Проблемы экологии души в Библии и русской православной традиции

Проблемы экологии души в Библии и русской православной традицииВ среде верующих христиан испокон веков Библия рассчитывается энциклопедией жизни, в тот или иной хранятся ответы на все основные вопросцы бытия. Важное участок в ней занимают вопросцы экологии, в том числе экологии души в том смысле, в каком можнож разуметь сохранение здоровых добронравных начал жителя нашей планеты.
Экологические задачи рассматриваются в шеренге служб идущих в ногу со временем русских православных теологов, в частности в сборнике статей Православие и экология [6].Проблемы экологии души в Библии и русской православной традицииВ среде верующих христиан испокон веков Библия рассчитывается энциклопедией жизни, в тот или другой держатся ответы на все основные вопросцы бытия. Важное площадь в ней занимают вопросцы экологии, в том числе экологии души в том смысле, в каком можнож разуметь сохранение здоровых порядочных начал жителя нашей планеты.
Экологические задачи рассматриваются в шеренге занятий идущих в ногу со временем русских православных теологов, в частности в сборнике статей Православие и экология [6]. Как поясняется в православной литературе, Библия — это Книжка жизни, она держит заповеди, сведения Всевышним человеку для благосостояния и благополучья во цельных сферах жизни. В статьях о экологии в свете Священного Писания изображено, что экология может направить нам посмотреть на Библию новенькими очами.
Почти все участка Библии прославляют Господа за творение природы, за ее неизменное обновление (Пс. 76, 16-17). Так как мы люди, мы соответственны почитать этот мир, ежели мы желаем жить на Свету. Иной раз рубежи, определенные Всевышним, нарушаются, можнож просто повредить хрупкое равновесие [1, с. 32]. Обговаривая экологические задачи, христиане плотно обращаются к один-одинешенек участку в Библии — 21 главе Апокалипсиса, в тот или другой говорится о новейших небесах и новейшей свету, где не будет наиболее мучения, где Бог осушит все слезы. Христианское отношение к экологии содержит в себе надежду и эсхатологическое исповедание веры, это сущность христианской веры [3, с. 75]. Сообразно Библии Бог сделал безукоризненный мир, мир величавый, ошеломляюще изобильный био обликами, и позаботился о том, чтоб этот мир располагал довольно ресурсов для ублажения потребностей жителей нашей планеты. Наиболее того, творение благовидно: неописуемость неба на закате, блещущий грохот водопада и, быть может, самая красивая в мире забава красок — радуга [3, с. 57].
Все же, невзирая на совершенство сделанного мира с большими жизненными ресурсами, по воззрению христианских создателей, есть неувязка нарушения хрупкого равновесия в природе и виновник этому человеческое существо, его рушащая жизнедеятельность. С самого начала человеческое существо имелось единственной отчасти творения, веющей в для себя опасность целой данной для нас красе. Вначале человек не разумел, что значит иметься сотворцом. Люди имелись призваны беспокоиться о Божьем творении — «заполняйте мир и владейте ею» (Быт. 1, 28), но эти слова Библии употребляются для извинения злоупотреблений, разрушений, насилия над тем, что создано Богом [3, с. 57].
Навряд ли можнож согласиться с схожей совместной негативной оценкой целой деятельности жителя нашей планеты. Но сообща с тем нельзя не признать, что в современном постиндустриальном сообществе, раздираемом противоречиями, конфликтами, катастрофами, локальными войнами на цельных степенях, показалась общечеловеческая необходимость поиска заключения накопившихся экологических заморочек, достигших критического порога. В книжке ветхозаветного пророка Иоиля намечены принципы, тот или другой подсобляют в размышлениях о сущности и маршрутах заключения экологических заморочек.
Пророка Иоиля по справедливости можнож именовать пророком экологии [10, с. 46]. Подход Иоиля к дилеммам, связанным с исследованием развития окружающей среды, можнож свести к 7 пт:
1. Надобно понять экологическую ситуацию.
