Культура мыслительной деятельности как биопсихосоциальный феномен

Мыслительная деятельность — неотъемлемый атрибут существования жителя нашей планеты. Ее разумеют как форму умственного (сознательного) дела жителя нашей планеты к для себя и окружающему миру (в отличие от формы механического дела — двигательной деятельности). Она показалась и развивалась как: метод освоения и конфигурации мира вокруг нас методом информационного отражения мира (сотворения его образов) и управления со сторонки сознания деяньями; форма проявления сущностных сил жителя нашей планеты, производства и передачи инфы средством мыслительных деяний; фактор личного развития мыслительных способностей и сопряженных с ими функций.Мыслительная деятельность — неотъемлемый атрибут существования жителя нашей планеты. Ее соображают как форму умственного (сознательного) дела жителя нашей планеты к для себя и окружающему миру (в отличие от формы механического дела — двигательной деятельности). Она показалась и развивалась как: метод освоения и конфигурации мира вокруг нас методом информационного отражения мира (сотворения его образов) и управления со страны сознания деяниями; форма проявления сущностных сил жителя нашей планеты, производства и передачи инфы средством мыслительных деяний; фактор личного развития мыслительных вероятностей и сопряженных с ими функций.
Все обилие прикладных функций мыслительной деятельности можнож свести к трем генеральным: обращенное вовне информационное изменение отношений мира вокруг нас; создание и передача инфы; обращенное «на себя», обратное действие на личное развитие и сохранение мыслительных вероятностей.
Все-таки жизнедеятельность индивидума детерминирует не мыслительная деятельность как такая, а культура мыслительной деятельности. Под культурой мыслительной деятельности соображают технологию разумного и действенного ее воплощения. Это — дериват мыслительной деятельности. В своем технологическом строении она воссоздает структуру возделываемых обликов мышления, но не приходит непринужденным продуктом.
Культурой мыслительной деятельности целенаправлено именовать все, что сотворено людьми в ходе истории, отобрано, кристаллизовано, хранится и передается в поколениях как совокупа критерий, методов и результатов формирования и сохранения возможностей, потребностей и параметров думающего жителя нашей планеты. Это — отобранные по качеству, рациональности и продуктивности методы мыслительной деятельности. Соц и психический опыт данной нам деятельности скапливается, отбирается по ее эффекту, аккумулируется в ценностях культуры и дается.
Культура мыслительной деятельности кристаллизуется в трех формах близкого существования: культура информационных критерий жизни; информационная культура деятельности (формы и методы разумного воплощения генеральных обликов мыслительной деятельности); информационная культура личности (возможности и характеристики жителя нашей планеты, формирующиеся в ходе сотворения и освоения культуры критерий жизни и культуры деятельности).
Эти формы существования культуры взаимодействуют и перебегают одна в иную. Культура критерий жизни описывает нрав вероятной деятельности и спустя нее реализуется в культуре личности. Культура личности описывает нрав доступной человеку деятельности и опредмечивается спустя нее в культуре критерий жизни. Этот кругооборот культуры и обеспечивает ее скопление, развитие, сохранение и освоение.
Культура мыслительной деятельности характеризуется 2-мя группами интегральных характеристик. Ежели характеристики информационной культуры личности — это свойства порядка познаний индивидума, то характеристики информационной культуры деятельности — характеристики его интеллектуальных возможностей.
Что дотрагивается интеллекта (умственных возможностей индивидума), то создателям явно: предоставленное понятие надо связывать с внутренними информационными действиями мозга и их организацией. С нашей точки зрения, интеллект и приходит интегральным показателем свойства управления информационными действиями и структурами мозга.
Интеллект играет правящую (системообразующую) роль в организации мыслительной деятельности. Для создателей бесспорно, что интеллект — интегративная психофизиологическая способность индивидума к организации и системообразованию информационных действий и структур мозга. Но информационные процессы мозга и глодать мыслительная деятельность индивидума, следовательно, интеллект — показатель свойства организации мыслительной деятельности, т.е. ее культуры.
Количественным аспектом интеллекта можнож считать возможность удачного употребления теснее сложившегося банка познаний индивидума в разнообразных обликах мыслительной деятельности (это быть может и формирование новейших познаний, и принятие заключений, и поиск закономерностей и т.д.).
Интеллект приходит многоуровневой и функциональной психофизиологической способностью. В итоге можнож выделить четыре степени, любой из ватерпасов обладает как логический, так и высокоскоростной (физиологический) нюанс.
Главный ватерпас — базисная способность к обработке размытой инфы, оперированию нечетко очерченными понятиями и методами. Показателем главного степени интеллекта идет считать размер простых (атомарных) информационных действий мозга. Конкретно из простых информационных действий мозга могут формироваться информационные процессы и структуры наиболее больших ватерпасов иерархии. С довольно превосходной ступенью приближения размер базисных действий мозга отражает известный коэффициент интеллектуальности (IQ).
