Культура мыслительной деятельности как биопсихосоциальный феномен

Мыслительная деятельность — неотъемлемый атрибут существования жителя нашей планеты. Ее разумеют как форму умственного (сознательного) дела жителя нашей планеты к для себя и окружающему миру (в отличие от формы механического дела — двигательной деятельности). Она показалась и развивалась как: метод освоения и конфигурации мира вокруг нас методом информационного отражения мира (сотворения его образов) и управления со страны сознания деяньями; форма проявления сущностных сил жителя нашей планеты, производства и передачи инфы средством мыслительных деяний; фактор личного развития мыслительных вероятностей и сопряженных с ими функций.Мыслительная деятельность — неотъемлемый атрибут существования жителя нашей планеты. Ее соображают как форму умственного (сознательного) дела жителя нашей планеты к для себя и окружающему миру (в отличие от формы механического дела — двигательной деятельности). Она показалась и развивалась как: метод освоения и конфигурации мира вокруг нас методом информационного отражения мира (сотворения его образов) и управления со страны сознания деяньями; форма проявления сущностных сил жителя нашей планеты, производства и передачи инфы средством мыслительных деяний; фактор личного развития мыслительных вероятностей и сопряженных с ими функций.
Все обилие прикладных функций мыслительной деятельности можнож свести к трем генеральным: обращенное вовне информационное изменение отношений мира вокруг нас; создание и передача инфы; обращенное «на себя», обратное действие на личное развитие и сохранение мыслительных вероятностей.
Но жизнедеятельность индивидума детерминирует не мыслительная деятельность как такая, а культура мыслительной деятельности. Под культурой мыслительной деятельности соображают технологию разумного и действенного ее воплощения. Это — дериват мыслительной деятельности. В своем технологическом строении она воссоздает структуру возделываемых внешностей мышления, но не прибывает прямым продуктом.
Культурой мыслительной деятельности рационально именовать все, что сотворено людьми в ходе истории, отобрано, кристаллизовано, хранится и передается в поколениях как совокупа соглашений, методов и результатов формирования и сохранения возможностей, потребностей и параметров думающего жителя нашей планеты. Это — отобранные по качеству, рациональности и продуктивности методы мыслительной деятельности. Соц и психический опыт данной нам деятельности скапливается, отбирается по ее эффекту, аккумулируется в ценностях культуры и подается.
Культура мыслительной деятельности кристаллизуется в трех формах свойского существования: культура информационных соглашений жизни; информационная культура деятельности (формы и методы разумного воплощения генеральных внешностей мыслительной деятельности); информационная культура личности (возможности и характеристики жителя нашей планеты, формирующиеся в ходе сотворения и освоения культуры соглашений жизни и культуры деятельности).
Эти формы существования культуры взаимодействуют и перебегают одна в иную. Культура соглашений жизни описывает нрав вероятной деятельности и спустя нее реализуется в культуре личности. Культура личности описывает нрав доступной человеку деятельности и опредмечивается спустя нее в культуре соглашений жизни. Этот кругооборот культуры и обеспечивает ее скопление, развитие, сохранение и освоение.
Культура мыслительной деятельности характеризуется 2-мя группами интегральных характеристик. Ежели характеристики информационной культуры личности — это свойства порядка познаний индивидума, то характеристики информационной культуры деятельности — характеристики его интеллектуальных возможностей.
Что дотрагивается интеллекта (умственных возможностей индивидума), то создателям разумеется: принесенное понятие надо связывать с внутренними информационными действиями мозга и их организацией. С нашей точки зрения, интеллект и прибывает интегральным показателем свойства управления информационными действиями и структурами мозга.
Интеллект играет правящую (системообразующую) роль в организации мыслительной деятельности. Для творцов бесспорно, что интеллект — интегративная психофизиологическая способность индивидума к организации и системообразованию информационных действий и структур мозга. Но информационные процессы мозга и грызть мыслительная деятельность индивидума, следовательно, интеллект — показатель свойства организации мыслительной деятельности, т.е. ее культуры.
Количественным аспектом интеллекта можнож считать возможность удачного использования теснее сложившегося банка познаний индивидума в разных внешностях мыслительной деятельности (это быть может и формирование новейших познаний, и принятие выводов, и поиск закономерностей и т.д.).
Интеллект прибывает многоуровневой и функциональной психофизиологической способностью. В итоге можнож выделить четыре степени, любой из степеней располагает как логический, так и высокоскоростной (физиологический) нюанс.
1-ый степень — базисная способность к обработке размытой инфы, оперированию нечетко очерченными понятиями и методами. Показателем главного степени интеллекта идет считать размер простых (атомарных) информационных действий мозга. Конкретно из простых информационных действий мозга могут формироваться информационные процессы и структуры наиболее больших степеней иерархии. С хватить неплохой ступенью приближения размер базисных действий мозга отражает известный коэффициент интеллектуальности (IQ).