2. Надобно призвать к изменению налаженности ценностей и стиля жизни.
3. Экологические и духовные задачи соответственны встать стержнем, вокруг тот или другой организуется жизнь жителей нашей планеты.
4. Должно предупредить жителей нашей планеты о будущем суде и разрушении.
5. Природа и сообщество соответственны иметься восстановлены и обновлены.
6. В преображении сообщества у каждого жителя нашей планеты соответственна иметься близкая роль и близкая ответственность.
7. Вопросцы экологии и развития соответственны рассматриваться в согласье политических экономических и соц качеств.
Но пафос Библии, с позиции современного теолога, все-таки в оптимизме ее заповедей, потому что Бог влияет на жителей нашей планеты и творение, чтоб обновление и преображение возобладали над разрушением и уныньем. Утратить самообладание значит утратить контроль над ситуацией, истратив драгоценное период и упустив вероятность что-то сделать.
Иоиль призывает к неизменному бодрствованию перед личностью естественных угроз (Иоиль 1, 2-4, 6-7, 9-12, 17-20; 2, 2-10)) [10, с. 48]. Библия также против эгоистических устремлений жителя нашей планеты, в их она лицезреет разрушительную массу, только лишь в соединеньи лежат пути к спасению. Естественная либо антропогенная трагедия приводит обыкновенно к соц колебаниям, к крушению соц, экономических и политических налаженности. Инстинкт выживания вдохновляет каждого спасаться в одиночку, эгоистическая забота о для себя разламывает социальную компанию. Что все-таки пророк природы разговаривает людям, тот или иной объял хаос и разрушение. В разгар кризиса Он признает размах несчастья и призывает жителей нашей планеты держаться сообща, объединяться, организовываться. В одиночку выжить шансов немножко, просвет там, где соединенье. Иоиль лицезрел, как нужно людям объединяться для размена опытом и соединения сил, люди сильны и солидарны только лишь в согласье.
Иоиль пробует привести жителей нашей планеты в чувство напоминанием о том, что для борьбы с поразившим их несчастьем у их еще есть масса веры:
• Назначьте пост, объявите праздничное собрание, созовите стариков и цельных обитателей страны сей.
• В дом Бога Господа вашего, и взывайте к Господу [1, с. 14].
• Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите праздничное собрание.
• Соберите люд, созовите собрание, пригласите стариков, соберите юнцов и грудных малышей.
• Пусть выйдет жених из чертога собственного и жена из свойской горницы [2, с. 15, 16]. И, в конце концов, положение о очищении души в минутки скорби, иной раз Библия призывает к переосмыслению собственных жизненных ценностей: Иной раз люди останавливаются жертвами естественных либо антропогенных катастроф, люди находятся в уныньи. В этакие причины тяжело разыскать слова, ежели скорбь немала и только лишь слезами человек может выразить унынье. В этот фактор должно жителей нашей планеты призывать к изменению их ценностей, их путей, их жизни [10, с. 48]. Итак, можнож сделать заключение, что пути к преодолению экологического кризиса, обозначаемые в Библии, подразумевают:
• равновесие отношений Человек — природа, ресурсосберегающую деятельность, с заботой о имеющихся поколениях;
• изменение определенных ценностей в согласовании с заповедями Библии, подход к вопросцам экологии и развития с позиций единства политических экономических и соц качеств.
С позиций христианства на рубеже второго и третьего 1000-летий от Рождества Христова население земли вступило в период переломного, пограничного существования. Глобальные задачи, экологический кризис приходят проявлением, подтверждением того, что наступила эра принятия ответственных заключений. Правоверная церковь, осознавая всю ответственность за судьбу мира, глубоко беспокоена экологической неувязкой, порожденной современной цивилизацией.
