания, связанные с духовным бытием личности. В низменных эмоциях располагает площадь эгодо-минатность личного самобытия. Это переживание гордыни, зависти, мстительности, неприязни, отчуждения, тщеславия и др. Они соединены с ценностной ориентированностью жителя нашей планеты на телесное и соц существование, во многом они прибывают результатом прельщения благами видимого физического мира (красоты). Этакие чувства определяют безнравственность личного самобытия и, в окончательном итоге, приводят к нелюбви как интегративному состоянию людской души. В вершинных эмоциях жителя нашей планеты реализуются смысловые устремления к Богу10. Они подразумевают переживания бесстрастия, смирения, покаяния, признательности и почтения к Всевышнему, нестяжания, терпимости, сострадания, кротости и т. д. В их реализуется христианская нравственность, ориентированность на соблюдение законов Божьих. Эти чувства детерминируют интегративной состояние людской души, вершинное ее одухотворение — любовь. Признаками любви прибывают удовлетворенность, внутреннее просветление, воодушевление, общность эмоций. Духовная любовь не зависит от наружных соглашений: она прибывает тайным методом от Господа и влечет сердечко жителя нашей планеты к близкому первоисточнику. Потому человек чувствует все огромную и огромную жажду общения с Богом11. Более целостно любовь представлена в вере как системообразующем интегративном искреннем образовании, устремляющем людскую деятельность, поведение, общение, познание к Всевышнему.
Осмотренные сторонки людской души определенным образом открывают содержание сверхсознательной (трансрефлексивный ватерпас), сознательной (рефлексивный ватерпас), бессознательной (арефлексивный ватерпас) областей психики. В этом отношении их исследование описывает людскую душу как научную категорию и дозволяет осматривать субъектность как системообразующее качество и как научный предмет психологии.
Ключевики: душа, субъектность, арефлексивный ватерпас психики, рефлексивный ватерпас психики, трансфрефлексивный ватерпас психики, индивидум, особенность, личность, соц индивидум, интеллект, ценности, смыслы, чувства, эмоции, потребности, мотивы, воля.
SUBJECTNESS OF PERSON AS A FUNDAMENTAL
Characteristic of Soul and as the Subject of Psychology
S. V. Kondratyev
This study, based on the Orthodox psychological paradigm, deals with the subj ectness of the person as a system-forming characteristic of soul. The following levels of the self-being of soul are distinguished: unconscious (nonreflective), conscious (reflective), hyperconscious (transreflective). The notions of «individual» and «individuality» are regarded as objectively determined entities. The psychological content of personality and social individuality is seen as the phenomenon of subj ectness of the person and as a product of ontogenetic development. The structure and content of the intellect as a spiritual attribute are considered as well. The definition of individual morals and individual ethics is discussed, as well as the psychological content of the value system of subjectness. Feelings and emotions are defined as spiritual attributes.
Keywords: soul, subjectness, nonreflective level of psyche, reflective level of psyche, transreflective level of psyche, individual, individuality, personality, social individuality, intellect, values, meanings, emotions, necessities, motives, volition.
1. Григорий Палама. Триады в охрану священно-безмолствующих. Мтр. : Канон, 1995.
2. Феофан (Авсенев), архим. Из записок по психологии. Киев, 1869.
3. Бездушная Мтр. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск : ТГУ; Мтр. : Барс, 1997.
4. Бездушная Мтр. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. С. 165.
5. Там же. С. 148.
6. Там же. С. 170.
7. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Мтр. : Паломник, 1996.
8. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2000.
9. Симонов П. В. Целевый мозг. Мтр. : Наука, 1987.; Чхартишвили Ш. Н. О природе воли // Работы Кутаисского муниципального педагогического института. Кутаиси, 1958. Т. 19.
10. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросцы психологии. 1990. 6. С. 9-17.
11. Александр (Милеант), еп. Любовь — королева добродетелей. СПб. : Лита, 2000. С. 15.
С признательностью к создателю: С. В. Кондратьев


Posted in Экология человека by with comments disabled.