2-ой степень — научаемость, препровождающая собой способность индивидума усваивать информацию для ее обработки с неотклонимой функцией формирования новейшей семантической отношения с теснее водящимся информационным банком, а также применения в предстоящем усвоенной инфы (усвоенной информацией могут служить как методы, так и описательные сведения). Научаемость включается в возможности к связыванию теснее устоявшихся информационных действий либо структур мозга в наиболее большую порядок — порцию инфы либо информационный процесс.
3-ий степень — экстраполяция, препровождающая собой способность употреблять семантические и алгоритмические композиции в новейших договорах необыкновенного мира, распространять знакомые идеи и методы обработки инфы на новейшие, неизвестные ситуации. В итоге экстраполяции возникают информационные структуры и процессы (методы), многообразные по содержанию, но сходные по структуре с базисными.
4-ый степень интеллекта — прогноз, представляющий из себя способность к генерированию новейшей инфы на основе ветхой. Это — интегральное интеллектуальное качество, описывающее комплексную способность к формированию порядков инфы и информационных действий мозга. Мыслительная деятельность в целом представляет из себя комбинацию целых внешностей информационных действий — и связывания, и экстраполирования.
Разумеется, что становление информационных действий и структур мозга индивидума (банка познаний) впрямую и в решающей мере зависит от его интеллектуальных возможностей. Ежели характеристики банка познаний описывают арсенал информационных действий и структур мозга, то характеристики интеллекта — потенциал перевоплощения предоставленного арсенала в порядок (т.е. целостноть) и ее развития.
Что дотрагивается банка познаний индивидума, то разумеется надлежащее: информационные процессы и структуры мозга приходят порядками описательной и командно-исправной инфы. Как не секрет, информационные процессы и структуры мозга формируются за счет системного соединенья отдельных (разрозненных) устоявшихся информационных действий и структур в единичное целое, т.е. в порядок наиболее высочайшего порядка.
Под банком познаний индивидума будем осознавать совокупа информационных действий и структур мозга с учетом касательств меж ими. Банк познаний представляет из себя, с одной страны, иерархичную порядок инфы и информационных действий, с второй страны — арсенал описательной инфы и устоявшихся информационных действий, находящихся на различных ватерпасах иерархии. Меж квантами описательной инфы наличествует семантическая отношение, меж отдельными информационными действиями — тоже.
Под стойкостью отношения меж квантами инфы либо информационными действиями будем осознавать величину, описывающую возможность ее устойчивого существования либо условную частоту ее наличия. Устойчивость отношения одинакова нулю, ежели два информационных процесса либо кванта инфы никогда не объединены в одно целое, единице — ежели информационные процессы либо кванты инфы объединены постоянно. Но в подавляющем большинстве случаев устойчивость информационной отношения наиболее нуля и наименее единицы.
Банк познаний индивидума — развивающаяся порядок. Не секрет, что жизненный цикл всякий порядка — цепочка стабилизации и развития. Самоорганизация порядка содержит в себе два взаимосвязанных процесса — саморегуляцию и саморазвитие.
Саморегуляция подразумевает стабилизацию, т.е. закрепление давнишних компонент порядка, «шлифовку» давнишних функций и структур. Для мозга стабилизация банка инфы (порядка познаний) представляет из себя закрепление квантов инфы либо простых устоявшихся информационных действий, а также касательств меж ими. Упрочнение порядка познаний включается конкретно в упрочнении касательств (повышения их стойкости) меж дозами инфы либо информационными действиями наиболее басистого порядка.
Саморазвитие подразумевает прибавление к устоявшимся в итоге саморегуляции функциям, структурам и компонентам новейших (с следующим их, в близкую очередь, закреплением). Но конкретно это и происходит при развитии информационной порядка «мозг». С одной страны, водящиеся кванты описательной инфы и простые информационные процессы обязаны закрепиться с предопределенной вероятностью усвоения, слиться семантическими касательствами, тот или иной также обязаны закрепиться с предопределенной насильно (вероятностью). Приобретенную порядок — банк познаний либо информационный процесс — можнож считать стабильной в случае закрепления как компонент, так и семантических касательств меж ими. С второй страны, в процессе жизнедеятельности непрерывно происходит прибавление и закрепление новейших порций описательной и командно-исправной инфы, установление и упрочение семантических касательств как меж ими, так и с водящимся банком инфы. Развитие порядка познаний представляет из себя прибавление новейших порций инфы либо информационных действий поверх будущих с неизбежным установлением семантической отношения с будущими (а может быть, и меж ими). Ниже идет очередной виток стабилизации — происходит рост стойкости информационных касательств.
Подводя результат так, идет отметить: развитие науки о человеке обусловливает необходимость исследования процесса становления его мыслительной деятельности (информационных действий и структур мозга). Культура мыслительной деятельности немыслима как без развитого банка познаний, так и без сильных интеллектуальных возможностей.
С признательностью к создателям:
— Доронин А.Мтр. (Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского муниципального института, Майкоп, Наша родина)
— Полянская С.Б. (Славянский-на-Кубани муниципальный педагогический институт, Славянск-на-Кубани, Наша родина)
— Хлопова Т.П., Романов Д.А. (Кубанский муниципальный технологический институт, Краснодар, Наша родина )


Posted in Экология человека by with comments disabled.