Христианская антропология утверждает, что мучается не только лишь человек, как дитя природы, да и сама природа тяготится оттого, что человек не занимает в ней подобающего участка. Библейский апостол Павел отмечает, что тварь (творение, сотворенный мир) покорилась суете не добровольно… и с надеждою ждет откровения сынов Божиих… Ибо знает, что вся тварь совокупно стенает и мается доныне (Рим. 8:19-22). Заповедь поста (не вкушай), сообразно представлениям христианства, как разов подсказывала человеку в Эдеме о том, что он не владелец, учила самосознанию и самоограничению. Человек был введен в мир, как в храм. Человек на свету не владелец, а арендатор, юзер. Но случилось по другому. Человек захотел встать как Бог и сбить с себя повиновенье ему. Православное богословие считает, что генеральной предпосылкой экологических бед прибывает грехопадение жителя нашей планеты, отклонение от христианских норм жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадский утверждал, что человек подвергается различным несчастьям в сей скоротечной жизни, в индивидуальности — страстям, скорбям, заболеваниям и погибели затем грехопадения [9, с. 19]. Правоверная церковь предуведомляет, что мы заслуживаем на кромке пропасти. Без решительных деяний людская цивилизация обречена. По воззрению Церкви, надежда только лишь на родные массы, тщетна и безосновательна. Человек не способен сделать своим родным усилием ни идеально иную цивилизацию, ни на сто процентов сам перемениться. Человек погружен в природу, — он отовсюду объят ею, и никогда, пока живем на свету, не сумеет выйти из-под ее воздействия
Природа — творение Божие. А ко цельному, что принадлежит Господу, мы соответственны касаться с глубочайшей осмотрительностью и любовью [2, с. 64]. Природа оказывает глубочайшее действие на душу жителя нашей планеты. Ничего так тесновато не сближало жителя нашей планеты с природой, как занятие на свету. У крестьянина либо садовника безгранично главным образом любви и осознания природы, чем у городского обитателя, потому что они недалеки к природе, тот или другой для их прибывает мамой-кормилицей. Полюбите жаждая бы цветочки, и вы полюбите всю природу, полюбите все, в чем глодать искра жизни. Иной раз какой-или из цветов, за тот или иной вы ухаживали с этакий любовью, закончит близкое короткое существование и склонит свойскую поблекшую головку, сердечко ваше наполнится тоскою, вы почувствуете, что меж жизнью цветка и вашей жизнью глодать сходство, что и ваша жизнь менее как жизнь однодневного цветка перед личностью вечности [2, с. 69] — разговаривают священнослужители.
Програмку выхода из экологического кризиса дает Митрополит Сурожский Антоний, указывавший в собственных занятиях, что изменение экологического сознания жителей нашей планеты необходимо начать с себя. Дальше нужно организовать общее экологическое движение. Подкрепить и выразить экосознание и деятельность в правах, в законах, в повадках [4, с. 13]. Соглашаясь с позицией церковного иерарха, должно добавить, что положение не поменяется немедля, но сознание жителей нашей планеты будет изменяться. Христианские теологи подчеркивают глубинную касательство экологического кризиса с деформацией мировидения современного жителя нашей планеты, с нарушением экологии души, порядочного дела к природе и к ближнему. Кризис этот не только лишь и не сколько экологический, главнейшая причина лежит не вовне, а в людском сердечко.
В главную очередь мы переживаем кризис нашего собственного мышления. До того как решать задачи экологии, люди соответственны переменить родные взоры на мир, а это значит, в свойскую очередь, что необходимо поменять их взор на самих себя, считают иерархи Российской православной церкви. Пока этого не будет изготовлено, все природоохранительные проекты, невзирая на самые наихорошие намерения, не будут предоставлять никакого эффекта: ведь мы будем сражаться с симптомами, а не с причинами. Российская правоверная церковь считает, что главная неувязка современного экологического кризиса — это не технические просчеты, а следствие, тот или другой повлекло за собой грехопадение.