2-ой ватерпас — научаемость, препровождающая собой способность индивидума усваивать информацию для ее обработки с неотклонимой функцией формирования новейшей семантической взаимоотношения с теснее будущим информационным банком, а также применения в последующем усвоенной инфы (усвоенной информацией могут служить как методы, так и описательные предоставленные). Научаемость включается в возможности к связыванию теснее устоявшихся информационных действий либо структур мозга в наиболее большую порядок — порцию инфы либо информационный процесс.
3-ий ватерпас — экстраполяция, препровождающая собой способность использовать семантические и алгоритмические композиции в новейших соглашениях необыкновенного мира, распространять знаменитые идеи и методы обработки инфы на новейшие, неизвестные ситуации. В итоге экстраполяции возникают информационные структуры и процессы (методы), многообразные по содержанию, но сходные по структуре с базисными.
4-ый ватерпас интеллекта — прогноз, представляющий из себя способность к генерированию новейшей инфы на основанию давнишней. Это — интегральное интеллектуальное качество, описывающее комплексную способность к формированию порядков инфы и информационных действий мозга. Мыслительная деятельность в целом представляет из себя комбинацию целых обликов информационных действий — и связывания, и экстраполирования.
Явно, что становление информационных действий и структур мозга индивидума (банка познаний) впрямую и в решающей мере зависит от его интеллектуальных возможностей. Ежели характеристики банка познаний описывают арсенал информационных действий и структур мозга, то характеристики интеллекта — вероятность перевоплощения принесенного арсенала в порядок (т.е. целостноть) и ее развития.
Что дотрагивается банка познаний индивидума, то явно должно: информационные процессы и структуры мозга прибывают порядками описательной и командно-исправной инфы. Как не секрет, информационные процессы и структуры мозга формируются за счет системного соединения отдельных (разрозненных) устоявшихся информационных действий и структур в единичное целое, т.е. в порядок наиболее высочайшего порядка.
Под банком познаний индивидума будем осознавать совокупа информационных действий и структур мозга с учетом касательств меж ими. Банк познаний представляет из себя, с одной страны, иерархичную порядок инфы и информационных действий, с второй страны — арсенал описательной инфы и устоявшихся информационных действий, находящихся на различных ватерпасах иерархии. Меж квантами описательной инфы наличествует семантическая касательство, меж отдельными информационными действиями — тоже.
Под стойкостью взаимоотношения меж квантами инфы либо информационными действиями будем осознавать величину, описывающую возможность ее устойчивого существования либо условную частоту ее наличия. Устойчивость взаимоотношения равноправна нулю, ежели два информационных процесса либо кванта инфы никогда не объединены в одно целое, единице — ежели информационные процессы либо кванты инфы объединены постоянно. Все-таки в подавляющем большинстве случаев устойчивость информационной взаимоотношения наиболее нуля и наименее единицы.
Банк познаний индивидума — развивающаяся порядок. Не секрет, что жизненный цикл каждый порядка — цепочка стабилизации и развития. Самоорганизация порядка содержит в себе два взаимосвязанных процесса — саморегуляцию и саморазвитие.
Саморегуляция подразумевает стабилизацию, т.е. закрепление давнишних компонент порядка, «шлифовку» давнишних функций и структур. Для мозга стабилизация банка инфы (порядка познаний) представляет из себя закрепление квантов инфы либо простых устоявшихся информационных действий, а также касательств меж ими. Упрочнение порядка познаний включается конкретно в упрочнении касательств (повышения их стойкости) меж дозами инфы либо информационными действиями наиболее густого порядка.
Саморазвитие подразумевает прибавленье к устоявшимся в итоге саморегуляции функциям, структурам и компонентам новейших (с следующим их, в свойскую очередь, закреплением). Но конкретно это и происходит при развитии информационной порядка «мозг». С одной страны, водящиеся кванты описательной инфы и простые информационные процессы обязаны закрепиться с предопределенной вероятностью усвоения, слиться семантическими касательствами, тот или иной также обязаны закрепиться с предопределенной насильственно (вероятностью). Приобретенную порядок — банк познаний либо информационный процесс — можнож считать стабильной в случае закрепления как компонент, так и семантических касательств меж ими. С второй страны, в процессе жизнедеятельности повсевременно происходит прибавленье и закрепление новейших порций описательной и командно-исправной инфы, установление и упрочение семантических касательств как меж ими, так и с будущим банком инфы. Развитие порядка познаний представляет из себя прибавленье новейших порций инфы либо информационных действий поверх водящихся с непременным установлением семантической взаимоотношения с будущими (а может быть, и меж ими). Дальше идет очередной виток стабилизации — происходит увеличение стойкости информационных касательств.
Подводя результат произнесенному, идет отметить: развитие науки о человеке обусловливает необходимость исследования процесса становления его мыслительной деятельности (информационных действий и структур мозга). Культура мыслительной деятельности немыслима как без развитого банка познаний, так и без массивных интеллектуальных возможностей.
С признательностью к создателям:
— Доронин А.Мтр. (Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского муниципального института, Майкоп, Наша родина)
— Полянская С.Б. (Славянский-на-Кубани муниципальный педагогический институт, Славянск-на-Кубани, Наша родина)
— Хлопова Т.П., Романов Д.А. (Кубанский муниципальный технологический институт, Краснодар, Наша родина )


Posted in Экология человека by with comments disabled.