Вывод может придти не спустя предстоящее улучшение технологии, а только лишь спустя покаяние, спустя метанойю — разумея это слово в его буквальном смысле, как изменение мышления (от гр. Metanoia — выработка новейшего взора на мир, на беспристрастное) [10, с. 264]. Три вещи необыкновенно нужны в этом обновляющем изменении мышления. Трезвенность в поступках, внимательность, бодрость духа, внутренняя просветленность. Это значит, что любой из жителей нашей планеты соответствен выучиться различать я хочу от мне необходимо. Только лишь спустя самоотрицание, воздержание, готовность пройти минуя желанного и проговорить нет, человек может обрести близкое настоящее площадь в мире.
Жадность и скупость затемняют мир, обращая все в останки и пепел; щедрость и неимение эгоизма мастерят мир прозрачным, обращая жизнь вещей в таинство. Российская правоверная церковь считает, что в современном сообществе человек тотчас утрачивает понимание жизни как подарка Божия, а время от времени даже самый смысл бытия, тот или другой порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при сходственном отношении к жизни теснее не воспринимается как дом, а тем паче как храм, делаясь едва лишь средой обитания. Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, потому что не способна оказывать преобразовывающее действие на мир.
У жителя нашей планеты, деятельность тот или другой духовно не нацелена, техно сила порождает утопические надежды на безмерные вероятности людского ума и на массу прогресса. Полное преодоление экологических заморочек в соглашениях духовного кризиса немыслимо (это не значит, что Российская правоверная церковь призывает свернуть природоохранительную деятельность). Российская правоверная церковь связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей жителя нашей планеты и природы со рвением сообщества к духовному восстановленью. Антропогенная база экологических заморочек указывает, что люди изменяют мир вокруг нас в согласовании со родным внутренним миром, а потому преображенье природы подобать начинаться с преображения души. Преподобный Максим Исповедник убежден: человек может перевоплотить в рай всю мир только лишь тогда, иной раз он будет носить рай в для себя самом [5, с. 370]. Его мысль развивает протоирей Александр Ключарь: Для заслуги превосходнейших земных договоров, человек иногда сознательно разламывает и гробит экологию, нанося трудную рану, и даже непоправимую для грядущего потомства. Кратка и скоротечна наша земная жизнь, сделать верный выбор и успеть суметь приготовиться к встрече с Вечностью и Праведным Судьей — наше право и задачка. Там извинений не будет, потому что на это отпущено период и право в данной для нас земной жизни.
Ежели человек живет не по принципу потребительскому — дай мне самое наилучшее, то ему не тяжело узреть мудрость Божию в закономерности мирового бытия [7, с. 12]. Почти все экологические декларации отражают принцип управления миром как садом, но этого идеально недостаточно, чтоб выполнить намеченное. Необходимы доп, решительные деянья и их координация со страны цельных заинтересованных организаций и движений. Иной раз все население земли, либо жаждая бы мы — россияне, увидим самую генеральную и страшную причину в разрушении, а потом и смерти физического мира спустя нарушение природных законов природы и будем противостоять ей, тогда ключевая и главная задачка экологии будет выполнена, потому что скорость рушащих сил замедлится.
Самая же ключевая разрушительная причина кроется в том, на взор православных богословов, что отчасти нарушена, а большей отчасти разрушена экология людской души. Цитируя Достоевского можнож проговорить: Ежели в душе нет Господа, то экому человеку все возможно. Потому тюрьмы переполнены правонарушителями, и правонарушенья усиливаются. О этом пророчески прорицал замученный в Гулаге доктор и ученый, священник Павел Флоренский: Ежели вы помешаете людям располагать общение с Всевышним в храмах, то характеры человеческие так исказятся и испортятся, что тюрем не хватит, необходимо будет строить новейшие, и правительство закончит быть, как государство [7, с. 18]. Эким образом, экологический кризис принуждает пересмотреть дела жителя нашей планеты с миром вокруг нас.
Сегодняшний день все гуще критикуется концепция господства жителя нашей планеты над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Понимание того, что современное сообщество уплачивает за блага цивилизации очень драгоценную стоимость, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Выявляются внешности деятельности, наносящие вред естественной среде, разрабатывается налаженность ее охраны, пересматриваются способы хозяйствования, предпринимаются пробы творенья ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, тот или другой вместе с тем могли бы встроиться в природный естественный круговорот. Только лишь делается это еще пока вяло, часто формально, неэффективно. Существенное значение обладает развитие экологической этики. Руководствующееся ею публичное сознание выступает против потребительского стиля жизни, вызывает повысить высоконравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, дает усилить экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по охране окружающей среды на основанию пространного интернационального взаимодействия.
Российская правоверная церковь постоянно придавала принципиальное значение вопросцу отношения жителя нашей планеты и природы, экологическим дилеммам. Глобальная задачка экологии в ее осознании состоит в том, чтоб как-то устремляясь к исканию постоянных благ Королевства Небесного, надобно не забывать о земном, в рамках христианства соблюдать порядочные заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь и др., т. е. совершенствоваться в духовно высоконравственном восстановлении. Святейший Алексий II, Патриарх Столичный и всея Руси, еще в 1974 грам. связывал падение нравственности и кризисное состояние окружающей среды. Экологический кризис, бесспорно, связан с порядочным состоянием сообщества. Недаром глубочайшая тревога благодаря чему предлогу охватила нынче почти всех мыслителей, ученых, публичных и церковных деятелей [8, с. 104]. Один-одинешенек из ключевых принципов позиции Российской православной церкви в вопросцах экологии прибывает принцип единства и целостности сотворенного Всевышним мира. Православие не осматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человечий мир обоюдно соединены. С христианской точки зрения природа глодать вместилище ресурсов, предназначенных не для эгоистического и безответственного употребления, но дом, где человек прибывает не владельцем, а домоправителем.
Экологические задачи носят, по существу, антропологический нрав, водясь порождены человеком, а не природой. Потому ответы на почти все вопросцы, поставленные кризисом окружающей среды, держатся в главном, в людской душе, а не в сферах экономики, природных наук, техники. Эким образом, лаконичный анализ воззрений современной Российской православной церкви в вопросцах экологии указывает, что они в внушительной мере созвучны современным светским, научным позициям в заключении экологических заморочек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Accelerated Climate Change — Sign of Peril, Test of Faith. Geneva, WCC Programme Unit on Justice, Peace and Creation. 1994., 368 с. Задачи экологии души в Библии и российской православной традиции
2. Лебедева Е. А. Отношение христианина к природе // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
3. Марго Кесман. Завет, мольба и справедливость в творении. 5 эссе о Библии // Экотеология: гласа Севера и Юга / под ред. Дэвида Грам. Холмана. Мтр., 1997. 368 с.
4. Митрополит Сурожский Антоний. Христианство и экологический кризис // Экотеология. Гласа Севера и Юга. Мтр., 1997. 368 с.
5. Базы социальной концепции Российской православной церкви // О социальной концепции российского православия. Мтр., 2002.
6. Православие и экология. Столичный Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. Мтр., 1999. 448 с.
7. Протоирей Александр Ключарь. Глобальная задачка экологии в свете Православного учения // Сборник пленарных докладов 8 Интернациональных Рождественских образовательных чтений. Мтр., 2000 2888 с.
8. Святейший Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II. Христианский взор на экологическую делему // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
9. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Беседа о Господе — промыслителе мира // Православие и экология. Мтр., 1999. 448 с.
10. Философский энциклопедический словарь Мтр., 1999. 576 с.
11. Хосе Пепс Мтр. Кьюненен. Пророк природы и развития // Экотеология: гласа Севера и Юга. Мтр., 1997. 368 с.
Занятие представлена кафедрой философии, культурологии и истории Дальневосточного рыбохозяйственного технического института (Дальрыбвтуз). Научный управляющий — доктор философских наук, доктор Е. В. Кулебякин
Создатель: Н. И. Зямалова, ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ДУШИ В БИБЛИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ


Posted in Экология человека by with comments disabled.